Дышать становится не видно
Несмотря на официальные заявления, что экология в Усть-Каменогорске – «под контролем», уровень ее загрязненности с каждым годом повышается. Помнится, как года три назад один из высоких чинов ВКО, оперируя правильно подобранными цифрами, торжествующе сообщил, что областной центр стал чище и занял всего-то пятую строчку в числе самых «грязных» городов Казахстана. Вскоре этот высокий чин покинул наш регион и страну, а Усть-Каменогорск переместился на четвертое место, после Алматы, Шымкента и Актобе. Говоря иначе, экология города ухудшилась. И причина, конечно, не в увеличении числа автотранспорта, на который у нас принято валить львиную долю грехов.
- Высокое загрязнение воздуха в Усть-Каменогорске, Шымкенте, Актобе, Риддере и Темиртау сформировалось вследствие влияния выбросов предприятий цветной и черной металлургии, - сообщил недавно один из официальных республиканских сайтов. Если развить эту мысль, то выходит, что люди, которые получили дозу радиации в прошлом, продолжают накапливать токсины в организме из-за продолжительного и неуправляемого, особенно в период НМУ, техногенного загрязнения окружающей среды.
- Договоренности с предприятиями-загрязнителями о том, чтобы они снижали объемы производства и выбросов на одну треть в период НМУ, не имеют юридической силы и никогда не будут исполняться, - считает Эдуард Датчиков. - А как у нас утверждаются лимиты на выбросы? Министерство охраны окружающей среды РК, совершенно игнорируя международные обязательства республики и законодательство, без участия общественности ежегодно утверждает лимиты на вредные выбросы и размещение отходов с учетом достигнутых мощностей производства и планируемым объемом увеличения выпуска продукции. При этом не учитывается ПДК опасных веществ в окружающей среде, хотя делать это просто необходимо! Единственное, что остается властям – разрабатывать местные программы по экологии, в которых не предусмотрены ни финансирование реабилитации населения в полном объеме, ни возмещение нанесенного ему ущерба. Никто из власть имущих не оспаривал размер экологических выплат, поскольку никто из них не задавался целью определить фактический ущерб, нанесенный здоровью граждан.
Эдуард Викторович отдает отчет тому, что добиться признания Усть-Каменогорска зоной экобедствия будет очень трудно из-за больших финансовых затрат государства, политической и экономической подоплеки вопроса. Хотя попытка, по его разумению, не пытка. Предложения Датчикова в резолюцию круглого стола включили. Участники этого заседания – специалисты природоохранных ведомств и городских предприятий – предложили акимату и маслихату ВКО решить вопрос о финансировании разработки методики, которая определит реальный размер ущерба гражданам, нанесенного Семипалатинским ядерным полигоном и техногенными загрязнениями окружающей среды. Но вот ведь где собака зарыта: даже если вдруг методику разработают и средства для этого найдут, то еще не факт, что ее утвердят в правительстве. А значит, страдающее от дурной экологии население реальной компенсации не увидит.
Ольга Ушакова
В комментариях запрещены ненормативная лексика и оскорбления, высказывания, нарушающие нормы законодательства РК, реклама, комментарии, набранные ЗАГЛАВНЫМИ буквами. Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с тем, что можете быть привлечены к ответственности в соответствии с законодательством РК, а также даёте свое согласие на сбор и обработку ваших персональных данных.