16 Сентября 2008 10:35:00

И ВАЗ тоже вылечат

Мы уже писали о том, что в ближайшее время в стране будут введены драконовские пошлины на ввоз иномарок, из-за чего стоимость скромных «мазд» и «фольксвагенов» старше трех лет вырастет, минимум, в два раза. И все это, похоже, только ради флагмана отверточной индустрии РК – «Азии Авто».
0 КОММЕНТАРИЕВ

При этом в Казахстане производство легковых автомобилей начало сохнуть на корню. А предприятие «Азия Авто», собирающее автомашины «Нива», Skoda и Chevrolet, резко сбавило обороты, выпустив в 2008 году автомобилей на 24,5 процента меньше, чем за аналогичный период 2007 года. И все это на фоне новостей о намечающейся сделке между ОАО «АвтоВАЗ» и ОА «Азия Авто», в результате которой в Казахстане предполагается довести производство автомашин Lada до 120 тысяч штук в год. С одной стороны, громадье планов, а с другой – суровая реальность, демонстрирующая обреченность проекта. Однако это не единственная странность масштабного бизнес-проекта.

Через неделю ожидается подписание договора о продаже значительного пакета акций АО «Азия Авто» (самого крупного «отверточного» автопроизводителя Казахстана) российскому автогиганту – ОАО «АвтоВАЗ». Оглашается только прикидочная сумма сделки, причем в оценках у обоих участников фигурируют разные суммы. По версии АвтоВАЗа – 70–80 миллионов долларов. А по версии «Азия Авто» – четверть от 146,5 миллиона – текущей рыночной стоимости компании.

Пресс-служба АО «Азия Авто» сообщила «Литеру», что АвтоВАЗ выразил намерение купить пакет «25 процентов + 1 акция». «Мы не исключаем в дальнейшем увеличения этой доли, однако это не является предметом текущих переговоров», – говорится в официальном сообщении, с уточнением, что сделку планируется осуществить путем дополнительной эмиссии акций, а не продажей их действующими акционерами.

Между тем обе стороны дают одинаковую информацию о своих дальнейших намерениях: в случае подписания договора в Усть-Каменогорске сборка автомобилей «ВАЗ» будет доведена до 120 тысяч автомобилей в год. И это самое интересное и непонятное в сделке.

Кстати, казахстанское автосборочное предприятие может и сейчас собирать 45 тысяч машин трех различных торговых марок. Но почему-то этого не делает. И мы даже догадываемся почему. Нет должного спроса. В прошлом году с конвейера сошло всего 6311 автомобилей, причем свыше тысячи машин из этого количества своевременно не были реализованы. В частности, Lad’ было продано всего 2750 единиц. В 2006-м – и того меньше.

История вопроса

Как известно, АО «Азия Авто» входит в группу компаний «Бипек Авто». А «Бипек» – это официальный дилер АвтоВАЗа по Казахстану. В прессе в разное время высказывались соображения, что данная группа построила сборочное автопредприятие в Усть-Каменогорске с одной целью: обойти своих конкурентов в борьбе за благосклонность АвтоВАЗа. В конце 90-х в Казахстане было несколько серьезных автосалонов, рассчитывающих стать единственными продавцами «Жигулей». Но построить собственную сборочную линию в качестве железного аргумента, чтобы покорить сердца тольяттинцев, никто не догадался, кроме «Азии Авто».

Позже завод пригодился и для других целей. Например, для побед в конкурсах по госзакупкам. Компания получает преимущество перед другими участниками тендеров как отечественный производитель. Даже несмотря на то, что иногда бюджетные организации покупают даже не ту Lad’у, которая производится в ВКО. Поэтому в экспертной среде сложилось мнение, что наших предпринимателей никогда всерьез и не интересовало наращивание производства. Поскольку завод – это несколько обременительная, но необходимая ширма. А само предприятие (как и все в Казахстане) процветает не от станка, а от прилавка. Эти выводы начинают претендовать на объективность после знакомства со статистикой продаж.

Товар – деньги – навар

«Бипек Авто» по итогам прошлого года занял на рынке новых машин лидирующее положение по количеству продаж среди всех «белых» дилеров – 48 процентов. Это с учетом всех автобрендов, официально присутствующих в Казахстане. А если взять только узкую специализацию (российские автомобили), то станет ясно, что эта компания практически монополист, потому что отдает всего 2 процента рынка «Виражу», занимающемуся поставками всех других марок, кроме «ВАЗов».

Всего «Бипек Авто» за 2007 год продал 21231 автомашину российского производства. При таких объемах продаж получается, что у «Бипек Авто» нет никакой экономической целесообразности выводить на полную проектную мощность свое автопроизводство. Действительно, если собственная продукция продается в 7,72 раза хуже привозной, зачем морочить себе голову?

Тем более что гонять машины на продажу намного выгоднее, чем заниматься их сборкой. Так, по данным «Автосправки», в этом месяце в Тольятти в розничной торговле «ВАЗ-2107» предлагается за 141 тысячу рублей, а у нас автосалон «Бипек» продает ту же модель за 785 тысяч тенге. Если сравнивать в долларах, то в Казахстане «нестареющая» классика почти на 1100 долларов дороже, чем в России. Причем маржа в тысячу долларов делается на самых рядовых «Жигулях». Вряд ли где еще в легальном бизнесе сейчас есть такая прибыль.

Правда, в этом году, судя по официальной информации, продажи вазовских автомобилей не выйдут даже на прошлогодний уровень. Так как по состоянию на июль была продана всего 6301 машина торговой марки Lada. И подавляющее большинство из них произведено на берегах Волги, а не Иртыша. За семь месяцев компании удалось реализовать только 1601 казахстанскую «Ниву».

И это при том, что руководители «Азия Авто» еще несколько месяцев назад обещали существенный рост продаж. Правда, потом президент предприятия господин Мандиев дальновидно снизил прогноз роста до 5 процентов. Тем не менее всем казахстанцам уже должно быть понятно, что только благодаря экономическому чуду компания может выйти хотя бы на прошлогодние показатели. Такая ошибка в расчетах «Азия Авто» не может не настораживать.

Два пишем, три в уме

В Казахстане до сих пор ни у кого нет объективных данных по поводу емкости республиканского автомобильного рынка. Ержан Мандиев, например, полагает, что в республике за год реализуется порядка 350 тысяч машин. В прошлом году, по его словам, в Казахстане, с учетом вторичных сделок, было продано вообще около 800 тысяч автомобилей.

Между тем генеральный директор «Астаны Моторс» Нурали Ахметов считает, что общий объем рынка автомобилей Казахстана составляет порядка 150 тыс. единиц. Близки к его оценкам и заключения заместителя председателя независимого Автомобильного союза Григория Кременецкого. По его словам, в прошлом году в стране было продано порядка 250 тысяч ввезенных автомобилей. Процентов 80 этого числа точно были подержанными иномарками. В этом же году из-за финансового кризиса рынок сжался примерно вполовину. Тысяч 120 все же было ввезено, но все их продать вряд ли удастся.

По данным эксперта Ernst & Young Ивана Бончева, на которого ссылается газета «Коммерсант», рассказывающая о поглощении АвтоВАЗом нашей «Азии Авто», в Казахстане в год реализуется 400–450 тысяч машин. А общий парк страны насчитывает 2,3 миллиона транспортных средств.

Между тем данные руководителя «Азия Авто» близки к статистике МВД. То есть и некоторые предприниматели, и власть, которая, как недавно стало известно, готовится ввести новые пошлины на подержанные автомобили, оперируют примерно одинаковыми цифрами. Так, по данным руководителя пресс-службы МВД Багдата Кожахметова, распространенным агентством «Интерфакс-Казахстан» 23 июня, в прошлом году прирост автопарка страны составил 508,6 тысячи машин. Но здесь, очевидно, в отчетность попадает и вторичный рынок. Дорожная полиция просто выдает количество регистраций, причем такая цифра явно раздута за счет не только автовладельцев, но и за счет их родственников и друзей, получивших доверенности и «надувших» таким образом статистику. Если бы автопарк страны (всего, по официальным данным, 3,2 миллиона машин) действительно рос такими темпами, как заявляют Кожахметов и Мандиев, то, следовательно, 6–7 лет назад единственными транспортными средствами казахстанцев были верблюды и ишаки. Кстати, пресс-секретарь МВД в тот же день заявил, что с января по июнь 2008 года было продано свыше 200 тысяч машин. Хотя мы знаем, что все автосалоны в этом году снизили свои прогнозы продаж.

Напомним, что основной аргумент правительства, пытающегося обосновать необходимость ввода ограничений на подержанные иномарки, – забота об экологии. Чиновники заявляют, что главный источник загрязнения атмосферы – выхлопные газы автомобилей, которых развелось слишком много. Поэтому вполне возможно, что одно из ведомств, входящих в кабинет министров, намеренно завышает данные по поводу количества машин. В прошлом году, когда готовилось обоснование для ввода запрета на ввоз праворулек, МВД тоже выдавало цифры, демонстрирующие количество аварий с участием японских автомобилей. Но при этом дорожная полиция так и не смогла представить статистику, которая бы показывала, что автомобили с правосторонним управлением были именно виновниками ДТП, а не просто участниками.

В следующем номере мы попытаемся найти ответ на вопрос, зачем АвтоВАЗ решил войти на наш довольно мутный авторынок.

Игорь НЕВОЛИН, Алматы

Источник: Газета "Литер"
Хотите узнавать информацию о жизни Усть-Каменогорска первыми? Подписывайтесь на наш Telegram-канал.
Комментарии
Владельцы сайта не несут ответственности за содержание комментариев читателей.
В комментариях запрещены ненормативная лексика и оскорбления, высказывания, нарушающие нормы законодательства РК, реклама, комментарии, набранные ЗАГЛАВНЫМИ буквами. Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с тем, что можете быть привлечены к ответственности в соответствии с законодательством РК, а также даёте свое согласие на сбор и обработку ваших персональных данных.
Комментариев пока нет.
Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии