15 Сентября 2008 07:10:00

Избирательный подход: Почему предпринимателей делят на «своих» и «ненужных»

Каждое рабочее утро владельцы маленьких усть-каменогорских хлебопекарен начинают с телефонных звонков на мукомольные предприятия: «Ну, что вы нам сегодня хорошего скажете? Почем цены на муку первого сорта?» И снова огорчаются, потому что на том конце провода будничным голосом произносят: «68 тенге за килограмм». Это для них очень дорого – не выжить…
0 КОММЕНТАРИЕВ

Маленькие хлебопекарни в Усть-Каменогорске и других городах ВКО в октябре прошлого года стали у властей то ли нелюбимыми дочерями, то ли вовсе надоевшими падчерицами. Мину замедленного действия под этот бизнес заложил «хлебный» меморандум, подписанный еще экс-акимом Восточного Казахстана Жаныбеком Карибжановым. Глава области руководствовался исключительно благими намерениями (во всяком случае, по его словам) и приказами, отданными «сверху»: документ создавался, чтобы сдержать цены на хлеб и избежать недовольства населения. Гарантом этому должен был стать стабилизационный фонд области, в который стекается недорогое зерно для выпечки так называемого социального хлеба. Этот продукт и сегодня мы видим на прилавках - по цене 43 тенге за буханку. Вероятно, для малообеспеченных людей это какая-никакая экономия семейного бюджета: обычный хлеб стоит дороже - 50-55 тенге за булку.

А вот право покупать социальную муку из стабфонда в Усть-Каменогорске получили далеко не все хлебопекарни (тогда их в городе было более двадцати), а только семь наиболее крупных. На первый взгляд, это тоже было продиктовано благими намерениями. На деле вышло, что предпринимателей поставили в неравные условия, хотя по закону они все обладают одинаковыми правами. Реалии хозяев небольших пекарен сегодня все больше напоминают проблемы «маленьких людей» - знаменитых персонажей классических произведений: они одиноки, нуждаются в поддержке, но их никто не слышит…

Вот такие пироги!

Сразу определимся: маленькие пекарни – те, кто выпускает около одной тысячи буханок за сутки. Их владельцы охотно отвечают на мои вопросы, но просят не называть имен в газете.

- Нас в прошлом году очень напугали. Вспоминаю это, как кошмарный сон. После моего выступления в прессе и акимате, где я все рассказала, как есть, начались массовые проверки на нашем предприятии. Знаете, как нас трясли! Контролирующие органы приходили без всякой регистрации, и потом не докажешь, что они у нас были… – делится хозяйка пекарни, которую я знала раньше как боевую и смелую женщину. – Мне в открытую говорят, мол, уходите с этого рынка, если не можете справиться со своим бизнесом. Но ведь все знают, что проблема - в другом! Я бы с удовольствием продала пекарню, чтобы вернуть вложенные деньги, но ее сейчас никто не купит. Некоторые хлебопеки все же бросили свое дело и уехали.

- Тогда, в прошлом году, нам даже не предлагали подписать меморандум и пользоваться правом покупки недорогой муки, - рассказали мне владельцы других маленьких пекарен. – Потом мы не раз обращались в городской акимат с просьбой о выделении квоты на муку из стабфонда, но всегда получали категоричный отказ. Сейчас терпим сплошные убытки. И это еще отопительный сезон не начался…

Предприниматели рассказали, что на днях опять позвонили в ТОО «Каравай» - мукомольное предприятие, которое перерабатывает муку из стабфонда, и спросили: будут ли обновляться списки хлебопеков, которые могут покупать социальную муку? Ответ был отрицательным.

Простая арифметика

Для того, чтобы все стало понятно, немного посчитаем. Обозначенные в меморандуме бизнесмены имеют право ежемесячно покупать в стабфонде в пределах 180 тонн муки первого сорта, из которой и выпекается хлеб, по 40 тенге за кило. Это неплохое подспорье. С маленькими хлебопеками мукомольные предприятия не церемонятся, «загоняя» им свой товар по 68 тенге. И требуют стопроцентной предоплаты.

- В деревнях нам предлагают муку подешевле – по 65-66 тенге. Даже при таких ценах отпускная цена буханки из пекарни должна быть около 55 тенге. Но за эти деньги торговые точки хлеб не купят: они же должны еще свою накрутку сделать! Их даже не устраивает та цена, по которой мы сейчас им хлеб предлагаем – 45 тенге, - сокрушается хозяйка маленькой пекарни, - Некоторые магазины уже отказываются от наших услуг и берут по 40 тенге за булку хлебную продукцию тех бизнесменов, кто имеет возможность покупать социальную муку из стабфонда. В последнее время опять выросли цены на ГСМ, подсолнечное масло, дрожжи и даже соль. Деньги нужны на развитие производства, да и зарплату людям надо повышать, а из каких источников? Я работников понимаю, понемногу выдаю им премии, хотя не за что. Объемы-то у нас снижаются! И доходность составляет всего 2 процента. На такие деньги долго не продержишься! Специалисты уходят с предприятия.

Письмо к акиму

Автору этих строк очень хочется верить, что бывший глава области, пригласив подписать «хлебный» меморандум всего несколько предпринимателей, руководствовался исключительно лучшими побуждениями. Но факты с этим умозаключением все-таки не вяжутся. Больше похоже на то, что с помощью административного ресурса (коль уж не получилось нормальным, рыночным путем!) маленькие пекари вытесняются с рынка и расчищается поле для одних бизнесменов в ущерб интересов других. Как вы думаете, это правильно? О какой тогда социальной справедливости и создании равных условий для бизнеса так много говорят с высоких и не очень трибун, не знаете?

Мне приходилось слышать и такое мнение: «Ну и что, если закроется ряд пекарен? Зато некоторые «крупняки» наконец-то смогут нарастить объемы производства. Сейчас их мощности полностью не задействованы. Население и госбюджет от этого вряд ли пострадают!» А почему, собственно, эти «некоторые» крупные хлебопекарни раньше не смогли полностью загрузить свои мощности? Может, потому, что маленькие составляли им серьезную конкуренцию по качеству и цене?

- В свое время у нас уже сложился хлебный рынок, все заняли свои ниши. Благодаря большой конкуренции качество хлеба и хлебо-булочных изделий в Усть-Каменогорске – самое высокое по всей республике, - считает председатель ВК организации профсоюзов работников малого и среднего бизнеса и директор ВК филиала Форума предпринимателей РК Галина Казанцева. – И ассортимент обширный. Сложившаяся же ситуация в конечном итоге приведет к созданию монополистов, ликвидации предприятий малого бизнеса. А это противоречит политике Президента РК. Более того, население может получить хлеб такого качества, с которым хорошо только под мост, «на темное дело» ходить.

Пока одни владельцы небольших пекарен с содроганием ждут завтрашнего дня и уже не рассчитывают увидеть свет в окне, другие подготовили письмо к акиму ВКО Адылгазы Бергеневу, где кратко, но проникновенно изложили суть происходящего на хлебном рынке. И очень надеются на то, что им помогут. Иначе мы действительно придем к тому, что в этой сфере останется пара-тройка монополистов, которые будут диктовать свои правила игры. А население, безусловно, останется в проигрыше. Прецеденты в республике есть.

Ума – палата. Национально-экономическая

К сожалению, история, которая приключилась с восточно-казахстанскими пекарнями, является наглядной иллюстрацией того, как сегодня на самом деле относятся к субъектам малого предпринимательства. Вроде бы на всех уровнях декларируется необходимость его поддержки и развития, но…и исполнительные структуры власти, включая контролирующие органы, и даже многие представители крупного бизнеса ищут возможность, как решить свои материальные проблемы за их счет. Постоянный передел и отъем собственности – это тоже из наших реалий. Газета «Устинка плюс» уже рассказывала о странных, мягко говоря, предложениях Национально-экономической палаты (НЭП) «Атамекен», объединившей ряд предприятий большого бизнеса, по внесению изменений в законодательство о частном предпринимательстве. Это - обязательность членства субъектов бизнеса в «Атамекене» и, как следствие – обязательность взносов. Объяснятся новации тем, что бизнесмены смогут получить квалифицированную защиту. Но эксперты подсчитали: при таком раскладе Национально- экономическая палата, совершенно не напрягаясь, будет иметь 5 млрд. тенге ежегодно! А вот сможет ли она поддержать малый и средний бизнес- это еще большой вопрос. Позже, под напором недовольной общественности руководитель «Атамекена» Азат Перуашев объяснил, что-де не то имел в виду. Предприниматели не обязательно должны вступать именно в его организацию. Споры, казалось, поутихли, но спустя пару месяцев «Атамекен» вновь «открыл личико».

Добровольно, но принудительно

На днях Галина Казанцева вернулась из Астаны, где рабочая группа бурно обсуждала поправки в Закон РК «О частном предпринимательстве».

- На мой взгляд, «Атамекен» и теперь больше думает о своем благополучии, нежели о развитии малого и среднего бизнеса, - считает Галина Сергеевна. – Он по-прежнему настаивает на обязательности вступления предпринимателей вступать в общественные объединения и лишении первых права самостоятельно обращаться в госорганы со своими предложениями. Разумеется, членские взносы также будут обязательными. А общественные объединения становятся правоспособными и могут работать только после того, как вступят в Национально-экономическую палату. Которая, по их поправкам, в Казахстане может быть только одна – «Атамекен». Мы, Форум предпринимателей, им говорим: «А как же Конституция, Гражданский кодекс, по которым гражданин имеет право на свободу выбора, возможность по своему усмотрению создавать общественные объединения?» Знаете, что они нам отвечают? «Предприниматель – это не гражданин!» То есть, идет подтасовка законодательства. К тому же, вразрез законам «Атамекен» - негосударственная общественная организация, пытается подменить функции государства! Ведь правоспособность любого субъекта предпринимательства наступает с момента его регистрации в госорганах!

Но и это – не все. Как рассказала Галина Казанцева, НЭП предлагает внести в закон еще одну статью – о себе, любимой – где расписывают свой устав. Другие общественные объединения игнорируются.

- Налицо – имперские замашки и попытка создания стопроцентного монополизма, - возмущена она. – «Атамекен» сможет единоначально взаимодействать с правительством, а все остальные объединения – нет! Это опасно. Пример тому – Закон РК «О госзакупках». Старый был плохой, а этот – еще хуже. Одна двухуровневая система отбора этих госзакупок чего стоит! Пока их пройдешь, можно без портков остаться. И теперь много недовольных. А ведь в свое время, несмотря на сопротивление Форума предпринимателей, он был принят с одобрения НЭП «Атамекен».

«Атамекен» - организация, которая защищает интересы крупного бизнеса. Проблемы маленького ему не понятны. Он был и остается под гнетом.

Форум предпринимателей, в свою очередь, подготовил более 260 предложений в новый закон о частном предпринимательстве, которые реально помогут ему развиваться, вывести из теневой экономики. Наша газета уже рассказывала о них подробно. Помимо этого, он внес свои предложения в законопроект «О государственном контроле и надзоре», который должен упорядочить систему проверок субъектов предпринимательства.

- По некоторым данным, оборот взяток сегодня по сумме превышает платежи и налоги в бюджет. И никто не хочет это признать! – считает Галина Сергеевна. – Из бизнеса сделали дойную корову. Поэтому, вопреки официальной статистике, число предприятий малого бизнеса не увеличивается, а снижается.

Ольга Ушакова

Источник: газета "Устинка-плюс"
Хотите узнавать информацию о жизни Усть-Каменогорска первыми? Подписывайтесь на наш Telegram-канал.
Комментарии
Владельцы сайта не несут ответственности за содержание комментариев читателей.
В комментариях запрещены ненормативная лексика и оскорбления, высказывания, нарушающие нормы законодательства РК, реклама, комментарии, набранные ЗАГЛАВНЫМИ буквами. Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с тем, что можете быть привлечены к ответственности в соответствии с законодательством РК, а также даёте свое согласие на сбор и обработку ваших персональных данных.
Комментариев пока нет.
Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии