12 Июня 2008 18:09:00

Культ бесчеловечности: Деморализация общества породила поколение агрессоров

Подростковая жестокость существовала всегда. Если раньше дело сопровождалось дракой или пьянкой, и это уже было жутко, то сегодня подростки калечат и совершают убийства. Можно сказать, копируют взрослых, потерявших человеческий облик, которые также калечат и убивают детей.
0 КОММЕНТАРИЕВ

6 мая этого года четырнадцатилетнего парнишку во дворе дома на улице Крылова в Усть-Каменогорске встретила компания ребят, таких же подростков. Один из них выстрелил в парня из пневматического пистолета. Пуля попала в глаз, и врачи потратили много усилий, чтобы удалить ее. Потрясенный, испуганный, поначалу мальчишка отказывался объяснять, что произошло, и только когда ему объяснили, что он мог лишиться зрения, стал давать показания. Те, на кого он указывает, в том числе и стрелявший, категорически все отрицают. Дело передано в криминальную полицию.

12 апреля этого года в Ульбинском районе тинейджерами убит несовершеннолетний – раньше отношения между участниками трагедии были почти враждебными, и угораздило же их в тот день вместе напиться в одной квартире. Все закончилось дракой, и гостя забили до смерти. В Семее в феврале 2008 на дне рождения одноклассницы несколько ребят решили сходить за спиртным, вышли из дома, поссорились, и во время драки один парень несколько раз ударил другого ножом. Раненый, 1991 года рождения, не выжил.

Подростковые конфликты и нападения на сверстников почему-то не вызывают особой настороженности у большинства взрослых, пока детская драка не заканчивается инвалидностью или смертью одного из участников. Тогда вдруг шалость «внезапно» превращается в преступление. От жестокого избиения до убийства – рукой подать, все зависит только от того, насколько мощным будет всплеск агрессии несовершеннолетнего, поскольку подростки управляют собой намного хуже, нежели взрослые.

Для современных детей старшие давно потеряли авторитет и вполне подходят на роль жертвы. В этом году в Ульбинском районе четверо школьников убили таксиста, чтобы завладеть машиной и продать ее. В прошлом году школьник убил отца за то, что тот изменил матери – привел в ее отсутствие домой другую женщину. Примеров по области также предостаточно. В прошлом году три девочки убили 80-летнюю пенсионерку из-за 2000 тенге, чтобы потратить их на спиртное и развлечения.

Достаточно?

Агрессия. Истоки

Дети стали агрессивнее. Как яркий показатель – тот факт, что в областном центре в этом году отмечается рост подростковой преступности, увеличилось число трудных подростков, состоящих на учете в Отделе по делам несовершеннолетних. По области идет снижение преступности, в частности, сократилось количество случаев нанесения тяжких телесных повреждений и убийств, зато эти показатели выросли в Усть-Каменогорске.

Это не замкнутое региональное явление, как вы понимаете. Подростки повсеместно все чаще и чаще, не задумываясь, идут на насилие над другими людьми,. Агрессия становится привычной реакцией, обычной линией поведения, и то и дело принимает совершенно неуправляемые, дикие формы. Это касается и нашей страны, и большей части стран постсоветского пространства. Естественно, педагоги, социологи, психологи пытаются понять причины. И многие предположения уже отвергнуты. Часто в качестве основного корня зла видели наркотики и алкоголь, однако, как показала практика, частые вспышки насилия не прекращаются даже там, где проводится очень тщательная и качественная профилактика наркомании.

Версия о том, что телевизионные сюжеты, компьютерные игры, рок-музыка способствуют эскалации насилия в среде подростков, горячо любима многими. Однако даже те психологи, которые говорят: «Насилие, изображенное в продукции современной массовой культуры, усиливает агрессию», - признают: повышает, но не является ее причиной! Когда специалисты начинают винить в преступлениях младшего поколения высокие технологии или средства информации, они таким образом банально снимают с себя ответственность за происходящее. Мало кто из них полагает, что однажды игры, фильмы, компьютеры, спид-трэш-металл и различные субкультуры отменят. Это же бизнес, в котором крутятся астрономические деньги. Педагоги и психологи, политические и общественные деятели лукаво требуют запретить то, что в итоге окончательно никто не запретит. Таким образом, они как бы оправдывают свою неспособность перевести в безопасное русло растущую злобу и нетерпимость в подростковой среде, да и в обществе в целом. Ведь каждый из вас сразу же скажет: дети звереют не сами по себе. Они отзываются, реагируют на угрозу и давление извне.

Мнение эксперта

Психиатр Мирхат Мукушев, зам. главного врача Областного психоневрологического диспансера, поясняет, что корни агрессии – биологические.

- Мы люди, изначально существа био- и психосоциальные. Мы являемся хищниками, у нас в крови защищать свою территорию, жизнь, и при проявлении опасности со стороны другого существа мы проявляем агрессию.

Поскольку человек, все-таки, не просто животное, а носитель интеллекта, способный осмыслить такие понятия, как «душа», «индивидуальность», «равноправие», «свобода», он столь же сильно реагирует на угрозу целостности его психики и его личности. Что также рождает агрессию в ответ на унижения, стресс, моральные конфликты (вспомните убийство отца в отместку за мать).

-В процессе социализации взрослеющий человек усваивает определенные моральные, этические, нравственные, культурные стандарты. Все зависит от того, как он их воспринимает. Имеющаяся сейчас проблема требует исследования, времени, - говорит психиатр. - Но, тем не менее, предположить можно, что определенные социальные нормы – и это ни для кого не секрет – существовавшие в советское время, ныне утеряны. Социальные институты, которые корректировали личность по мере мужания: детский сад, школа, институт, детские и юношеские организации, - сейчас частично утеряны, а те, что остались, в значительной мере утратили свое влияние. Сейчас, к сожалению, по сути нет никакой системы воспитания. Ребенок предоставлен сам себе. Он живет в городских джунглях.

- Это уже можно назвать болезнью общества.

- Это государственная, вообще-то, проблема! Раньше существовала система социальных гарантий со стороны общества, и родители были не только обязаны воспитывать ребенка, но и имели для этого возможности. Сейчас они не располагают элементарным – временем и психологическими ресурсами, чтобы уделить их своему отпрыску. Родители заняты, им надо выживать. Общественные ориентиры так же сменились. Если раньше жестокость подвергалась остракизму, то сейчас на это не обращают внимание. Если есть дело педагогу, то он будет пытаться привить другие взгляды на жизнь, если же нет… Фактически, эта система отпущена на самотек. Поэтому у нас получается, что подрастающими поколениями государство, на мой взгляд, занимается существенно меньше, чем это было в советское время. Результат налицо.

- Подростки просто сами берут у жизни «уроки жестокости»?

- В этом периоде усвоение общественных норм идет как копирование. Дети повторяют своих родителей, или тех, кто в их глазах имеет авторитет. На сегодня те законодательные нормы, которые существуют, несут в себе определенную двусмысленность. И взрослые живут по двойным стандартам. Предприниматели, как правило, нередко нарушают закон – кроме того, принято считать, что честно разбогатеть невозможно, что честные люди не работают в правоохранительных органах, что везде есть воровство, подлоги, правонарушения. И государство за это не карает. Преступать законы и нормы – допустимо. Это и становится догмой для подростка. От ответственности можно уклониться. В переломное время 90-х дети могли уяснить, что в приоритете - не духовность, а деньги, которые тогда делали на обманах; сейчас продолжается то же самое.

Кстати, это отчасти объясняет случаи, когда преступления совершают дети из благополучных и обеспеченных семей. Они зачастую инфантильны, не способны отвечать за свои действия, но уверены, что от наказания за проступок, совершенный вне семьи, можно даже откупиться – родители «отмажут».

Психиатры утверждают: дети, подростки – это слепок общества. Его часть. Растет, скажем, бытовое насилие – растет и подростковое. Представители областного Управления комитета по правовой статистике в аналитической справке отмечают: «Учитывая сложность современной жизни, надо сказать, что экономические трудности влекут за собой разрыв внутрисемейных связей. Супружеская конфликтность имеет тенденцию к росту. Увеличивается количество преступлений именно в быту. Постоянные проблемы в семье, бытовая неустроенность, незанятость мужей, как правило, приводят к семейным конфликтам». Ничего странного, что отношения становятся более агрессивными, и в первую очередь от них страдают наименее защищенные – дети.

- «Переадресация» агрессии может быть? Ребенок постоянно наблюдает ссоры и драки дома, сам подвергается насилию. Не имея возможности противостоять доминирующему взрослому в семье, школе, он переносит агрессию на другое, более слабое, лицо? Самоутверждается таким образом?

- Такой механизм, конечно, есть - «смещение аффекта», реактивная агрессия, как ее еще называют, - поясняет Мирхат Мукушев. - Этот феномен всем знаком: на главу семьи начальник на работе наорал, он пришел домой и «дал по зубам» всем домашним. Цепная реакция. Мы возвращаемся к проблеме, что люди живут сейчас очень замкнуто, кто как воспитывает своего ребенка, что происходит в семьях – никому не интересно.

Домашняя жестокость неконтролируема, поскольку ее стало почти невозможно зафиксировать. Отношения в рабочих коллективах, в офисах, как правило, столь же неконтролируемы. На выросшего, работающего человека тяжелое давление оказывает общество. Все его новые, неустоявшиеся, нездоровые, извращенные «нормы». И он, в свою очередь, переносит свою ответную агрессию на слабейшего – ребенка. Зачастую в не менее жестокой форме, как в тех случаях, с которых мы начали: в этом мае, в начале рано нагрянувшего лета, неизвестный напал на старшеклассницу, в подъезде дома ее подруги. Она успела заметить только одно – это был взрослый человек. Мужчина зверски избил девочку. К счастью, его спугнул спустившийся лифт. Жертва смогла заползти в кабину и потеряла сознание. Для нее все закончилось переломом носа, сотрясением мозга и тяжелейшим реактивным стрессом. Свидетели, обнаружившие ее в лифте, в ужасе передавали подробности: «Было очень много крови».

Можно сказать, это - замкнутый круг. Дети становятся жертвами и палачами. Самое главное: они - наши обвинители и свидетели преступления, которое совершают взрослые, начиная от высоких государственных чиновников и заканчивая родителями: они уничтожают в обществе человечность.

Анастасия Сулаквелидзе

Источник: газета "Устинка-плюс"
Хотите узнавать информацию о жизни Усть-Каменогорска первыми? Подписывайтесь на наш Telegram-канал.
Комментарии
Владельцы сайта не несут ответственности за содержание комментариев читателей.
В комментариях запрещены ненормативная лексика и оскорбления, высказывания, нарушающие нормы законодательства РК, реклама, комментарии, набранные ЗАГЛАВНЫМИ буквами. Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с тем, что можете быть привлечены к ответственности в соответствии с законодательством РК, а также даёте свое согласие на сбор и обработку ваших персональных данных.
Комментариев пока нет.
Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии