"Мамонты" городского здравоохранения
Семейно-врачебная амбулатория №7 в Усть-Каменогорске размещается, можно сказать, в раритетном здании. Но гордости за то прикрепленные к СВА, в числе которых и автор этих строк, не испытывают. В коридорах двухэтажного барака, которому в обед полста лет, не разойтись. Деревянные лестницы и полы подозрительно вибрируют под ногами. Стены кабинетиков пробирает дрожь после каждого хлопка дверью, постоянно мигает свет. Гинеколог СВА ведет прием за 5 остановок от самой амбулатории. Туда же направляют на сдачу анализов.
Унылый внешний вид большинства лечебных учреждений города, спертый воздух шести-семиместных палат, убогие кровати и прочая мебель, отсутствие нормальных туалетов, СВА в бараке военной поры - этим устькаменогорцев не удивишь. Когда выбора нет, "капризничать" бессмысленно.
Эти "достоинства" хорошо видны "незамыленному" взгляду. Наверное, поэтому у недавно назначенного акимом ВКО Бердыбека Сапарбаева сложилось тягостное впечатление после посещения объектов здравоохранения областного центра. Вывод высокого чиновника был однозначным: медицинские учреждения не соответствуют современным требованиям. Если медоборудованием больницы еще обеспечены, то остальное не выдерживает никакой критики.
Вызывает нарекания и само качество оказываемой помощи. Недавно в Усть-Каменогорске прошла презентация социологического исследования на тему: "Оценка качества предоставления медицинских услуг жителями г. Усть-Каменогорска". Работа, выполненная сотрудниками Института анализа и прогнозирования ВКО по заказу управления внутренней политики области, только подтвердила, что не все ладно в здравоохранении региона.
В числе главных недостатков респонденты назвали невысокий уровень врачебной квалификации, огромные очереди, и, как ни парадоксально, - равнодушие медиков к пациентам. Как подтверждение прозвучал рассказ участницы встречи, председателя общества женщин-инвалидов, имеющих на своем иждивении несовершеннолетних детей, "Биби-ана" Кульзипы Кунияровой: "Несколько лет назад я перенесла онкозаболевание. После обращалась к врачу, беспокоило сердце. Тому, видимо, это надоело, и однажды мне заявили: "Хотите быть инвалидом и здоровой одновременно?" Больше я в тот кабинет ни ногой. Когда в очередной раз было плохо с сердцем, зашла подруга. Увидев мое состояние, вызвала "скорую". Молоденький врач, осмотрев, удивился: "Как вы только еще живы?" И госпитализировал. Врач же приемного покоя, отчитал молодого коллегу, не потрудившись отозвать в сторону: "Зачем привез онкологическую больную?" Вкололи мне пару уколов и отправил восвояси. Когда отдышалась малость, вспомнила: деньги-то дома остались! Но и пешком не могу. Села в трамвай как бомж. Подошла кондуктор, я все рассказала. Женщина оказалась отзывчивой. Не высадила".
Представители медицины, ставшие невольными оппонентами на презентации, в свою очередь, считают, что виноваты не медики, а система. Ее болезни и бьют рикошетом по больному. А врач сегодня, по их определению, "забитое, всего боящееся существо". В настоящий момент в области остаются вакантными около 600 ставок. Когда нагрузка на одного участкового превышает все мыслимые нормы, тут уж не до "телячьих нежностей". Тяжело и в стационаре. Только за последнее время в городской БСМП на рабочем месте умерли 4 врача.
- Сегодня профессия врача вышла из разряда престижных. В мединститут один из самых невысоких проходных баллов, туда и троечник поступит. Вот вам и качество, - подытожил заместитель главного врача областного психоневрологического диспансера Мирхат Мукушев.
Провалы на медицинской ниве в полной мере ощущаются больными. Не секрет, что казахстанское здравоохранение на 80% пользуется тем, что осталось от Советского Союза. С новым в ВКО движется туго. В Усть-Каменогорске не первый год строится Центр лучевой терапии. За это время успела устареть часть закупленного оборудования. Для полноценного функционирования Центра необходимо еще 380 млн тенге на дооснащение. Помимо этого требуются дополнительные ассигнования на строительство вспомогательных зданий. Аким области взял на контроль ситуацию по Центру. Необходимо построить также новую областную больницу, но где брать деньги в условиях кризиса?
Гордостью советского здравоохранения была система диспансеризации и регулярных профилактических осмотров. Сегодня здоровье пациента практически полностью зависит от него самого. Но граждан отпугивают длинные очереди и дороговизна большинства диагностических услуг. Порой к нужному специалисту также можно попасть только через платный прием. Отсюда запущенные и безнадежные формы заболеваний. Сам процесс лечения, к примеру, в хирургическом отделении БСМП, проходит для большинства скученно и в неприглядного вида душных палатах. Причем уход за тяжелыми больными персонал, зачастую, пытается переложить на плечи родственников. Вот что значит быть больным в Усть-Каменогорске.
В качестве реальной возможности привести в надлежащий вид лечебно-профилактические и медико-санитарные учреждения области Бердыбек Сапарбаев назвал мероприятия "дорожной карты". По этой программе на ремонт 93 объектов здравоохранения в городах и сельской местности предусмотрено направить 2576,2 млн тенге, из них за счет республиканского бюджета - 2054,7. Суммы немалые, но фронт работ еще больше: 81% лечебных организаций ВКО, как сообщили в пресс-службе областного акимата, находится в нетиповых зданиях. Износ зданий объектов здравоохранения региона со сроком эксплуатации свыше 30 лет составляет 83% .
Надежда МИХЕЕВА
В комментариях запрещены ненормативная лексика и оскорбления, высказывания, нарушающие нормы законодательства РК, реклама, комментарии, набранные ЗАГЛАВНЫМИ буквами. Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с тем, что можете быть привлечены к ответственности в соответствии с законодательством РК, а также даёте свое согласие на сбор и обработку ваших персональных данных.