Мина для монополиста
Этот способ рационально тратить свои деньги, а главное – с умом отстаивать свои права и не переплачивать лишнего – так и называется «Методика выявления и возврата средств, излишне уплаченных потребителями на рынке коммунальных услуг». Звучит заманчиво. Особенно на фоне постоянного повышения цен буквально на все включая и коммунальные услуги.
О своей методике сам Эдуард Датчиков, кстати, являющийся председателем общественного объединения защиты прав потребителей в сфере коммунальных услуг «LIFE», рассказывает просто:
– Первая часть методики касается услуг тепло- и водоснабжения, вторая будет составлена по услугам связи и электроэнергии, – говорит он.
Скептикам в защиту методики Датчикова можно заявить, что разработана и опробована она была с 35 структурами, среди которых Лига защиты прав потребителей РК, Агентство ВКО по регулированию естественных монополий, АО «Тепловые сети», ГКП «Оскемен-Водоканал», ТОО «Казахэнергоэкспертиза», экспертно-оценочный центр и многие другие.
Составить методику, по признанию Датчикова, его подвигло новое законодательство о том, что тарифная смета должна быть прозрачной. Пользуясь правилами оказания услуг и законами, регулирующими деятельность монополистов, он выяснил, что, оказывается, по его расчетам, население переплачивает за коммунальные услуги огромные деньги. А уж когда на каждый дом будет установлен счетчик потребления услуг, его цифры вообще окажутся миной замедленного действия для монополистов, так как у потребителей появится шанс за возвратом переплаченных денег обращаться в суд.
Самое интересное, что с этим никто не спорит, так как свои аргументы Датчиков подтверждает точными расчётами, по которым выходит, что тариф на теплоэнергию, завышен примерно на 30%, так как в него заложены непроизводственные затраты, но на них у монополистов нет методики вычисления. Что касается услуг водоснабжения, то, по мнению Датчикова, по ним у некоторых предпринимателей также идет переплата.
Кстати, новая методика уже в действии и даже приносит свои результаты. Например, на данный момент ОО «LIFE» ведет около 30 судебных дел в помощь потребителей. И – небезрезультатно. Эдуард Датчиков уверен, что в дальнейшем новые расчеты могут стать хорошим подспорьем для всех КСК, общественных организаций, населения – всех, кто пользуется теми или иными коммунальными услугами.
Юлия ЧЕРНЯВСКАЯ, Усть-Каменогорск
В комментариях запрещены ненормативная лексика и оскорбления, высказывания, нарушающие нормы законодательства РК, реклама, комментарии, набранные ЗАГЛАВНЫМИ буквами. Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с тем, что можете быть привлечены к ответственности в соответствии с законодательством РК, а также даёте свое согласие на сбор и обработку ваших персональных данных.