24 Октября 2008 14:34:00

Многострадальный лес

Усть-Каменогорский лесхоз высадил в Комсомольском лесничестве деревья не ранней весной, как положено, а летом. Это привело к гибели 68 тысяч (!) штук саженцев. Выжило всего 12 тысяч – 10 процентов от общего числа посадочного материала.
0 КОММЕНТАРИЕВ

Это обстоятельство вызвало у меня крамольный вопрос: а что, если якобы погибшие деревья не покупались и не высаживались вовсе, а деньги ушли неизвестно куда? Не знаю, как было в данном случае, но знатоки говорят – такие схемы увода бюджетных средств имеют место быть.

В Риддерском лесхозе областная прокуратура установила факты незаконной вырубки пихты. В Зыряновском лесхозе выявленная самовольная рубка леса причинила ущерб в сумме более полутора миллиона тенге. В Быковском лесничестве дровосеки махали топором без всяких разрешительных документов. Ущерб, правда, тоже незначительный – всего-то чуть больше 253 тысяч тенге.

Ну а в Букебаевском и Ромадановском лесничествах халатные сторожа не заметили загораний в 140-ом квартале. Директор Букебаевского лесхоза ущерб от пожара скрыл. Правда, он и был-то незначительным – всего каких-нибудь 26 тысяч тенге. Малюсенькая капля в океане. Правда, прокурорская проверка по соблюдению законности лесных учреждений и госорганов была выборочной, а значит, не ставила своей целью полностью «прошерстить» лесное хозяйство ВКО. А масштабы нарушений в нем просто удручающие. И суммы ущерба, нанесенного лесу, миллиардные.

Куда уходят ели, в какие города

Еще прокурорская проверка установила факты самовольной выемки елей с территории государственного лесного фонда. На территории Горно-Убинского лесничества Усть-Каменогорского лесхоза, используя технику, выкопали 40 елей.

- Установлено, что выкопка елей происходила в разное время года, последняя, когда выкопали 10 деревьев, проведена в мае 2008-го, - сообщила пресс-служба прокуратуры ВКО. – Должностные лица указанного лесхоза не обеспечили надлежащую охрану закрепленных участков государственного лесного фонда, вследствие чего ему нанесен значительный ущерб. По факту выкопки возбуждено и расследуется уголовное дело.

В этой связи вспоминается мое прошлогоднее знакомство с главным специалистом отдела ВК областного управления лесного и охотничьего хозяйства Натальей Денисовой. Женщина с трогательной и даже фанатичной самоотверженностью в течение многих лет пыталась противостоять мощной системе, но, увы – безуспешно.

Она пыталась открыть глаза властей и прежде всего руководителя управления лесного и охотничьего хозяйства на варварское уничтожение лесных культур в Риддерском лесхозе, беспорядочные рубки, захламленность лесосек, прочий беспредел. Ничего не боялась, даже своего непосредственного шефа – начальника управления. Но всякий раз выходило, что она стучалась в закрытые двери, которые ей никто открывать не собирался.

Наталья и по поводу массовой выкопки трехметровых красавиц-сибирских елей не из питомника, а прямо с территории лесного фонда Риддерского ГУ всюду писала, била во все колокола. Еще в 2006 году она сама стала ее свидетелем и поразилась размаху выкопочно-погрузочных работ. «Это первый случай, когда были схвачены за руку причастные к выкопке деревьев. Раньше приходилось констатировать только факт выкопки деревьев. Ее результаты – ямы и пустыри именно в тех местах, где ранее были хорошие подрост, лесные культуры», - писала она в акимат области, ДКНБ по ВКО, другие серьезные структуры. Областное управление лесного и охотничьего хозяйства акиму отвечало: нарушений действующего законодательства нет, все делалась с ведома директора Риддерского лесного хозяйства, елки послужат для озеленения населенных пунктов РК. Со слов Натальи Денисовой, ей стали угрожать, чуть не уволили с работы, а вскоре в ее усадьбе произошел пожар. Почему-то нам видится взаимосвязь между этими двумя событиями.

…Крутые дяденьки в Алматы и Астане шибко любят, чтобы возле их вилл и коттеджей высаживались Риддерские ели. И, как говорят знатоки, готовы даже позолотить руку, чтобы раздобыть эти лесные сокровища. Как они к дяденькам попали, вот мне интересно?!

Самая крутая взятка

Скоро перед восточно-казахстанской Фемидой предстанет директор одного из крупнейших лесхозов Восточного Казахстана, который вымогал самую крупную взятку в истории лесного хозяйства области. Во всяком случае, поймался на этом. Обычно в сети правоохранительных органов попадались лесные мздоимцы, взявшие 5-10 тысяч. Все началось с того, когда к ныне обвиняемому директору обратились с просьбой отвести новую деляну для санитарной рубки насаждений руководители фирм, занимающихся заготовкой и реализацией лесопродукции на этой территории лесхоза. Государство предоставило право лесопользования на долгосрочной основе. А тот растолковал, что у них имеется «задолженность» за ранее законно (!) вырубленный лес – 692 400 тенге, из расчета 600 тенге за каждый кубометр, хотя его «должники» уже официально оплатили за вырубку леса. Но директор был непреклонен, и, поскольку руководители фирм не могли получить разрешения, а значит, их работники оставались без зарплаты, они заявили, что согласны дать ему на лапу. Директор лесхоза, услышав об этом, согласился распорядиться, чтобы им отвели лесосеку, удобную для заготовки. Руководители фирм, уставшие от вымогательств, обратились в ДБЭКП (финполицию) по ВКО. В июне у него в кабинете состоялся разговор о сроках передачи взятки и подготовке нового лесорубочного билета и других документов. После этого ему передали 100 тысяч тенге, спустя несколько дней – еще 592 500 тенге. Тут же директора задержали сотрудники финполиции.

Несмотря на то, что директор государственного лесного учреждения в инкриминируемом деянии себя виновным полностью не признал, его вина, по мнению сотрудников ДБЭКП по ВКО, подтверждается всеми материалами уголовного дела.

- Сейчас мы полностью провели проверку лесничества, которым он руководил,- говорит Сакен Ниганов, начальник управления ДБЭКП по ВКО. - Пока акты не подписаны и ведется работа по оформлению результатов проверки, не принято процессуальное решение, не можем сказать ничего конкретного. Директора лесхоза мы задержали на одном эпизоде, когда он вымогал взятку у конкретного юридического лица. Но потом, когда стали вникать в проблему, породившую взяточничество, поступила информация, что за этим стоит системный подход. Как говорится, кто чего охраняет, с того и имеет. Это чуть ли не правило со стороны лесхозов: нарушать то законодательство, которое они обязаны выполнять.

Где деньги, Зин?

Как рассказал президент ВК региональной Ассоциации лесной, деревообрабатывающей и мебельной промышленности Владимир Резанов, привлеченный к проверке этого лесхоза, нарушения и впрямь впечатляющие:

- При обследовании лесосек мы обнаружили переруб. То есть, леса вырублено гораздо больше, чем по документам. Схема банально проста: по количеству и куботуре леса переруба вроде бы нет. Но при проверке мы обнаружили: на лесосеке остался сухостой и больные деревья, намеченные к рубке, а из леса вывезли ценную древесину. При санитарно-выборочных рубках должны удаляться в первую очередь не здоровые, а поврежденные, сухостойные и больные насаждения. На деле в лесхозе все вышло иначе. И возникает вопрос: где деньги, Зин?

Кроме того, мораторием запрещено проводить рубки главного пользования в хвойных насаждениях. Только санитарные.

А в этом лесхозе среди лиственных деревьев умудрились «пощипать» пихту. Это опять нарушение. Третье. Мы проверили, что большинство пней не имели гнили, значит, вырубленные хвойные деревья не были больными или поврежденными. То есть, под видом санитарных рубок проводились рубки коммерческие. Как их увязать с действующим мораторием?

Одним из серьезных нарушений, выявленных при проверке, Владимир Резанов называет отсутствие лицензии на проведение лесозаготовительных работ. Руководство лесхоза проявило воистину творческий подход к рубкам леса, переложив их на лесопользователей-покупателей, да к тому же не имеющих лицензии. Да и зачем заморачиваться, надрываться непосильным организаторским трудом?

- Продал лес у пня и – не боли моя головушка! – восклицает Владимир Романович. - Почти половину деревьев у пня (то есть, сразу же после вырубки, на месте) лесхоз продавал не предприятиям по лесозаготовке, а ИП-эшникам. А кто такой ИП? У него ничего нет, в том числе и лицензии. Это серьезное нарушение.

Халява!

По закону, лесхозы должны продавать свою продукцию только по рыночной цене. Но по документам, утвержденным еще экс-директором Департамента природных ресурсов и регулирования природопользования Виктором Колесниковым, ее продавали по минимальной стоимости.

- Грубо говоря, если руководство лесхоза отчитывалось за доход в 20 млн. тенге, то столько же потеряно для предприятия, - продолжает Владимир Романович. – Возникает вопрос, а куда делась та часть денег от невостребованной рыночной цены? К примеру, лесхоз продают пиломатериалы по 12 тысяч, хотя меньше 16-20 тысяч на рынке их не найти. В лесхозе жалуются, что им денег не хватает. Так пилите, перерабатывайте древесину, кто мешает? И бюджет бы у вас устроился. Не пилят. Предпочитают продавать хлыст в лесу за копейки или, в лучшем варианте, лес-кругляк и тоже по дешевке.

Также при проверке выяснили, что в лесхозе государственный институт лесопользователей-долгосрочников практически прекратил свое существование. Руководство учреждения лесного хозяйства много лет не давало им нормально работать. Все замкнули на лесхозе, сделав его монополистом на рынке хвойной древесины в Глубоковском районе. Мы считаем, что одной из причин коррупции стало предоставление Налоговым кодексом льготного режима для лесхозов. Хотя это хозяйствующие субъекты, должны платить налоги в бюджет за пользование лесными ресурсами. Это-одна из главных задач лесного хозяйства. А они, наоборот, из казны деньги тянут и жалуются, что им этого недостаточно. Так зачем же руководителю лесхоза надрываться и искать способы пополнения бюджета? Халява!

Нарушений в лесхозе, резюмирует Владимир Резанов, много и они серьезные:

- Самое главное, что впервые финпол взялся довести дело до логического конца, пошел дальше других правоохранительных структур. Поймав директора на взятке, не успокоился, а потянул целую цепочку. До этого областное управление лесного и охотничьего хозяйства и Департамент природных ресурсов проводили проверки, но выявляли лишь мизерные, смехотворные нарушения. То столбик, ограничивающий деляну, где идет рубка, не прямой, а кривой, то пень не подкрашен. Почему не видели серьезных нарушений, не пресекали систему, при которой расцвела не только коррупция, где все позволительно и все покрывается? Почему у лесхоза созданы условия, при которых он сам себе отводит лес в рубку, сам себе выписывает билеты, сам рубит и у себя же принимает работу? Ну, и кто его остановит?

По мнению Владимира Резанова, подобные нарушения, вероятней всего, есть в других лесхозах.

Все по-прежнему

По мнению Владимира Резанова, ситуация в лесном хозяйстве в принципе не меняется. Оно было и остается иждивенческим, коррумпированным. Негативные стороны лежат на поверхности, но их никто не замечает. Сегодня государство выделяет этой сфере более 400 млн. тенге в год, но у работников лесного хозяйства нет ни малейшего желания думать о пополнении казны – своей и государственной. Так же, как в проверенном лесхозе, нарушаются права лесопользователей-долгосрочников. Чтобы что-то изменить, нужно изменить подход. Созревший лес надо рубить, а за ресурсы – платить. Нужно заниматься переработкой древесины, создавать заводы-утилизаторы. Лесное хозяйство не должно быть нищим.

- У нас сегодня громадная армия лесников – более 2 тысяч по области, которые получают смешную зарплату - 12-13 тысяч тенге. Зачем содержать такое огромное число людей, которые не могут себя прокормить? – задается вопросом глава Ассоциации. – Налоговые преференции лесникам не помогли, им все мало. Система не работает.

PS: По официальным данным, только в прошлом году по области незаконно вырублено 400 тыс. кубометров леса. А по неофициальным сведениям, за каждый кубометр хорошей, деловой древесины хвойных пород браконьеры платят «кому надо» от 600 до 1 тысячи тенге. Выяснять, кому именно дали, и правдива ли информации о цифрах оборота взяток – есть задача компетентных органов.

Пока подождем итогов проверки в работе лесхоза, о которых обязательно расскажем своим читателям. И все же настало время публичного и честного разговора всех заинтересованных людей, болеющих за судьбу леса.

Ольга Ушакова

Источник: газета "Устинка-плюс"
Хотите узнавать информацию о жизни Усть-Каменогорска первыми? Подписывайтесь на наш Telegram-канал.
Комментарии
Владельцы сайта не несут ответственности за содержание комментариев читателей.
В комментариях запрещены ненормативная лексика и оскорбления, высказывания, нарушающие нормы законодательства РК, реклама, комментарии, набранные ЗАГЛАВНЫМИ буквами. Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с тем, что можете быть привлечены к ответственности в соответствии с законодательством РК, а также даёте свое согласие на сбор и обработку ваших персональных данных.
Комментариев пока нет.
Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии