Начихать на чахотку?
В Восточном Казахстане начался процесс реструктуризации противотуберкулезной службы. Теперь больные туберкулезом разного статуса будут лечиться в различных стационарах области. Независимо от места проживания. По мнению врачей, это необходимо для того, чтобы заразные пациенты не контактировали с теми, кто уже пошел на поправку. Чтобы оградить новичков от хроников. Чтобы не усугубить ситуацию в нашем далеко не самом благополучном по туберкулезу регионе.
Часть 1. Оптимистическая
За подробной информацией о нововведениях мы обратились к руководителю областного противотуберкулезного диспансера Майгуль Жигитековой. Главный фтизиатр Восточного Казахстана пояснила, что такая система внедряется не только в нашей области, но и на территории всей страны. После завершения подготовительной работы структура противотуберкулезной службы региона будет выглядеть так.
Новые случаи заболевания с бацилловыделением (заразные), без бацилловыделения (незаразные), больные с мультирезистентной (лекарственно устойчивой) формой, дети, подростки, пациенты с внелегочными формами туберкулеза - Усть-Каменогорск, Семей.
Хронические больные с лекарственно устойчивой формой - Кокпекты, Шар.
Новые и повторные случаи заболевания с бацилловыделением с сохранением лекарственной чувствительности - Зыряновск, Аягоз, село Акжар.
Новые и повторные случаи заболевания без бацилловыделения с сохранением лекарственной чувствительности - Риддер, село Маканчи, село Акжар.
Принудительное лечение больных с бацилловыделением - село Ново-Канайка.
Психохроники, страдающие туберкулезом, - поселок Ново-Шульбинск.
- Конечно, идеальным вариантом было собрать все эти стационары в единый медицинский комплекс на одной территории. Но, как вы понимаете, сделать это очень сложно - слишком затратно, - объясняет Майгуль Абайхановна. - Больные ведь не ждут. Пациентов нужно разделять, разводить их по разным зданиям. А то ведь у нас как получается. Только-только человек поправился, перешел в категорию незаразных, в коридоре пообщался с бывшим соседом по палате - и опять все по-новой. Хоть мы и говорим о снижении статистики, Восточный Казахстан остается в лидерах по заболеваемости туберкулезом. По количеству больных мы на втором месте в республике после Астаны.
Безусловно, новая система должна пойти на пользу. Задумка очень хорошая. Отделить заразных от незаразных, хроников от новичков. Но возникает очень много вопросов. Допустим, как доставить больного с открытой формой туберкулеза из Зыряновска в Усть-Каменогорск? Ехать в общем автобусе этот человек не должен - он опасен для здоровых людей. Такси может позволить себе не каждый. Г-жа Жигитекова утверждает - транспортировкой пациентов будут заниматься централизованно тубдиспансеры. Но где взять транспорт и бензин? Вопрос остается открытым.
Нельзя не учесть и психологический фактор. Минимальный срок лечения в стационаре составляет от четырех месяцев до двух лет. И выдержать эти бесконечные месяцы вдали от семьи очень тяжело. Одно радует - посещают близкие, приносят передачи со вкусностями. А если пациента отправят лечиться в соседний город? Хоть и близко, а не наездишься. Выдержать такое испытание под силу не каждому.
Часть 2. Пессимистическая
Мы не будем публиковать информацию о том, как важно проводить профилактику туберкулеза, вести здоровый образ жизни и т. д. и т. п. Об этом уже много написано и сказано. Мы просто расскажем, во что превращается жизнь человека, который заразился туберкулезом.
Перед воротами терапевтического корпуса областного тубдиспансера нас встречает медсестра Жазигуль Адилова. С прошлого года все здания этой больницы обнесли металлическим забором и поставили охрану. Теперь слово "побег" здесь произносят очень редко. Однако, как утверждают медики, в остальных стационарах области об ограждении и охранниках пока только мечтают. Сбежавших пациентов, которые, как правило, представляют опасность для здоровых людей, найти очень тяжело. Да и не врачи должны этим заниматься.
Наша экскурсия начинается со столовой. Большое просторное помещение готово вместить всех пациентов больницы. Но едят здесь попеременно - чтобы больные разных статусов ни в коем случае не встречались.
- Больные каждого отделения должны есть у себя на этаже, а еще лучше - в своей палате. Но у нас так не получается. Слишком тесно. Места не хватает. Здание это приспособленное, не типовое. Бывшее общежитие геологов. И когда нашу больницу поселили сюда, то, естественно, пришлось под него "подстраиваться", - комментирует Жазигуль Сайлаухановна.
Пол на первом этаже с уклоном. Идешь по коридору и испытываешь такое ощущение, словно кружится голова. Вот уже несколько лет идет усадка здания, объясняет медсестра. Лестница тоже немного "пьяная".
Единственный на три отделения душ поражает воображение. Стены, хоть и кафельные, давно потеряли приличный вид, трубы сгнившие, ржавые. Окна не менялись еще с советских времен. Душ рассчитан на трех человек. Перегородок нет, распылителей - тоже. Поэтому пациентам приходится мыться под струей воды. Несколько дней назад работники диспансера своими силами начали делать в этом помещении ремонт.
Скученность и теснота
В первом терапевтическом отделении лежат больные с множественной лекарственной устойчивой формой туберкулеза. Этих пациентов лечить гораздо труднее прочих. Условно отделение поделено на три зоны: красную, желтую и зеленую.
- В красной зоне лежат больные со статусом БК+, то есть бацилловыделители. Это "грязная" зона, - объясняет заведующая отделением Камила Рахвалова. - Как только пациент поправляется, переходит в группу незаразных больных, мы переводим его в зеленую, "чистую" зону.
По идее, общаться больным из красных и зеленых палат нельзя. Но сегодня два блока разделяет только деревянная дверь. Туалет на весь коридор общий, вход тоже единый. Люди все равно пересекаются.
- Самая большая проблема в облдиспансере - невыполнение условий инфекционного контроля, - утверждает главный фтизиатр Майгуль Жигитекова. - Больные не должны встречаться, у них должны быть боксированные палаты. То есть питаться и умываться человек должен в своей палате. Врачи и пациенты не должны заходить в одну дверь, подниматься по одной лестнице.
Можно еще очень много перечислять того, что должно быть в современной противотуберкулезной больнице. Вытяжная вентиляция. Просторные палаты. Нормальный ремонт, наконец.
- Ужасный душ. Тут на 70 человек два туалета. В палатах очень тесно, - жалуется пациентка Елена.
В ее палате размером с хорошую кухню сегодня приходится жить бок о бок шестерым женщинам. Хотя по стандартам на каждого пациента должно приходиться 7,5 квадратных метра.
"Ошибаюсь, обжигаюсь. Иду дальше, улыбаюсь!" Такими оптимистическими надписями во втором терапевтическом отделении, где сейчас лежат пациенты с рецидивными случаями заражения, с устойчивой к лекарствам формой болезни, встречает каждая палата. Стены, окна, двери здесь тоже мечтают о ремонте. У "чистой" и "грязной" зон - общий коридор, лестница, туалет. Жизнь пациента превращается в маршрут от палаты до кабинета медсестры, туалета и обратно. Каждый шаг под наблюдением врачей. Любая таблетка - только в присутствии медперсонала.
Жить в стесненных условиях несколько месяцев очень тяжело. В зависимости от состояния здоровья лечение может затянутся и на год-два. К сожалению, очень часто, попадая в тубдиспансер, люди теряют работу. Не каждый работодатель согласен оплачивать больничный. Нет работы - нет денег. Пособие, которое еще и не во всех городах выплачивается, - крошечное. Большим достижением считается решение акима города Семея ежемесячно выдавать больным туберкулезом помощь в размере пяти тысяч тенге. В Усть-Каменогорске тоже обещают поддерживать пациентов диспансера пятью тысячами тенге... в год.
Поэтому зачастую, заразившись палочкой Коха, человек попадает в тяжелое финансовое положение, морально подавлен. Живет в больнице, с детьми видеться не может, ест казенную еду, работу потерял, денег нет.
Часть 3. Реалистичная
Отсутствие инфекционного контроля - это еще и риск для персонала.
- Медицинские работники должны находиться в "чистой" зоне. Для врачей и сестер должен быть отдельный вход, как полагается по стандартам, - рассказывает главный врач. - Да что об этом говорить, у нас даже элементарной защиты - респираторов (не путать с медицинскими масками) не хватает. Только один такой одноразовый "лепесток" стоит тысячу тенге. А у нас в областном тубдиспансере более 500 работников. Нам ведь их беречь надо. Врачи сегодня в большом дефиците. Сейчас требуется 26 докторов. Но выпускники не приедут к нам работать, если им не дадут жилье, соцпакет.
Недавно противотуберкулезные стационары Восточного Казахстана посетил директор Национального центра проблем туберкулеза Тлеухан Абилдаев. Увиденное неприятно поразило специалиста.
- Восточно-Казахстанская область - одна из самых худших по материльно-техническому оснащению. Здания, в которых расположены стационары, не соответствуют стандартам, - сказал г-н Абилдаев в интервью "МГ". - Здесь два варианта: либо капитальный ремонт, либо строительство современных типовых противотуберкулезных стационаров. После своей поездки я бы порекомендовал вашей власти задуматься над созданием межрегиональных районных больниц для пациентов одного статуса.
По мнению руководителя центра, это вопрос даже не к руководству областного диспансера, а к акимату. Чиновники вашей области должны серьезно задуматься над этой проблемой, считает г-н Абилдаев.
- Вот вам простой пример. Аким Кызылординской области, население которой гораздо меньше вашей, добился строительства современного диспансера, - продолжает разговор Тлеухан Шильдебаевич. - Что мешает вам сделать то же самое? У вас ведь такой богатый регион.
Майгуль Жигитекова утверждает, что уже не раз устно и письменно обращалась к руководству управления здравоохранения с просьбами о капитальном ремонте или строительстве нового здания для облдиспансера. Нужны деньги на проектно-сметную документацию. Прислать министерскую комиссию обещала депутат Мажилиса Парламента Светлана Ферхо. Но никакие комиссии в наш регион не наведывались, отмечают в тубдиспансере. Кардинальных решений принято не было.
Ирина КИРИЛЮК, фото Андрея Вологодского
В комментариях запрещены ненормативная лексика и оскорбления, высказывания, нарушающие нормы законодательства РК, реклама, комментарии, набранные ЗАГЛАВНЫМИ буквами. Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с тем, что можете быть привлечены к ответственности в соответствии с законодательством РК, а также даёте свое согласие на сбор и обработку ваших персональных данных.