Нарушителей не судят
Если в 2007 году специализированным административным судом Усть-Каменогорска было рассмотрено 2553 дела, связанных с нарушениями правил дорожного движения (в месяц – по 285 дел), то в августе – всего 126. Из них судом рассмотрено 121 дело. 90 нарушителей лишены права управлять транспортным средством, а 31 подвергся административному наказанию в виде ареста.
Конечно, по наивности можно предположить, что после «закручивания гаек» водители и владельцы машин убоялись законной расплаты и теперь, как и положено послушным гражданам, трепетно соблюдают ПДД и Административный кодекс. Но, вероятней всего, причина в другом.
- Сегодня законодательно определено, что в судах рассматриваются только те транспортные дела, по которым предусмотрено наказание в виде административного ареста и лишения водительских прав, - объясняет председатель специализированного административного суда Усть-Каменогорска Тогжан Киреева. - Сотрудники дорожной полиции занимаются категорией нарушений, по которым предусмотрен штраф.
Дорожные полицейские сегодня получили возможность самостоятельно определять: наложить на виноватого водителя штраф да и отпустить его с миром, или же направить по не очень желаемому маршруту – в суд, где его арестуют или отберут права на управление автотранспортным средством. Какой для себя вариант выберут водители? Ответ на этот несложный вопрос представляется очевидным.
- Данные о рассмотренных в суде делах не говорят о реальной картине происходящего в городе, - считает Тогжан Киреева. – Это объясняется низкой выявляемостью, нежеланием уполномоченных органов проводить профилактическую работу и реагировать, составляя протоколы об административных правонарушениях.
Законодатель также предусмотрел состояние повторности правонарушения. Это касается и дел, связанных с выездом на полосу встречного движения. Статистика показывает, что все дорожные происшествия со смертельным исходом возникли именно из-за выезда на встречную полосу. Раньше эта статья в Кодексе об административных правонарушениях по подсудности относилась к административному суду. Сейчас, если такое нарушение совершено впервые, дорожные полицейские сами рассматривают дело. И только после его повторности водитель отправится в суд. Такой же порядок – у категории дел, связанных с превышением скорости.
Очень серьезные изменения, как известно, претерпела статья, касающаяся управления транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения. При повторности совершения такого правонарушения предусматривается лишение водительских прав до 10 лет.
- Водители приходят к нам с ходатайствами, пытаются найти уважительные причины тому, почему сели за руль в алкогольном опьянении, но суд сегодня не рассматривает никаких отягчающих или смягчающих вину обстоятельств. Единственно – устанавливается факт совершения правонарушения, и если он подтверждается, а виновное лицо не отрицает вину, то за первое нарушение назначается наказание в виде лишения прав на 2 года или 4, в зависимости от тяжести ДТП, - продолжает Тогжан Киреева. – На сегодня сделали разделение: ответственность водителей, которые вообще не имели прав и тех, кто был лишен их судом, но в этот период садится за руль. В данном случае при задержании такого водителя предусмотрен административный арест на 10 суток. Наказание несут и собственники автотранспортного средства, передавшие управление автомашиной лицу, которое находится в алкогольном опьянении. У нас было такое дело: хозяйка автомобиля попросила сына вымыть его, а парень по дороге выпил пива. Водительских прав были лишены и мама, и сын.
Оправдания здесь тоже не принимаются.
Также в законе указано, что владелец автотранспортного средства освобождается от ответственности за правонарушения, совершенные с участием этого средства, если в ходе проверки будет установлено лицо, во владении которого в этот момент находилась машина. То есть, если собственник докажет, что нарушитель управлял по доверенности или машина была в угоне – он не будет нести наказание за совершенное ДТП.
- Дела о транспортных правонарушениях требуют к себе повышенного внимания, поскольку стоит вопрос о безопасности дорожного движения и жизни людей в целом.
Ольга Ушакова
В комментариях запрещены ненормативная лексика и оскорбления, высказывания, нарушающие нормы законодательства РК, реклама, комментарии, набранные ЗАГЛАВНЫМИ буквами. Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с тем, что можете быть привлечены к ответственности в соответствии с законодательством РК, а также даёте свое согласие на сбор и обработку ваших персональных данных.