21 Января 2011 07:24:00

Ни водителей, ни топлива

Больше тысячи (!) сходов с маршрута по технической неисправности только за 10 первых дней года. Отсутствие зимнего дизельного топлива на городских заправках. Массовый многодневный загул водителей в одном из автобусных парков. Автобусы, сутками стоящие на ремонте из-за повреждений, полученных во время мороза. Это не сцена из жуткого фильма – это наша реальность.
0 КОММЕНТАРИЕВ

– Наиболее тяжелое положение было 3 и 4 января, когда температура воздуха опустилась ниже 40 градусов, – рассказывает Владимир Панков, руководитель Центра управления пассажирскими перевозками. – Если в обычные дни у нас бывают около 35 сходов с маршрута по неисправности, то 3 января их было 164! Тому было несколько причин: перемерзание тормозной системы, отказ систем питания и охлаждения. Страшнее всего получилось в ТОО «VOSCA» – одном из двух самых крупных городских предприятий-автоперевозчиков. Там выпускали только около половины автобусов, бывало и меньше. Машины китайского производства оказались неприспособленными к низким температурам. Плюс на работу не вышли несколько водителей. Налицо неправильная кадровая политика предприятия.

Директор ТОО «VOSCA» Кадыркан Ногамбаев не скрывает проблем:

– Водители не хотят работать на тех китайских автобусах, которые мы закупили одними из первых, – там очень холодно. Кадров нам не хватает – многие ушли работать по «Дорожной карте» – там, по крайней мере, техника новая. Мы давали объявления по всей области, предлагали работу с проживанием, специально оборудовали общежитие. Приехали четыре человека, из них двое сказали, что не могут работать в городских условиях и вернулись на родину.

Такая же проблема и у всех остальных перевозчиков, всего в городе их 11. Водители с опытом уходят на пенсию, а заменить их некем – учиться на категорию «D» желающих мало, даже при условии, что предприятие оплачивает обучение. Из тех немногих, кто все же решил прийти в пассажирские перевозки, не все выдерживают график работы: один из молодых водителей честно объяснил причину своего ухода: «Работать хочу, но вставать в 4 утра физически не могу». А те, кто остается, нередко не имеют нужной квалификации: недавно на одном из предприятий из десяти автобусов, доверенных новичкам, на пяти «сожгли» сцепление.

К тому же, как признался Владимир Панков, слухи о высоких зарплатах водителей автобусов сильно преувеличены:

– Водители могут проводить на работе 12 часов и больше, – рассказал он. – И получают за это в среднем 50-60 тысяч тенге. Больше заработать можно при условии сверхурочных, подмен и т.д. В некоторых предприятиях зарплата действительно доходит и до 120 тысяч, но это – при работе на износ.

– Раньше автобусники по зарплате были третьими после металлургов и горняков, – вспоминает Александр Шмурыгин, руководитель ТОО «Ульба-Транспорт». Стимулирование было достойное – вот люди и шли, и старались.

Проблему кадров руководители предприятий-автоперевозчиков ставят во главу угла. Но есть и другие.

В городе практически отсутствует качественное зимнее топливо. Иногда, правда, его можно найти, но по цене, едва ли не в три раза превышающей ту, которая заложена в тариф. Перевозчики идут даже на потери, лишь бы приобрести хорошее топливо и не допустить поломки котлов или двигателей.

И все равно случается, что автобусы буквально замерзают – особенно в отдаленных районах. А если и не замерзнут – пассажиров в морозы бывает немного, рейсы получаются невыгодными. Одно из предприятий только за десять дней понесло около 700 тысяч тенге потерь.

Все эти проблемы были озвучены на совещании у заместителя акима города Андрея Брусенцова. Автоперевозчики предложили несколько вариантов разрешения ситуации, которую они сами называют чрезвычайной. В частности, помочь с подготовкой водительских кадров, обеспечить наличие запаса зимнего топлива на заправках, изменить время работы предприятий и учреждений образования, чтобы «разгрузить» утренние часы пик. Звучали и реплики о несоответствии действующего тарифа и реальных затрат транспортников, но эти вопросы сразу же были пресечены Андреем Брусенцовым, напомнившим, что тариф был поднят не так давно.

Напомнил он и о том, что «китаец» «китайцу» рознь – есть предприятия, которые не жалуются на автобусы производства Поднебесной – видимо, марка соответствующая или подготовка к зиме более тщательная.

– Но основной вопрос – в том, что нам необходимо пересмотреть взаимодействие с предприятиями, которые подводят, которые неспособны работать в нашем регионе, – замакима был суров. – Вплоть до расторжения договоров и включения таких предприятий в «черный список», чтобы они не могли пойти на субподряд к другим организациям. А если кто-то говорит: «Не могу работать, здесь холодно» – так отправляйтесь работать в Шымкент, там тепло!

А наболевшие проблемы придется решать здесь и сейчас, когда зима напоминает о своих крайностях.


Наталья Шимолина

Источник: газета "Усть-Каменогорск"
Хотите узнавать информацию о жизни Усть-Каменогорска первыми? Подписывайтесь на наш Telegram-канал.
Комментарии
Владельцы сайта не несут ответственности за содержание комментариев читателей.
В комментариях запрещены ненормативная лексика и оскорбления, высказывания, нарушающие нормы законодательства РК, реклама, комментарии, набранные ЗАГЛАВНЫМИ буквами. Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с тем, что можете быть привлечены к ответственности в соответствии с законодательством РК, а также даёте свое согласие на сбор и обработку ваших персональных данных.
Комментариев пока нет.
Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии