Нужда заставила?
Даже прокурор ВКО Хаким Кушкалиев, по его собственному признанию, был удивлен той масштабностью нарушений, выявленных сотрудниками его ведомства. Речь идет о проверке состояния законности при реализации Государственной программы развития жилищного строительства. Результаты подтверждают: квартиры получали все желающие, кроме тех, кто в них действительно нуждался.
Около трети возведенного за последние два года жилья в области было распределено с грубыми нарушениями. По 192 квартирам есть основания для выселения лиц, получивших ипотечное жилье по удешевленным ценам. Об этом заявил начальник Управления по надзору за законностью деятельности государственных органов прокуратуры ВКО Талгат Кайдаров, подтвердив сказанное примерами.
– Из 80 лиц, получивших жилье только в одном доме Усть-Каменогорска, 37 не представили полный пакет документов, – сказал он. – Более того, департаментом строительства ВКО необоснованно принимались заявления без представления справок о наличии или отсутствии недвижимости, что повлекло приобретение квартир лицами, которые уже имели на правах собственности жилье. Также при реализации жилья не соблюдалось приоритетное право на получение квартир. По закону это право имеют три категории граждан: молодые семьи, имеющие детей, работники госорганов и учреждений, содержащихся за счет средств госбюджета, работники государственных предприятий социальной сферы.
Так работнику библиотеки и медсестре не хватило квартир, зато в этом же доме нашлось жилье 13 лицам, которые никаким боком не относились ни к одной из перечисленных категорий. Опять же не имеющий отношения к приоритетным категориям специалист АО «Жилстройсбербанк» получил двухкомнатную квартиру в доме, в котором было отказано в приобретении жилья преподавателям усть-каменогорской гимназии. Более того, проверка выявила множество фактов, когда не соблюдались и установленные законом нормы предоставления жилья. К примеру, в Усть-Каменогорске была предоставлена четырехкомнатная квартира семье, у которой буквально на соседней улице уже имелось собственное жилье. Есть и более красноречивые факты.
– 16 мая 2006 года департаментом строительства ВКО была реализована трехкомнатная квартира бывшему заместителю директора филиала коммерческого банка, несмотря на то, что она не только имела в собственности недвижимость, причем в элитном районе Усть-Каменогорска, но и не относилась к приоритетной категории граждан, а значит, не имела права на получение ипотечного жилья, – говорит г-н Кайдаров. – Доказательством того, что она не нуждалась в приобретенном жилье, служит тот факт, что буквально на следующий день квартира была реализована, а в последующем приобретена вторая.
В Семипалатинске пошли еще дальше. Здесь только в одном доме у 20 (!) новоселов имелись в собственности квартиры. Не остались в стороне от «дележки» и местные исполнительные органы. Грубейшие нарушения, по словам г-на Кайдарова, были выявлены, например, в деятельности акимата города Аягоза, где на выделенные средства была проведена реконструкция 12-квартирного жилого дома, который мало того, что не был поставлен на баланс акимата, а документы на него не были оформлены в центре недвижимости, так из 12 квартир постановлением акимата района 11 были выделены в качестве служебных аппарату акима района, отделу образования, здравоохранения, КНБ, в то время как в списке социально незащищенных слоев стояло 818 человек, а госслужащих – всего 24.
Что касается последнего примера, то меры по устранению нарушений приняты – ответственные лица «отделались» выговором и предупреждением.
Впрочем, по мнению прокурора области Хакима Кушкалиева, некоторые из перечисленных выше фактов «потянут» и на уголовные дела. Хотя, как показывает практика, наши чиновники не очень-то и страшатся наказания, по крайней мере съезжать с незаконно заселенных квартир не собираются. Так еще в июле 2006 года прокуратура Усть-Каменогорска выявила факты выделения жилья госслужащим в нарушение норм жилищного законодательства, естественно, по этим фактам были вынесены представления. Но январская проверка показала, что нарушения не только не были устранены, то есть госслужащие продолжали проживать в квартирах, но эта жилплощадь их руководителями была им предоставлена уже… в качестве служебного жилья!
Не стал исключением в этом отношении и Семипалатинск.
– Всего в ходе сверки установлено, что 112 граждан, в том числе 17 госслужащих, получивших жилье в рамках Госпрограммы, на момент распределения квартир, либо имели другое жилье, либо произвели отчуждение квартир, – говорит прокурор Семипалатинска Игорь Ковалев. – Будем еще разбираться, если человек имел скворечник, это еще не значит, что он не имел права на получение жилья, вопрос в том, какая квадратура, условия проживания. Если будут подтверждаться факты нарушения законности, то будем ставить вопросы о расторжении договоров.
Как это уже произошло с бывшим судьей города Семипалатинска, который более чем за месяц до получения ключей и постановления акимата о выделении ему жилья приказом президента был назначен судьей в городе Астане, более того, туда уже и уехал. Но от квартиры в Семипалатинске предприимчивый судья не отказался и о своем переводе в городской акимат не сообщил. Сегодня же по протесту прокуратуры постановление уже отменено, а квартира возвращена в государственный жилой фонд для перераспределения.
Впрочем, признают сами прокуроры, это единичный случай, большую обеспокоенность вызывают вышеперечисленные факты. К сожалению, прокомментировать эти нарушения и ответить на возникшие вопросы было некому: директор уполномоченного органа – департамента строительства ВКО Фима Атмачиди оказалась на больничном, а ее зам по финансовым вопросам сказала только, что в «Семипалатинске приоритетные категории не проявляли активность, поэтому было принято решение о реализации жилья всем подавшим заявление. Это была вынужденная мера для возврата первого транша в Республиканский бюджет по городу Семипалатинску».
– Я считаю, что все эти доводы для того, чтобы, честно говоря, просто «отмазаться», – высказал свое мнение по этому поводу первый заместитель прокурора ВКО Турсун Валиев. – Вчера целый день Атмачиди была жива-здорова, ходила, объяснялась, пыталась нас убедить, когда мы сказали: «Извините, картина совсем другая», она сегодня заболела. Потом в ходе проверки и сейчас мы слышим доводы о том, что на этапе реализации программы были определенные трудности. Возможно, это и так. Но я должен сказать, что эти трудности ни в одном законе не приведены как основания для нарушения Госпрограммы. Говорят, в Семипалатинске не было желающих взять квартиры по ипотечной программе, в Усть-Каменогорске тоже не было. Но мы тут же находим примеры, когда люди приоритетной категории подавали заявления еще в 2005 году. Кому-то отказывают, другим дают. У нас масса жалоб и обращений граждан, когда люди приходили, по несколько раз переписывали свои заявления, их из дома на дом перебрасывали, тем не менее жилье не давали. И еще не было информировано население, хотя главное условие – заблаговременно граждане должны быть проинформированы о том, что идет реализация удешевленного жилья. Такую информацию департамент строительства не давал. А если и давал, то вывешивал у себя на стенде. Ну кто ее там увидит?
Но нарушения при распределении жилья – не единственные. Как оказалось, они имелись на всех этапах реализации Госпрограммы, в том числе при проведении госзакупок по выбору подрядных организаций по строительству домов, также выявлены факты ненадлежащего контроля за качеством строительства, нарушения при вводе в эксплуатацию объектов.
– Нами проверено пять подрядных организаций, которыми были сданы в эксплуатацию 11 домов, – говорит Игорь Ковалев. – Как показали результаты, данные в акте проверки не соответствуют действительности, фактически дома, строительство которых выполнено на 50-60%, подписывались в актах о приемке со 100%-й готовностью. Согласно акту государственной приемочной комиссии, дом по улице Физкультурной в Семипалатинске принят в эксплуатацию еще в декабре прошлого года. Оказалось, внутренние отделочные, сантехнические, электротехнические работы генеральным подрядчиком не выполнены вообще, радио- и телефонизация тоже отсутствует. Кроме того, должно было быть установлено два лифта и 54 электрические плиты, но при проверке и то и другое отсутствовало.
По данным прокуратуры ВКО, в настоящее время по аналогичным фактам проводится 11 судебных строительных экспертиз: четыре – в Усть-Каменогорске, семь – в Семипалатинске, результаты одной уже известны. Речь как раз о том доме по улице Физкультурной – разница по фактическим затратам и предусмотренным проектно-сметной документацией составила более 22 миллионов тенге.
По мнению прокуратуры и самой исполнительной власти, на вопрос «Кто виноват?» еще предстоит ответить и доказать эту вину, что же касается другого, не менее популярного у нас вопроса «Что делать?», то ответ, похоже, уже найден. Помимо ответственности, которую, по заверению заместителя акима области Адылгазы Бергенева, понесут все, кто шел сознательно на нарушение закона, уже сегодня акимом ВКО принято решение о передачи полномочий по распределению жилья из департамента строительства ВКО акимам городов Усть-Каменогорска и Семипалатинска, а также создана комиссия по проверке всех выявленных прокуратурой фактов.
В комментариях запрещены ненормативная лексика и оскорбления, высказывания, нарушающие нормы законодательства РК, реклама, комментарии, набранные ЗАГЛАВНЫМИ буквами. Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с тем, что можете быть привлечены к ответственности в соответствии с законодательством РК, а также даёте свое согласие на сбор и обработку ваших персональных данных.