О чем мечтают мосты
Самые крупные мосты Усть-Каменогорска требуют капитального ремонта. Ученые признали — они находятся в неудовлетворительном техническом состоянии. На Ульбинском мосту уже больше ста трещин, Иртышский из-за прогибов конструкций стал похож на стиральную доску. Специалисты бьют тревогу: нужно найти средства на ремонт самых крупных мостостроений города. Иначе в один далеко не прекрасный день областной центр рискует превратиться в большую автомобильную пробку.
Сколько лет, сколько зим
О необходимости ремонта главных мостов Усть-Каменогорска говорят не первый год. Больше десяти лет специалисты следят за Ульбинским мостовым сооружением. Наблюдают за тем, как по нему расползаются трещины, как быстро увеличивается их количество. Доцент Восточно-Казахстанского государственного технического университета Владимир Николаевич Ермоленко - специалист по мостам. Историю создания, реконструкции усть-каменогорских виадуков знает, наверное, лучше всех.
- В 2000 году техническое состояние Ульбинского моста было признано неудовлетворительным. Специалисты обнаружили около 50 трещин в узловых соединениях пролетных строений. Причина — неудачное проектное решение и неудовлетворительное состояние трамвайных путей. Это создает повышенное динамическое воздействие на все конструкции, - рассказал «МГ» Владимир Ермоленко. - Через несколько лет трещин было больше ста. В 2007 году при осмотре моста эксперты пришли к выводу, что идет дальнейшее развитие опасных повреждений.
Предоставил информацию по данной тематике и начальник управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог области Дмитрий Гариков. Он сообщил, что четыре года назад техническое исследование делали работники ТОО «Мост-СП» с участием коллег из Новосибирска. Специалисты оценили техническое состояние Ульбинского моста на слабенькую троечку. После этого, дабы уменьшить динамическое воздействие на конструкции, было введено ограничение скорости движения трамваев.
Ученый ВКГТУ согласен с главным дорожником области. Мало того, Владимир Ермоленко уверен, что если в ближайшие годы не начнутся ремонтные работы, городу придётся забыть об этом виде пассажирского транспорта. Да и движение по Ульбинскому мосту необходимо будет серьезно ограничить.
Как американские горки
У Иртышского моста другой диагноз. По информации управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог, последний раз его проверяли специалисты ТОО «Мостостроительная компания» в 2007 году. Данные обследования позволяют сделать вывод, что конструкция пролетного строения исчерпала свой ресурс и требует замены.
- С самого начала это был, скажем так, не совсем хороший типовой проект, - продолжает разговор Владимир Ермоленко. - Так называемые консоли (поддерживающие балки — прим. автора) начали провисать, и поэтому наш мост превратился в своеобразные американские горки. Такие нарушения недопустимы, это отклонение от нормативов.
Еще в 2000 году россиянами был разработан проект усиления. Тогда консоли подняли, был произведен ремонт в верхней части моста. Однако, по мнению ученого, эти меры дали только кратковременный эффект. Сейчас вновь, проезжая по мосту, можно почувствовать волнообразность, говорит доцент ВКГТУ. Скорость движения ограничена. А раз ниже скорость - больше автомобилей, сильнее давление на конструкции. Мост требует капитального ремонта.
Надежды нет?
На заседаниях разного уровня аким области часто повторяет — чтобы в правительстве был одобрен проект, прежде необходимо сделать ТЭО (технико-экономическое обоснование), ПСД (проектно-сметную документацию), получить положительное заключение госэкспертизы. На ремонт Ульбинского моста пакет документов собирают уже второй раз. По существующим правилам, если проект не получил заветное «одобрямс» в министерствах и ведомствах, то через три года ПСД устаревает и нужно делать все документы заново. Так случалось и с виадуком на реке Ульба.
Свежий инвестиционный проект «Реконструкция автодорожного моста через Ульбу в районе Дворца спорта» прошел экспертизу в феврале прошлого года. Согласно информации Дмитрия Гарикова, на ремонт необходимо около 400 миллионов тенге. Для сравнения — на благоустройство реки Комендантки правительство выделило один миллиард.
С Иртышским мостом все гораздо сложнее. Ни ТЭО, ни ПСД не разработано. На оформление документов необходимо 130 миллионов тенге, а на капитальный ремонт — 8,5 миллиардов (!) тенге. Капремонт предполагает полную замену железобетонных пролетных строений на металлические.
Ни на тот, ни на другой мосты денег в бюджетах города и области нет. И в этом году не будет. Финансирование из республиканской казны — недостижимая мечта. Как пишет в ответе на запрос главный дорожник области, улицы городов и населенных пунктов страны находятся в коммунальной собственности исполнительных органов региона и финансируются из местных бюджетов.
- При этом уже неоднократно представляемые в министерство бюджетные заявки о возможности выделения целевых трансфертов рассматривались, но по указанным причинам отклонялись, - сообщает г-н Гариков. - Добавлю также, что, учитывая текущие затраты республиканского бюджета на реализацию проекта «Западная Европа — Западный Китай» в период до 2013 года, осуществлять финансирование ремонта моста будет крайне трудно.
Проигрывали чиновники всякие варианты. В том числе и ремонт моста по принципу концессии (государственно-частного партнерства). Однако его отмели. Ведь если какой-нибудь бизнесмен вложит свои деньги в ремонт моста, он, естественно, захочет получить их обратно. Каким образом? Только через платный проезд по сооружению. К счастью, чиновники понимают, что это неприемлемый вариант.
Не все сразу
Вопрос о финансировании ремонта мостов Владимир Ермоленко недавно задавал акиму области Бердыбеку Сапарбаеву. Но ответ его не порадовал.
- Вопрос понятный и правильный. Но его решение зависит от состояния нашей экономики. Будем с вами хорошо работать — экономика будет стабильной. Однако надо понимать, что сделать сможем не все сразу. В первую очередь надо школу построить, больницу, дорогу, - сказал аким. - Мы должны сказать спасибо правительству за то, что придумали программу «Дорожная карта». Благодаря ей наша область получила 30 миллиардов тенге. На эти деньги Усть-Каменогорск почти решил проблему дорог, дворов. То, что еще осталось доделать, я поручил акиму города Исламу Абишеву закончить в этом году. Только после этого мы будем мостами заниматься. Вопросы нужно решать поэтапно, в зависимости от их важности, срочности.
Судя по тому, как продвигаются проекты наших мостов в правительстве, можно предположить, что именно последний фактор может стать решающим. В 1987 году на ремонт Ульбинского моста также не было средств. Но как только строение лопнуло и движение по мосту пришлось прекратить, деньги сразу нашлись. И рабочих подтянули, и новые пролетные строения нашли. Владимир Николаевич считает, что до этого нельзя доводить. Работа, выполненная заранее, без спешки и напряжения, будет сделана более качественно. И по деньгам будет дешевле.
Это интересно
Интересное и более дешевое решение проблемы Иртышского моста предлагает начальник областного управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог Дмитрий Гариков. Он знает, как можно в несколько раз удешевить проект. За основу предлагается взять положительный опыт россиян. Соседи нашли интересное техническое решение по реконструкции моста через реку Волга в городе Кимры Тверской области. Он идентичен нашему Иртышскому мосту и раньше имел точно такие же дефекты.
Что сделали россияне? Не перекрывая движения на мосту, они произвели усиление пролетных строений с помощью огромных Т-образных рам. Проект был реализован в течение двух лет. Казна потратила на эти цели 389 млн. рублей (или около 2 миллиардов тенге). По мнению, г-на Гарикова, такая схема гораздо надежнее и экономичнее. По предварительной договоренности, мэрия Тверской области даже готова оказать Восточному Казахстану содействие и предоставить всю техническую документацию.
Наша справка
Когда в 1987 году движение по Ульбинскому мосту было запрещено, объездной путь составил 17 километров.
Ирина КИРИЛЮК, фото Андрея Вологодского
В комментариях запрещены ненормативная лексика и оскорбления, высказывания, нарушающие нормы законодательства РК, реклама, комментарии, набранные ЗАГЛАВНЫМИ буквами. Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с тем, что можете быть привлечены к ответственности в соответствии с законодательством РК, а также даёте свое согласие на сбор и обработку ваших персональных данных.