02 Марта 2007 08:00:06

Пляшущие человечки - предвестники смерти

В полусотне километров к югу от Усть-Каменогорска, недалеко от горного трезубца Аир-Тау, в гроте обнаружены рисунки пляшущих человечков. Древний художник использовал для рисования таинственных знаков красную охру. Таких гравюр на здешних скалах еще никто не видел.
0 КОММЕНТАРИЕВ

В полусотне километров к югу от Усть-Каменогорска, недалеко от горного трезубца Аир-Тау, в гроте обнаружены рисунки пляшущих человечков. Древний художник использовал для рисования таинственных знаков красную охру. Таких гравюр на здешних скалах еще никто не видел.

Открытие сделали местные краеведы Нина Левченко и Владимир Иконников. Вместе с доктором культурологии из Санкт-Петербурга, ведущим сотрудником отдела археологии Эрмитажа, специалистом по культуре древних кочевников Леонидом Марсадоловым они сфотографировали и точно описали этих пляшущих человечков. Среди скальных выходов находится небольшой грот. Пригнувшись, можно войти в него и выпрямиться во весь рост. Потолок и стены напоминают купол. Пол относительно ровный, земляной. Противоположная от входа стена имеет гладкую поверхность и почти вертикальная. Именно на ней и обнаружены едва заметные антропоморфные и геометрические рисунки. В центре композиции находятся взявшиеся за руки человечки. Они изображены крайне схематично. Голова слегка выделена, шея и туловище переданы одной линией, руки слегка опущены вниз, а ноги широко расставлены.

- Возможно, - предполагает Леонид Марсадолов, - что на рисунке изображена частица обрядовой жизни людей далекого прошлого.

Недалеко от грота расположена площадка из каменных плит, лежащих горизонтально на уровне с почвой. На плитах имеются три лунки диаметром в десять, восемь и пять сантиметров. Одна из них расположена в центре площадки, другая - у края западной части, третья - в направлении на север.

В день осеннего равноденствия Нина Левченко и Владимир Иконников наблюдали из центра этой площадки за заходом солнца. Выяснилось, что направление на точку захода лежит точно на прямой, соединяющей лунки диаметром 10 и 8 см. И они предположили, что здесь было не только ритуальное место для шаманов, но и наблюдательный пункт для древних астрономов.

Однако вернемся к пляшущим человечкам. Всматриваясь в их красноватые фигурки, я вспомнил других пляшущих человечков - из одноименной новеллы Конан Дойла. Напомню, что говорил Шерлок Холмс, разглядывая забавные рисунки: - Они могли бы вызвать улыбку, если бы не оказались предвестниками страшной трагедии. Я превосходно знаком со всеми видами тайнописи и сам являюсь автором научного труда, в котором проанализировано сто шестьдесят различных шифров, однако вынужден признаться, что этот шифр для меня новость. Цель изобретателя этой системы заключалась, очевидно, в том, чтобы скрыть, что эти значки являются письменами, и выдать их за детские рисунки: Что скрывают пляшущие человечки Монастырей, ученые будут гадать, наверное, еще долго. Моя версия состоит в том, что эти рисунки, как и у Конан Дойла, рассказывают о некой трагедии. Потому что все вокруг навевает мысли об апокалипсисе.

Горный трезубец Аир-Тау в ясную погоду виден за десятки километров. Сотни, тысячи, миллионы лет в этот трезубец бьют молнии. Гранитные скалы разбиты вдребезги.

Под горой заметны заросшие полынью шурфы. Здесь в 1940-х годах добывали радиоактивный песок моноцит - ториевую руду. Промывали песок женщины деревянными лопатами на бутырах. Бутыра - это примитивные промывочные станки, в которых обычно мыли золотой песок. Полвека назад местные бабы даже не знали, что именно они добывали. Говорили, что спецметалл. Собирали черный песок в рукавички. Никто не предупреждал их о том, что в большой концентрации моноцит опасен. Про альфа-излучение тогда никто и не слышал. Один раз в неделю на Аир-Тау приезжали военные в резиновой одежде, собирали варежки и везли моноцит в Усть-Каменогорск на обогатительную фабрику. Выходит, что первые атомные бомбы лепили деревенские бабы под трезубцем Аир-Тау.

Трезубец - древний знак и орудие убийства, символ переворота. Слово Аир обозначает жертвенное место. Вот я и думаю, что на самом деле красные человечки вовсе не пляшут. Они лежат мертвые. Это жертвы. Длинная-длинная цепочка жертв. Целая вереница трупов.

Все это вместе указывает на гибельность места. Люди забыли смысл названия и давно не узнают знаков земли, не читают древние шифровки предков, которые те оставили с помощью охры.

В годы освоения целины здесь построили село и назвали его: Завидным. Хотя завидовать было нечему. В селе никогда не хватает пригодной для питья воды. В большинстве скважин она ненадолго появляется только весной. Вода соленая, с запахом тухлых яиц. Недалеко от села лежит мелкое озерцо Карашокы. От него тоже несет сероводородом. Летом на берег съезжаются десятки больных людей. Неизвестно, кто и когда придумал, что грязь в озере целебная. Но потянулись сюда целые вереницы хромых, слепых и убогих стариков. Ровно месяц они живут в палатках. По утрам, когда над водой стелется сероводородный туман, они забредают поглубже в воду и, закрыв глаза, вдыхают озерную вонь. Днем вымазывают друг друга грязью и подсыхают на солнце. Жуткое зрелище. Гиблое место:
Чуть подальше расположено село Канайка, где еще не так давно находилась психиатрическая больница. Я бывал там. За высокими заборами из плоского камня жили принудчики. Так звали тех, кто совершил преступление, был признан психически невменяемым и находился на принудительном лечении. Помню скрип тяжелой двери, звериный рык и сардонический смех. По двору ходили мрачные люди в полосатых пижамах. Запомнился один сиделец - тихоня Амангельды. Однажды он перелез через забор, сбегал в город, ловко отрубил своему дедушке голову и в ту же ночь вернулся обратно. Лег в постель, натянул одеяло выше лба и крепко уснул. С чувством исполненного долга:
Возможно, что пляшущие человечки, изображенные на вертикальной стене грота возле трезубца Аир-Тау, до сих пор живы. В том смысле, что не могут успокоиться их несчастные души. Они как бы еще мстят всем, кто оказывается поблизости их жертвенного места.

Во все времена никто и никогда не хотел становиться жертвой ни для богов, ни для людей. У человека всегда было, есть и должно оставаться право на жизнь и свободу выбора.

Не об этом ли сотни и тысячи лет без устали говорят нам красные человечки в гроте возле трезубца Аир-Тау?

Источник: Андрей КРАТЕНКО, Экспресс К
Хотите узнавать информацию о жизни Усть-Каменогорска первыми? Подписывайтесь на наш Telegram-канал.
Комментарии
Владельцы сайта не несут ответственности за содержание комментариев читателей.
В комментариях запрещены ненормативная лексика и оскорбления, высказывания, нарушающие нормы законодательства РК, реклама, комментарии, набранные ЗАГЛАВНЫМИ буквами. Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с тем, что можете быть привлечены к ответственности в соответствии с законодательством РК, а также даёте свое согласие на сбор и обработку ваших персональных данных.
Комментариев пока нет.
Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии