11 Июля 2008 07:43:00

Почем топливо для народа?

Ну, где ж это видано, чтобы дизельное топливо стоило больше «светлых нефтепродуктов». Вся страна пытается разобраться, почему сложилась такая ситуация. И причины, оказывается, не только в высокой цене на нефть.
0 КОММЕНТАРИЕВ

На 60% заправок в Усть-Каменогорске дизельное топливо отсутствует, на остальных его цена доходит до 120 тенге за литр. По мнению специалистов, эта ситуация была вполне ожидаема.

Несколько лет назад два нефтеперерабатывающих казахстанских завода передали в частную собственность. То есть, государство упустило из своих рук высокорентабельное производство. Перестало регулировать выпуск, можно сказать, стратегического продукта. Раньше НПЗ работали напрямую с покупателями. Сегодня же нефтеперерабатывающие заводы имеют своих дилеров – оптовых продавцов. И именно они играют главную роль в определении цены на топливо. Так считает Зауре Кошербаева, председатель Ассоциации по защите прав предпринимателей ВКО.

- Дилеры сегодня подняли оптовую цену дизельного топлива в 2 раза, - говорит она. - Если взять нынешнюю стоимость сырой нефти, затраты на ее переработку с учетом акцизов – то тонна дизельного топлива должна стоить 480-500 долларов. Дилеры же предлагают ее розничным продавцам уже за 1000 долларов – 100% накрутка. Ежегодно наша исполнительная власть проверяет местных реализаторов бензина. Но отследить дилеров не могут. Очень часто – это фирмы-однодневки, которые исчезают, совершив одну – две сделки. Известно, на каком заводе производился бензин, известно, кто в конечном итоге купил, но сколько раз его перепродавали по пути – никто не знает.

По мнению Зауре Мубараковны, это - только одна из массы причин. Повлиял на стоимость ГСМ и не вовремя введенный запрет на вывоз нефтепродуктов из страны.

- Последние несколько лет Министерство энергетики, - продолжает она. - в период посевной, начиная с начала марта вводит ограничение на экспорт дизельного топлива до окончания основных сельхозработ. Мы видели, что последние 6 лет стоимость дизтоплива не поднималась выше 58 тенге за литр. Непонятно, по каким причинам в 2008 году ввели это запрет только с 1 июня, когда посевная была уже закончена. Но последствия этого решения мы видим: за 3 месяца стоимость дизельного топлива возросла в двое. То есть для роста цен искусственно создали необходимую среду. Топливо по высокой цене в период наибольшего спроса распродали в соседние страны СНГ, где нет собственной добычи нефти. Всегда выгоднее реализовывать продукцию крупными партиями, чем рассылать в 18 регионов Республики.

Запрет на вывоз нефтепродуктов действует уже больше месяца. Но положительных перемен это не принесло. По мнению Зауре Кошербаевой казахстанские производители чтобы сохранить необоснованно высокую оптовую цену предпочитают ограничивать выпуск продукции, в связи с ремонтными работами в период моратория, чем насыщать внутренний рынок страны дешевым топливом.

Наталья Тишковец

Источник: газета "Устинка-плюс"
Хотите узнавать информацию о жизни Усть-Каменогорска первыми? Подписывайтесь на наш Telegram-канал.
Комментарии
Владельцы сайта не несут ответственности за содержание комментариев читателей.
В комментариях запрещены ненормативная лексика и оскорбления, высказывания, нарушающие нормы законодательства РК, реклама, комментарии, набранные ЗАГЛАВНЫМИ буквами. Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с тем, что можете быть привлечены к ответственности в соответствии с законодательством РК, а также даёте свое согласие на сбор и обработку ваших персональных данных.
Комментариев пока нет.
Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии