Погасшая искра маленькой Клары
В детской больнице № 2 Усть-Каменогорска в конце прошлого года умерла трехмесячная воспитанница специализированного Дома ребенка Клара Салимбаева. Очевидно, этот печальный случай так бы и остался незамеченным в медицинских кругах, но спустя несколько месяцев на него обратили внимание сотрудники органов прокуратуры, проводившие проверку соблюдения законодательства РК о здравоохранении.
Обычно истории, связанные с несвоевременным и некачественным оказанием медицинской помощи, становятся известны благодаря настойчивости самих потерпевших или их родственников, которые в надежде найти справедливость и наказать виновных пишут жалобы в правоохранительные органы и средства массовой информации, обивают пороги управленческих структур здравоохранения, Комитета по контролю за качеством медуслуг.
История маленькой Клары выглядит совсем по-другому. За ее жизнь, вспыхнувшую и погасшую, точно крохотная искорка, не переживали близкие, потому что их у девочки не было, и не особо боролись доктора, как будто изначально не надеялись на ее спасение.
- При проверке мы обратили внимание на то, что, в нарушение приказов Минздрава РК, разбор случая смерти и патологическая конференция не были проведены, соответственно, отсутствуют протоколы разбора смертности, медицинских советов и патологоанатомической конференции, - говорит старший помощник прокурора Меруерт Кубентаева. – Причины и обстоятельства гибели ребенка не рассматривались в Департаменте здравоохранения. Все молчат…
Из истории болезни
В медицинских документах о Кларе Салимбаевой написано так: «Девочка отказная, от повторной беременности, первых срочных родов, от недообследованной матери. Родилась 29.08.07 г. с весом 3200, по шкале Апгар 7/7 баллов». После перинатального центра переведена в Дом ребенка, где 14 ноября прошлого года с температурой и диагнозом ОРВИ ее поместили в изолятор.
- Врач дома ребенка назначила девочке лекарства, которые принимались ею восемь дней. При этом не ставился вопрос о замене лекарственных средств либо изменения метода лечения в целом, поскольку улучшений в состоянии ребенка не наблюдалось, - потом отметят в акте областного управления Комитета по контролю за качеством медуслуг и справке городской прокуратуры. – Более того, в течение всего периода обследования и лечения Салимбаевой в Доме ребенка не проводились ни общий анализ крови, ни рентгенография органов грудной клетки.
Спустя еще неделю у девочки вновь повысилась температура тела до 38 градусов, появилась одышка. На «скорой» Клару увезли в соматическое отделение КГКП «Детская больница №2». Несмотря на то, что ребенок поступил в стационар экстренно, он был осмотрен врачами только на следующий день. В записях осмотра не указано состояние здоровья девочки и ее диагноз, не расписаны планы обследования и лечения. Да и анализы у Клары взяты только через день после поступления в больницу, когда ее состояние резко ухудшилось. Тогда с диагнозом «Острая внебольничная пневмония справа, дыхательная недостаточность 2-3-ей степени тяжести, врожденный порок сердца?» малышку на «скорой» повезли в реанимационное отделение КГКП «Детская областная больница». Оказалось, зря: доктора этого медучреждения не нашли для реанимации показаний, хотя ребенка в приемном отделении осмотрели, подтвердив диагноз верхнедолевой пневмонии справа. Но рекомендаций по ее лечению не дали.
В тот же день Клару опять отвезли в детскую больницу №2, и при ее очередном осмотре врачи указали на тяжелое состояние ребенка, не сделав коррекцию лечения и контрольную рентгенографию органов грудной клетки. По информации прокуратуры Усть-Каменогорска, назначенные врачами препараты не соответствовали степени тяжести маленькой пациентки, не вводились средства для дезинтоксикации и улучшения обменных процессов, не проводились консультации кардиолога, невропатолога, других специалистов. Более того. В медицинских документах Клары не указаны дозировки принимаемых ею лекарств.
Несмотря на тяжелое состояние малышки, под наблюдением дежурного врача ее не оставляли, осматривали всего раз в сутки. Не проводился повторный консилиум врачей. 27-го ноября дежурный доктор все-таки осмотрел больную, расценив состояние как тяжелое, но никакого лечения проводить не стал. Через шесть часов, в тот же день, он безуспешно провел реанимационные мероприятия. Девочка умерла. При вскрытии у нее обнаружились двухсторонняя вирусно-бактериальная бронхопневмония, ряд других заболеваний дыхательных путей, и как осложнение – серозно-гнойный менингит.
Без права на заботу
- Новорожденная Клара Салимбаева не могла самостоятельно защищать свои права и интересы. Но она находилась под опекой Дома ребенка, администрация которой по Закону РК «О браке и семье» обязана заботиться о содержании своих подопечных, обеспечении ухода за ними и лечении, защите их прав и интересов. Временное помещение ребенка опекуном в лечебное учреждение не прекращает прав и обязанностей опекуна в отношении этого ребенка, - комментирует Меруерт Кубентаева. – Но администрация Дома ребенка за весь период нахождения Клары Салимбаевой в детской больнице №2 на стационарном лечении не интересовалась ее состоянием и ходом лечения. Более того, по тому же закону медработники обязаны информировать пациента и его опекуна о возможности выбора методов и способов лечения.
Но, еще раз повторимся, ходом лечения маленькой Клары администрация Дома ребенка так и не поинтересовалась. Спасло бы это ей жизнь? Возможно. Сообща врачи двух учреждений (а руководство Дома ребенка имеет высшее медицинское образование) выбрали бы наиболее оптимальный путь лечения девочки.
Ошибка или халатность?
Когда-нибудь маленькая Клара смогла бы найти настоящих, любящих и заботливых родителей, стать полноценным гражданином общества, вырастить своих детей… Теперь этого не будет никогда.
Стала ли малышка жертвой врачебной ошибки, халатности или на все промысел божий?
По общемировой статистике, пневмония занимает (после врожденных аномалий) второе место в причинах смертности детей до одного года. Но конкретно в случае с Кларой специалисты ВК управления КККМУ, уже после вмешательства прокуратуры, пришли к выводу, что «допущенные недостатки лечебно-диагностического процесса на всех этапах оказания медицинской помощи повлекли за собой смерть ребенка. Смерть ребенка была предотвратима».
Была ли это врачебная ошибка или халатность – решать компетентным органам. Из истории судебных разбирательств между врачами и пациентами мы уже знаем, что грань между этими двумя понятиями очень зыбкая. Если в общем, то отличия таковы: когда врач безо всякого злого умысла, искренне заблуждаясь, ставит пациенту неправильный диагноз или лечит его не от той болезни, речь идет о врачебной ошибке. Преступная халатность — пренебрежение врача его прямыми обязанностями, в результате чего страдает пациент. Вероятно, в истории с Кларой Салимбаевой органы надзора не видят преступления: по итогам проверки готовится представление об устранении нарушений законности в Департамент здравоохранения ВКО, Детскую больницу №2 и Дом ребенка. Клару этими мерами, конечно, не вернешь. Но при проверке выявились и другие причины гибели малышки, которые в последующем могут повлиять на исход лечения других детишек. К примеру, материально- техническая база соматического отделения детской больницы №2 не позволяет проводить обследования и лечение экстренных больных в полном объеме. В отделении нет палаты интенсивной терапии, медицинского оборудования для реанимации. Не ведется круглосуточная работа экстренной лабораторной и диагностической служб. Ослаблен контроль руководством больницы за качеством оказания медпомощи на стационарном уровне, а фактическая оснащенность медоборудованием – чуть больше 50 процентов от минимальных нормативов. Укомплектованность больницы медицинскими кадрами –только 68 процентов. Кстати, это остается серьезной проблемой для многих лечебных учреждений области.
Постскриптум
Тем временем в ВКО растет число недовольных оказанными им медицинскими услугами. Это тоже реалии нынешнего здравоохранения. Неуклонно увеличивается количество жалоб на некачественные медицинские услуги больниц и поликлиник в областное управление КККМУ. При этом большая часть из них признается обоснованными. Как отмечает его начальник Булат Алиев, только за первое полугодие число таких обращений увеличилось, в сравнении с аналогичным периодом, на 30 процентов.
- За прошлый год к нам поступило более 50-ти жалоб на качество медуслуг. Для их рассмотрения мы привлекли 87 врачей по 26 специальностям. За первое полугодие этого -28 специалистов по сорок одной жалобе, - рассказывает г-н Алиев. – Чаще всего люди жалуются на стоматологов (около 13 процентов от всех жалоб), на втором месте – акушер-гинекологи, затем – реаниматологи, наркологи и терапевты.
Мнения
Наталья Клевкина, служащий
- На мой взгляд, состояние дел в нашей медицине оставляет желать лучшего. В основном, из-за невнимания к ней. Какое-то равнодушие можно наблюдать и у врачей. Платили бы медикам зарплаты повыше, так и работать бы стали лучше. Ведь за рубежом врач – самая оплачиваемая профессия. Хотя с каждым годом наше государство все больше внимания уделяет этой сфере.
Несколько раз обращалась в частные клиники, где, казалось бы, специалисты получают достаточно, но разуверилась. Сложилось такое ощущение, что там идет выжимание денег – найдут множество болезней, лишь бы лечить тебя и лечить. В этом отношении наши привычные семейные амбулатории лучше. Но там почему-то другое отношение к людям. Например, моей маме – 79 лет, она не хочет обращаться в больницу. Однажды врач в ответ на ее жалобы так и сказал: “Что я вам напишу, что вы умираете, что ли?”. Понятно, что 79 лет – возраст значительный, но человечность-то должна быть. Хотелось, чтобы и принимали специалисты подольше, а не так: пять минут, и - следующий. Ведь доверяешь врачам самое ценное – свое здоровье.
Алексей Шешуков, спортсмен
- Обслуживаюсь в поликлинике как спортсмен, поэтому качеством доволен. Считаю, что у нас работают квалифицированные специалисты, и отношение к людям хорошее. В целом в медицине есть, конечно, еще ситуации, которые нужно исправлять. Например, “скорая помощь”, которая зачастую приезжает только через час-два после того, как был послан вызов. Бывает, что сделать уже ничего невозможно, время упущено. Да и очереди в больницах тоже не нравятся. Должно быть больше специалистов, чтобы людей принимал не один врач, а сразу два-три. А у нас получается, что работает лишь один (особенно узкие специалисты), да и тот ушел в отпуск. Почему не стремятся в эту сферу люди? Из-за низкой заработной платы, скорее всего. Если бы могли получать хороший доход, шли бы работать многие, и дефицита кадров не стало.
Возможно, большая загруженность врачей и влияет на то, что они совершают ошибки. Но, думаю, что в основном по халатности. Ошибается каждый, но врачебная ошибка – самая страшная. От нее зависит многое, в том числе и жизнь человека.
Гульсара Мангурова, домохозяйка
- До 90-х годов это была настоящая медицина, а сейчас... Да, остались старые специалисты, асы своего дела. Конечно, и среди молодых есть грамотные специалисты, но их мало. Я сталкивалась с такой ситуацией: мне ставили диагноз “сахарный диабет”. Прошла по всем инстанциям, вплоть до Департамента здравоохранения, доказывая, что у меня его нет. Не утверждаю, что я умнейший человек, но кое-какие знания в этой сфере есть, читаю медицинскую энциклопедию. И оказалась права. Моей целью не было наказать тех, кто поставил неправильный диагноз, а добиться справедливости. Ведь, устанавливая эту болезнь, на мне фактически ставили крест.
Были и с детьми подобные ситуации. Оказалась свидетелем грубости персонала с клиентами. Но так нельзя, ведь обычный человек многого не знает, поэтому допускает ошибки.
Любую профессию надо любить. В медицине – уважать тех людей, которые к тебе приходят. Зачастую их жизнь оказывается в руках врача. Сейчас хорошо тем, у кого родственники или знакомые работают в больницах – есть, к кому обратиться. Выбираешь хорошего специалиста-медика по советам знакомых.
Ольга Ушакова
В комментариях запрещены ненормативная лексика и оскорбления, высказывания, нарушающие нормы законодательства РК, реклама, комментарии, набранные ЗАГЛАВНЫМИ буквами. Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с тем, что можете быть привлечены к ответственности в соответствии с законодательством РК, а также даёте свое согласие на сбор и обработку ваших персональных данных.