04 Февраля 2008 00:00:00

Потрясающая оперативность

Восточно-казахстанские чеэсники опровергли информацию о приземлении НЛО с зелеными человечками
0 КОММЕНТАРИЕВ

Взрыв на складе снарядов или падение ракеты? Авария на одном из промышленных предприятий или все-таки просто землетрясение? Именно над этими вопросами ломали голову жители крупных населенных пунктов Восточного Казахстана, когда в панике выскакивали на улицу. Оказалось, все-таки землетрясение, причем не очень большой силы, но официальная информация об этом стала известна спустя почти двое суток!

Парадокс данной ситуации еще и в том, что жители Восточного Казахстана переживали местную ЧС именно в тот момент, когда в город с рабочим визитом прибыл министр по ЧС РК Владимир Божко. К слову сказать, спокойнее от его присутствия никому не стало, скорее, наоборот…

События 30 января разворачивались так. В 2 часа 2 минуты и 28 секунд произошел сильный толчок. Люди в панике, спросонья хватали детей, первые попавшиеся документы, выскакивали на улицу. Самые невозмутимые остались в квартирах и попытались получить хоть какую-то информацию о происшедшем. Но телевизионные каналы хранили молчание, а телефон служб ЧС был постоянно занят. В полном неведении и в ожидании повторных толчков люди находились на улице – ночью, в мороз, когда столбик термометра почти сравнялся с отметкой в –30.

Первую информацию о случившемся узнали почитатели Интернета. Спустя 30 минут на одном из городских сайтов, со ссылкой на Американский центр геологических исследований, появились данные о землетрясении с фото местности, где оно произошло. Согласно им, эпицентр находился в 65 километрах от Усть-Каменогорска, неподалеку от Серебрянска, где тряхнуло с силой в 5 баллов, в самом Усть-Каменогорске – до 4 баллов.

Местные же службы ЧС (да и то только спустя 2 часа 15 минут после землетрясения) по местным каналам пустили бегущую строку о том, что эпицентр находится в 150 километрах от Риддера – в Шабалинском районе Алтайского края РФ, сила землетрясения 3-4 балла. Вроде и паниковать-то не стоит. Но даже эту информацию, в дальнейшем, кстати, опровергнутую самими же сотрудниками ЧС, услышали лишь те, кому хватило терпения два с лишним часа просидеть у телевизора. Большая же часть населения, по крайней мере, Усть-Каменогорска, в этот момент до сих пор мерзла на улице, строя свои – самые невероятные версии. Хотя и это многих уже волновало не так сильно, в полном информационном вакууме люди задавали главный вопрос: почему не было своевременного и внятного оповещения?

Оригинальный ответ на него нашел министр по ЧС РК Владимир Божко, заявив, что не хотели громкоговорителями будить людей.

– Система… она срабатывает, может, громкоговорящую связь не включили, поскольку достаточно оперативно было установлено, что разрушений и каких-то осложнений не возникло, – говорил наутро, во время свей рабочей поездки, Владимир Божко. – В целом по области все районы и все акиматы были подняты, они работали. Плюс к этому была ночь, лишнюю сумятицу зачем вносить?

Уже через две минуты, по словам министра, было ясно, что землетрясение 3-4 балла, эпицентр был на территории России, объекты жизнеобеспечения продолжают работать без перебоев, и повторных подземных толчков ждать не стоит. Но, повторюсь, стало об этом известно лишь утром, а как устькаменогорцы провели ночь, в каком настроении шли на работу утром и отправляли детей в школу, мало кого волновало. Недостаток информации восполняли сами: слухи распространялись один чуднее другого – в зависимости от фантазии и пережитого страха. Усугубилась ситуация еще и тем, что брифинг для журналистов по поводу землетрясения, назначенный на 15.00 службами ЧС и министром Божко, был перенесен на 17.00. А в назначенное время после торжественной части с вручением грамот спасателям всех представителей СМИ и вовсе выдворили из зала заседаний, совещание прошло за закрытыми дверями. Только на следующее утро (уже второе после землетрясения) была озвучена официальная информация. Отдуваться за министра и отсутствие оповещения пришлось местным службам ЧС.

– Мы констатируем факт землетрясения, – говорит заместитель начальника департамента по ЧС ВКО МЧС РК Кизат Кыстаубаев, – в институте сейсмологии это подтвердили. Никаких взрывов не происходило. Да, мы знаем, что во время и после землетрясения стоял гул, такое бывает, но ракеты не падали, бомбы не взрывались, НЛО не летало, зеленых человечков не было.

Впрочем, официальная информация все-таки изменилась. Теперь было заявлено, что согласно данным из МЧС РК, землетрясение силой в 6 баллов в эпицентре было все-таки на территории Казахстана – между Семеем и Зайсаном. Мало того, что все по-прежнему неконкретно (территория-то необъятная), так еще и по баллам странная картина складывалась: почему-то в Семее тряхнуло с силой в 2-3 балла, а в отдаленном Усть-Каменогорске отметили уже 4 балла, Зыряновске – целых 5, а в Курчатове и Риддере – 3. Кстати, американцы со своим пусть и быстрым, но как оказалось, почти верным прогнозом, не подвели. Что касается Серебрянска, возле которого, согласно сайту, и находился эпицентр, то у департамента по ЧС ВКО не оказалось данных о том, сколько же там было баллов. Так и не назвали ближайший населенный пункт, где был эпицентр.

В Серебрянске, вопреки заявлениям о том, что разрушений нет, пострадало около десятка зданий – трещины по стенам, разбитые окна, осадка полов до 30 сантиметров, даже образование зазоров между стенами. Правда, были предприняты хоть какие-то действия, чтобы успокоить народ. По неофициальным, но не опровергнутым данным, ночью по городу ездили патрульные машины, и полицейские, взяв на себя ответственность, объясняли людям, что, скорее всего, произошло землетрясение, паниковать не надо и лучше зайти в квартиры, а не сидеть на морозе в –37 градусов на улице.

По словам же г-на Кыстаубаева, вся загвоздка в том, что официальная информация все-таки была получена только поздно вечером после землетрясения.

– Напрямую с институтом сейсмологии мы не работаем, – говорит он. – Согласно нашей инструкции, информацию мы получаем от Министерства по ЧС РК, понятно, что сразу достоверной информации у нас не было. Да, мы созванивались с россиянами, они ответили, что произошло движение земной коры, но на исследование необходимо 1,5-2 часа. Но, повторюсь, с ними напрямую работает МЧС РК, мы получаем информацию от них. Как получили, сразу созвали вас. Балльность? Я все понимаю, но у меня – официальная информация.

Что касается информирования населения, то здесь сложилась и вовсе забавная ситуация. Начальник отдела департамента по мобилизационной подготовке, гражданской обороне, организации предупреждения и ликвидации аварий и стихийных бедствий ВКО Еркен Сарсембинов, в чьих обязанностях как раз непосредственно и должно быть оповещение населения, посоветовал вспомнить уроки ОБЖ. (Что, зря что ли в школе на уроках Основ безопасности жизнедеятельности учили, как надо действовать при землетрясении? Вот как бы еще людям догадаться, что тряхнуло вследствие землетрясения, а не от взрыва на предприятии или аварии на ГЭС?! В последнем случае не на улицу нужно выскакивать, а наоборот – дома все форточки запечатывать и противогазы одевать!)

– Мы должны достоверную информацию представить, – сказал на встрече с журналистами Сарсембинов. – А на ее изучение и сбор нужно время, а уже потом – с рекомендациями выйти к населению. Все наши службы работали, мы знали, что все объекты жизнеобеспечения тоже функционируют в нормальном режиме.

– А люди-то не знали…

– Наши службы сработали нормально – в соответствии с инструкциями и планом действий.

Хотели как лучше…

В 1990 году в ВКО произошло Зайсанское землетрясение. Тряхнуло порядочно, но уже минут через 15 по дворам ездили машины с громкоговорителями, голос оттуда успокаивал жителей, советовал собрать вещи, деньги, документы, покинуть помещение. Осенью 2003 года, когда опять порядочно потрясло, пусть значительно позже, однако в течение первых 40 минут информация о землетрясении все-таки вышла. В том же году и, наверное, из добрых побуждений, был создан вышеназванный департамент с длинным и очень многозначительным названием. И вот вновь случилось землетрясение и – полное молчание. На вопрос: «Почему сейчас – так?», сотрудники ЧС отвечают: «Тогда не существовал департамент по оповещению», добавляя тут же: «Мы теперь зажаты некоторыми инструкциями, документами. Представьте, какой круг получается. Мы предлагаем информацию, пока ее обработают, пока представят в МЧС, потом – они нам, только тогда этот департамент может выдать достоверную информацию».

А в это время люди ночевали в машинах, дети, женщины и старики мерзли на улице, строили свои самые невероятные версии случившегося и весь следующий день ждали повторного землетрясения. Которое, кстати, и случилось 31 января, но уже в двухстах километрах от Алматы. В городах близ эпицентра ощущалось 2-4 балла.

Источник: Газета Мегаполис
Хотите узнавать информацию о жизни Усть-Каменогорска первыми? Подписывайтесь на наш Telegram-канал.
Комментарии
Владельцы сайта не несут ответственности за содержание комментариев читателей.
В комментариях запрещены ненормативная лексика и оскорбления, высказывания, нарушающие нормы законодательства РК, реклама, комментарии, набранные ЗАГЛАВНЫМИ буквами. Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с тем, что можете быть привлечены к ответственности в соответствии с законодательством РК, а также даёте свое согласие на сбор и обработку ваших персональных данных.
Комментариев пока нет.
Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии