15 Октября 2008 07:08:00

Правительство намерено выкупить безнадежные кредиты

На открытии второй сессии Парламента Президент поставил задачу «обеспечить еще более высокую степень экономической безопасности, максимально снизить риски банковского сектора». В связи с чем руководство нашего государства решило прибегнуть к такому опробованному во всем мире рецепту, как создание государственного фонда стрессовых активов (так называют просроченные кредиты) банков второго уровня (БВУ).
0 КОММЕНТАРИЕВ

Это специальная госструктура, которая начнет скупать «плохие» кредиты банков с условием их обратного выкупа в будущем. Как сказал глава Министерства финансов РК Болат Жамишев, в фонд можно передать любые проблемные активы, даже те, риски по которым способны ухудшить качество кредитного портфеля банков не сегодня, а в перспективе.

Такой ход, как подразумевается, позволит освободить балансы банков от некачественных активов и влить дополнительную ликвидность, говоря примитивно - наличку. Улучшение качества портфелей послужит рыночным сигналом рейтинговых агентств, для отечественных и иностранных инвесторов.

На данный момент имеется уже поручение Президента Казахстана Правительству и фонду «Казына»: вплотную приступить к работе – ФСА будет создан и капитализирован до конца 2008 года. Президент пояснил, что речь идет о создании "надежного рыночного механизма управления финансовыми рисками", который предполагает исправление ситуации в случае "дальнейшего возможного ухудшения положения наших банков за счет... падения в цене залогового имущества по выданным банками кредитам". "Анализ показывает, что кризисные тенденции в мировой экономике еще не преодолены. Поэтому Правительству и Парламенту необходимо исходить из того, что следующий год, возможно, также будет непростым, нужно быть готовыми к сложностям и трудностям, вытекающим из мировой экономики", - подчеркнул глава государства.

Три рецепта для банков

На прошедшем форуме «Перспективы развития фонда стрессовых активов в Казахстане» участники, представители государственных органов и коммерческих банков, предложили три варианта. Первый - средства стресс-фонда должны направляться на поддержку субъектов малого и среднего бизнеса. Второй вариант - это побеспечение неких компенсаций банкам за счет фонда, если те будут вынуждены предоставить отсрочку по ипотечным платежам. Кстати, примерно о том же говорили члены общественного движения «Оставим народу жилье». Они предложили государству вмешаться в сложившуюся ситуацию с ипотечным жильем, когда многие граждане оказались не в состоянии своевременно и регулярно исполнять свои финансовые обязательства перед заемщиком. Общественное движение просило Правительство в такой вот форме выступить гарантом перед банками. Последние, в свою очередь, должны были по замыслу предоставить отсрочку по выплате займов.

Третий вариант предлагали представители прогосударственных структур – собственно поддержка самих банков посредством скупки их «не совсем качественных» активов. И судя по всему, именно на этом в итоге остановились.

Хитрая механика

Механизм работы ФСА пока что разрабатывается.

Вопрос об источниках финансирования фонда предлагают решить просто – премьер-министр РК Карим Масимов заявил, что на эти цели будут перенаправлены недоосвоенные средства от госпрограмм. Из бюджета республики готовы выделить на фонд около 1 миллиарда долларов. Хотя, как отмечают аналитики, для выкупа у банка «плохих» активов необходимо около пяти-шести миллиардов. Болат Жамишев, министр финансов РК считает, что невозможно и неправильно для этого привлекать только бюджетные деньги. Риски должны быть распределены между рынком, банком и Правительством. Поэтому отрабатываются варианты «участия рынка»: по словам директора Департамента корпоративного финансирования ФУР «Казына» Берика Утемуратова, сейчас идут переговоры с различными инвестиционными банками, в том числе иностранными.

Приобретать залоговый неликвид первоначально намеревались по рыночным ценам. Однако на стадии обсуждения проекта фонда представители руководства страны предлагали покупать активы с дисконтом (процентной разницей) 80%, что, естественно, не вызвало воодушевления у банков. На последнем и пока единственном обсуждении концепции ФСА в правительстве с участием банков Минфин в своей презентации озвучил предполагаемый уровень дисконта – 10–15%.

До конца неизвестно, как долго придется держать эти самые стрессовые активы на балансе стресс-фонда. Но подразумевается, что их реализацией будет заниматься уже государство. Так, заместитель председателя Народного банка Аскар Смагулов высказал мнение, что «если активы продолжат ухудшаться в течение 2-3 лет, банкам и правительству вновь придется решать, что делать с отсроченной проблемой, и либо правительство вынуждено будет пролонгировать действие фонда, либо признает какие-то убытки».

Некоторые специалисты считают, что срок участия государства в качестве игрока на рынке стрессовых активов должен быть ограничен периодом кризиса.

Западный опыт

Примечательно, что США крайне осторожно отнеслись к подобной мере поддержки экономики, банков и кредитной системы страны. Хотя, казалось бы, в мире накоплен большой опыт по сбрасыванию стресс-активов в кризисной ситуации. В пример можно привести скандинавские страны и Юго-Восточную Азию, где во время кризиса 1998 года государства приняли риски банков на себя. Однако 29 сентября такой же проект спасения американских банков провалился: в этот день палата представителей Конгресса не поддержала меры, предложенные администрацией Буша, посчитав их слишком дорогими для кармана американских налогоплательщиков. План главы американского Минфина Генри Полсона предусматривал радикальную помощь банкам по очищению их балансов от необслуживаемых кредитов, чтобы «в корне разрешить финансовый кризис». Администрация просила у Конгресса 700 млрд. долларов на их выкуп и согласна была на первом этапе получить хотя бы 250 млрд., однако народные избранники забаллотировали законопроект. Но в среду документ все же был одобрен верхней палатой законодательной власти США и снова направлен в конгресс. Получается, «в этом что-то есть».

Особое мнение

Несмотря на в целом положительную первичную оценку представителей руководства банковского сектора и Агентства финансового надзора проекта Фонда стрессовых активов, у него есть и очевидные противники, которых смущает дисконт последующего выкупа неликвидных сегодня активов.

Характерная позиция у Магбата Спанова, президента Института развития Казахстана, доктора экономических наук, обнародованная в СМИ. Он полагает, что если данный дисконт останется актуальным, то его существование повлияет на кредитный процент банков. «Инвесторы будут отчислять деньги в фонд, - поясняет доктор, - и чтобы возместить их, они начнут закладывать маржу, которая, в свою очередь, заложится в процент. Это еще хуже усугубит ситуацию в банковском секторе. Хотя еще надо посмотреть, на каких условиях будет создаваться этот фонд. За счет чего, благодаря каким источникам предполагается формировать эту базу. Тогда можно говорить более детально. Но, на первый взгляд, мое отношение к данному фонду достаточно отрицательное. Можно вспомнить еще одну инициативу государства, в частности, Агентства по финнадзору, относительно создания реабилитационного фонда для выкупа у банков проблемных кредитов. Думаю, и в этом случае помощь государства была бы неуместна. Потому что есть Фонд гарантирования вкладов, который, в случае банкротства банка, выплачивает вкладчику 700 тысяч тенге - вне зависимости от суммы депозита. Получается, в этом случае идет определенное дублирование функций. Но это будет в угоду нескольким крупным вкладчикам, чтобы они получили шанс выйти сухими из воды. Можно сказать, что в фонде стрессовых ситуаций могут возникнуть подобные лазейки. И чтобы этого не было, необходимо этот процесс законодательно урегулировать».

В дополнение необходимо уточнить, что государство действительно намерено создать необходимый правовой регулирующий документ, но когда это произойдет, неизвестно, тогда как фонд намерены запустить уже в текущем году.

И напоследок…

Наконец, чтобы уж точно ничего не упустить в деле обеспечения стабильности отечественного банковского сектора, был принят еще ряд дополнительных поддерживающих мер. Для начала, повышены требования к минимальному размеру резервного капитала. Далее, с 2009 года будет увеличен минимальный размер собственного капитала. Таким образом, с 1 июля 2009 года минимальный допустимый капитал казахстанских банков вырастет до 5 миллиардов тенге. Тем банкам, у которых нет таких денег, придется увеличивать собственный капитал или объединяться. И, наконец, с 2010 года вырастет минимальный размер уставного капитала банков. По мнению Правительства, это должно способствовать улучшению активов банков, повышению их капитализации и ликвидности.

Но есть опасения, что далеко не все банки смогут выполнить эти требования, и вполне возможно, они будут вынуждены объединяться.

Анастасия Глазунова

Источник: газета "Устинка-плюс"
Хотите узнавать информацию о жизни Усть-Каменогорска первыми? Подписывайтесь на наш Telegram-канал.
Комментарии
Владельцы сайта не несут ответственности за содержание комментариев читателей.
В комментариях запрещены ненормативная лексика и оскорбления, высказывания, нарушающие нормы законодательства РК, реклама, комментарии, набранные ЗАГЛАВНЫМИ буквами. Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с тем, что можете быть привлечены к ответственности в соответствии с законодательством РК, а также даёте свое согласие на сбор и обработку ваших персональных данных.
Комментариев пока нет.
Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии