Работа не для слабонервных
Профессия водолаза не напрасно овеяна героичностью. Во-первых, не каждый может работать на глубине, в условиях экстремальных физических нагрузок. Во-вторых, без самообладания и умения быстро оценивать ситуацию подводным работягам не выжить. На дне давят не только лишние атмосферы. Это только в фильмах Кусто погружения в тропические моря и океаны напоминают увлекательную экскурсию по океанариуму.
В нашей области подводные спуски выглядят менее привлекательно. В большинстве случаев водолазы работают в условиях слабой или нулевой видимости, продвигаются вперед в полной неизвестности. Это можно сравнить с выполнением аврийных работ в противогазе в кромешной тьме, с угрозой запутаться в болтающейся вокруг веревке. Вовремя не убрал ногу – оступился в яму, не протянул руку – напоролся на корягу или арматуру. При этом водолаз должен следить за правильным дыханием, датчиком измерения глубины и сигнальным концом – специальной веревкой, с помощью которой он условно "общается" с сушей. Мощные прожекторы на случай глубоководья и темноты – тоже не из местных реалий. В области, конечно, есть водоемы, где дно просматривается более-менее хорошо. Но прозрачная вода Сибинских озер да нескольких речек – скорее исключение из правил.
Проверка на прочность
За последнюю неделю в ВКО утонули семь человек. В шести случаях на место происшествия выезжали группы спасателей– водолазов. В силу профессиональных обязанностей им приходилось выполнять жуткую миссию – на глубине отыскивать погибших людей.
– Хорошо, когда есть трезвые свидетели произошедшего, – рассказывает начальник Центральной водно-спасательной станции Усть-Каменогорска Сергей Мартьянов. – Они могут объективно оценить ситуацию, и мы не теряем драгоценное время. Не раз бывало, что поиск затягивался на несколько дней только потому, что очевидцы давали противоречивые сведения.
Но даже в здравом уме и твердой памяти свидетели несчастного случая в состоянии аффекта могут упустить или забыть важные подробности трагедии. Вода обманчива – особенно в озере или водохранилище. Но в том случае, если квадрат поиска указан в пределах 50 на 50 метров, то спасатели обязательно найдут утопленника.
В подобных ситуациях у водолазов есть правило: в первую очередь искать там, где человек утонул. Даже если есть течение, тело могут задержать коряга, подводный водоворот или яма. Этому правилу следовали водолазы из Усть-Каменогорска, которым сообщили, что в районе нового Ульбинского моста утонула при купании девушка. Три дня сотрудники спецчасти №1, Ульбинской и Центральной ВСС (водно-спасательных станций) искали погибшую. Надводную часть реки и ее берега обследовали вплоть до бывшего понтонного моста. На четвертый день утонувшую заметили у берега в районе Дома культуры УМЗ.
– К сожалению, нам не сообщили точное место происшествия. К тому же, поиск осложнялся загрязненностью дна, – комментирует ситуацию главный специалист отдела оперативной спасательной службы Константин Прокопьев.– Под водой лежали груды бетонных плит, арматура. Видимо, строительный мусор выбросили в реку, когда разбирали временный мост.
Для водолазов такие препятствия крайне опасны. В любой момент может запутаться сигнальный конец. Поэтому погружались только профессионалы.
Иная ситуация с несчастными случаями на реках с сильным течением. Результат поиска будет зависеть от того , насколько быстро сотрудникам ВСС сообщат о несчастье.
– Многие люди, особенно в деревнях, думают, что за поиски утонувших надо платить, – говорит г-н Мартьянов. – Поэтому не спешат вызывать водолазов. А когда у них не получается поднять тело самим, вызывают нас. К тому времени течение уносит человека, и поиск затягивается.
28 июля в Центральную водно-спасательную станцию позвонили. В районе поселка Меновное 15-летний подросток отправился с приятелем на протоку Иртыша. Рослый парнишка, входя в воду, оступился на крутом спуске, и его подхватило течение... К сожалению, юноша не умел плавать, и почти сразу исчез под водой. О случившемся немедленно сообщили спасателям. Через полчаса на берег прибыли водолазы Центральной водно-спасательной станции. Поиск вели на глубине 2,5 метра. Оказалось, за короткое время утонувшего снесло на 30 метров вниз по течению.
Позже выяснилось, что погибший жил на даче. Возможно, он приехал из района, где не было реки или озера, поэтому не умел держаться на воде.
– Есть такая пословица: "Научи ребенка плавать, и ты подаришь ему вторую жизнь",.– говорит г-н Рожков. – В нашей местности она очень актуальна. Особенно этим летом, когда высокая температура воздуха загоняет людей в воду. Там, где не хватает водно-спасательных станций, очень много утонувших. Например, в Семее, где всего одна ВСС, и на Бухтарминском водохранилище.
И трудна, и... опасна
Нагрузки, которые испытывают водолазы при погружении, можно сравнить с воздействием на организм космонавтов или летчиков.
И к тем, и к другим в медицинском плане предъявляются повышенные требования.
Как проинформировал ведущий специалист Центра водно-спасательной службы ВКО Анатолий Рожков, на водно-спасательных станциях области не все благополучно с медицинским обеспечением.
Вместо врачей – медсестры, которые, хоть и отлично знают свою работу, не могут заменить подготовленного специалиста. Причем, медик у водолазов должен пройти специализированные курсы водолазных врачей, которые есть только в Санкт-Петербурге. На всю область у нас только один такой специалист.
Причины несчастий на воде
70% утонувших находились в состоянии алкогольного опьянения
30% погибли в результате несоблюдения правил безопасности и из-за неумения плавать
Татьяна Непорожняя
В комментариях запрещены ненормативная лексика и оскорбления, высказывания, нарушающие нормы законодательства РК, реклама, комментарии, набранные ЗАГЛАВНЫМИ буквами. Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с тем, что можете быть привлечены к ответственности в соответствии с законодательством РК, а также даёте свое согласие на сбор и обработку ваших персональных данных.