08 Апреля 2010 00:44:00

Символ смерти в центре города

С тех пор, как в центре Усть-Каменогорска, на площади Республики, почти перед зданием областного акимата, появилась бронзовая скульптура владыки подземного мертвого мира - грифона (это случилось в конце прошлого года), на жителей Восточного Казахстана обрушиваются нескончаемые беды - лютые морозы, снежные заносы, затопление Тарбагатайского района, падение вертолета, столкновение поезда и автобуса.
0 КОММЕНТАРИЕВ

Словно кто-то могущественный намеренно терзает людей. Над областью точно нависла тень темного крыла некоего кровожадного чудовища, образ которого и копирует фигура мифологического существа на площади. Что же это за символ? Какой смысл несет он в себе? И почему вдруг появился?

Гость из могилы

"В греческой мифологии грифоны - это чудовищные птицы с орлиным клювом и телом льва. Грифоны - "собаки Зевса" - в стране гипербореев стерегут золото от одноглазых аримаспов" (из мифологического словаря).

Грифон установлен также в центре экспозиции областного историко-краеведческого музея, где не так давно выставлены золотые украшения, найденные в десятом берель-ском кургане. Выставка называется "Культура древних кочевников Казахского Алтая". Для демонстрации берельских находок здесь специально оборудован зал.

В течение 12 лет в Берельской долине ведутся раскопки захоронений кочевой знати, относящихся к четвертому и третьему векам до нашей эры. Найдены высокохудожественные изделия, исполненные в скифо-сибирском зверином стиле. В подкурганной мерзлоте сохранились одежда, конское снаряжение, предметы из дерева, ткани, посуда, изделия из кожи и войлока.

Любопытнее всего нам было взглянуть на символ царской власти - тигрогрифон с рогами барана, вырезанный из кедра и покрытый золотой фольгой.

Научный сотрудник музея Галина Кущ:

- Этой фигуре нет аналогов. Такой массивный синкретический образ, воплощающий в себе все виды животных.

Может быть, именно эта находка и натолкнула местных художников на мысль установить грифона в центре областного центра как символ некоей связи между прошлым и настоящим. Вряд ли кто задумывался при этом о жестокой античеловеческой силе этого древнего божества, который являлся владыкой мертвого подземного мира.

Подтверждение могущества

Образы грифона появились в России во время короткого правления императора Павла I (1796-1801 гг.). Всем хорошо известна зверская кончина-убийство этого императора.

В 1826 году российский император Николай I официально учредил герб рода Романовых. В основу герба был положен грифон. Только один 60-летний цикл (1857-1917 гг.) понадобился грифону, добравшемуся до вершин официальной власти, чтобы погубить династию Романовых. До сих пор ищут "золотой запас" царской России, бесследно пропавший в годы братоубийственной гражданской войны, исчезнувший вместе с императорским гербом-грифоном.

После революции след грифона на некоторое время исчезает из высокой политики. Но вскоре начинается его новый этап материализации и восхождения к вершинам власти на одной из окраин России - на Алтае. В 1924ягоду археологами была открыта группа больших Пазырыкских курганов, а в 1929-м начаты их раскопки, продолженные в 1947-1949 годах. Сотни больших и малых образов грифона появились из-под земли, затем в научных публикациях, потом стали достоянием широкой общественности. Началось постепенное "шествие" грифона к вершинам власти. Появились научные публикации ученых, неоправданно отождествивших "Стерегущих золото грифов" с древним народом, проживавшим на Алтае. Ученые, писатели, художники, читатели и политики вновь вдохнули в грифона "жизненные силы".

В 1993-м официально был принят и утвержден герб Республики Алтай с образом грифона. Архео-логи стали не нужны грифону, и для того, чтобы они не расхищали его подземные богатства, раскопки на Алтае официально были запрещены. Вскоре после этого в 1997 году внезапно умер первый глава Республики Алтай Чаптынов, при котором был принят герб с грифоном. В газете "Звезда Алтая", где был опубликован некролог о его смерти, на той же странице идет заголовок статьи "Республика Алтай. Золото", сообщавший о конкурсе на добычу золота. Трагически погиб и молодой сын художника - автора герба с грифоном. Сам художник родился в поселке, самом близком к Пазырыку.

А где символы жизни?

- Вопросы жизни и смерти очень сложны, многогранны, - говорит доктор культурологии, ведущий научный сотрудник Государственного Эрмитажа Леонид Марсадолов. - Важен момент рождения человека, единения двух людей (мужчины и женщины) - свадьба. Очень важен и момент смерти. Эти моменты всегда ясно осознавались людьми. Помощь в переходные периоды оказывали религиозные обряды и культы. Надо с глубоким уважением относиться к смерти и погребальным ритуалам. Но все же в этом реальном мире смерть не должна заслонять жизнь. Нельзя допустить, чтобы смерть, потусторонний мир и их символы преобладали над реальной жизнью. Над живым народом должны парить символы мира, добра, и в то же время должна быть их охранная граница, не позволяющая темным силам победить их.

В Усть-Каменогорске между тем символ смерти установлен в самом центре города. Случайно или нет, но с его появленем жителям города требуется гораздо больше сил для выживания.


Андрей КРАТЕНКО

Источник: газета "Экспресс-К"
Хотите узнавать информацию о жизни Усть-Каменогорска первыми? Подписывайтесь на наш Telegram-канал.
Комментарии
Владельцы сайта не несут ответственности за содержание комментариев читателей.
В комментариях запрещены ненормативная лексика и оскорбления, высказывания, нарушающие нормы законодательства РК, реклама, комментарии, набранные ЗАГЛАВНЫМИ буквами. Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с тем, что можете быть привлечены к ответственности в соответствии с законодательством РК, а также даёте свое согласие на сбор и обработку ваших персональных данных.
Комментариев пока нет.
Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии