13 Июля 2010 10:32:00

Тайна, покрытая камнем

Симпозиум скульпторов подходит к концу. В то время, как некоторые работы понятны людям, то какие-то еще оставляют оттенок недосказанности. Предлагаем вам интервью из газеты «Вестник компании», в котором авторы скульптур раскрывают философию своих произведений.
0 КОММЕНТАРИЕВ


Страна: Россия, г. Барнаул
Автор: Александр Парфенов
Жанр: анималистический
Материал: гранит
Фигуры: медведь, всадник на коне, ведущий за собой

– Александр Викторович, что для Вас значит этот симпозиум?

– Огромная вдохновляющая удача, что я сюда попал! Для меня – это один из способов жизни, пиковый, экстремальный, где сливаются физическая, умственная и полная выкладка воображения, когда ум, фантазия и тело работают в полную нагрузку. Я давно усвоил, жизнь предоставляет немного таких возможностей, и этот симпозиум – одна из них. Здесь воплотилась надежда встретиться с такими же вдохновленными. Энергетика каждого усиливает друг друга, сливаясь в один мощный поток энергии, а потому работаешь воодушевленнее, чем если каждый бы творил в одиночестве.

Сколько будут они проводиться, столько с удовольствие буду участвовать еще!

– Как Вы узнали о симпозиуме?

– Это самое загадочное. Среди его участников уже сформировалась парадоксальная аксиома: «чтобы сюда попасть, нужно уже сюда попасть». Информации о его проведении практически нигде нет. В моем случае «сыграла» вторая половина доброй сказки, когда сначала ты помогаешь кому-то, а после выручают тебя. Мне повезло, что в Усть-Каменогорске работает мой товарищ, который нашел и передал мне всю необходимые сведения о месте и времени проведения симпозиума.

Вообще, я заметил, что в последнее время стал чаще посещать различные фестивали. Секрет в том, что я перестал «экономить» себя: стал «раздавать» идеи, делиться инструментами, оказывать всяческую посильную помощь окружающим – и вот тогда меня стали приглашать. Тут я понял, что по-настоящему ты нужен не потому, что ты такой суперпрофессионал, а потому что кроме этого ты проявляешь человеческие качества, которые ценны и нужны – и вот тебя уже зовут дальше…

– В ходе работы случается перенимать друг у друга какой-то опыт?

– Как говорится, в полную чашку нельзя налить воды, кто хочет научиться чему-то особенному, обязательно научится. Конечно, бывает, что и учимся здесь друг у друга всяким хитростям.

– Как рождается идея создания определенного «живого» образа из «безликого», по сути, материала?

– Неспециально это получается… Один из участников здесь задался целью – во-первых, выполнить задание, воплотив эскиз в камне, и во-вторых, самоутвердиться. По своему опыту знаю, что делать этого ни в коем случае нельзя. Тот, кто приезжает со своим замыслом, он, скорее всего, не достигнет желаемого. Камень будет ему мстить, станет отламываться не так, как он задумывал, крошиться…

– С чего же, на Ваш взгляд, стоит начинать работу над своим творением?

– Здесь, как говорится, не нужно поворачивать реки вспять, иначе материал станет сопротивляться. Лучше прислушаться, спросить у него: «кем ты хочешь быть?».

Приглядишься, а он уже вырисовывается, он уже собственно есть! Останется только по волокнам его сколоть. Необходимо помнить простую истину: природа старше, мудрее нас неимоверно, и если ты относишься к ней «сверху вниз», то не будет тебе ответа. Гораздо мудрее с природой дружить и учиться у нее.

– Получается, скульптуры хоть и из камня, но как будто изначально уже живые, словно ждут «освобождения» от «бесформенности»! Вот Ваш мишка, например…

– У мишки моего, кстати, волшебное ушко! В него можно кричать свои желания, звук исходит такой трубный. А желания мишка обязательно все исполнит!


Страна: Греция, г. Драма
Автор: Одиссей Тосуниди
Жанр: абстракция
Материал: гранит
Фигура: произведение выглядит как улитка

– Одиссей, что символизирует Ваша фигура?

– Эта скульптура означает жизненный путь, быстротечность самой жизни. Я даже не могу в полной мере объяснить всю глубину философского замысла моей работы. Знаете, скульптора постоянно что-то вдохновляет: природа, женщина… Вдохновение порождает в тебе мысли и чувства, которые и находят отклик в творчестве. Моя задача состоит в том, чтобы как можно точно отразить свое внутреннее искреннее отношение к тому, что впустил я в свое сердце, и оно эхом отозвалось в душе. Культура произрастает из живого, вот это живое мы, скульпторы, и хотим как-то показать, выразить. Если бы я мог как-то по-другому рассказывать о чувствах, я бы стал, может быть, писателем, но я нашел способ самовыражения именно в скульптуре.

– Почему решили поучаствовать в симпозиуме?

– Ваянием я занимаюсь давно, мною создано около 40 скульптур (Одиссею – всего 26 лет -прим. авт.). Я состою в Союзе художников Древней Греции и мне, безусловно, интересно выехать за пределы своей страны, увидеть несколько больше, чем позволяют порой обстоятельства. Удовольствие знакомиться с людьми, принадлежащих разным культурам, познавать традиции других народов. Ведь все это для меня впоследствии станет эмоциональным материалом для творчества, воплотится в искусство.

Вообще, в плане симпозиумов я очень информирован, участвовал в России, в Дубаи… Не так давно и в Греции. Сейчас эти скульптуры украшают мой город Драму. Такие мероприятия взаимно позитивны как для принимающей стороны, так и для ваятелей, происходит международный обмен опытом. Люблю когда скульптурами интересуются дети, смотрят, трогают их – это придает стимул, окрыляет. Дети же осваивают скульптуры как элементы игры, и тогда художественный камень выступает уже и как учитель, и воспитатель.

Сегодня мне радостно, позвонили из Греции, опять пригласили на симпозиум, нужно готовиться!


Страна: Россия, г. Нижний Новгород
Автор: Сергей Мольков
Жанр: анималистический
Материал: гранит
Фигура: Соло: поющая лягушка

– Сергей, симпозиум для Вас…?

– …Воплощение мечты, способ внутренне реализоваться. Меня это всегда очень привлекает. Я принимал участие во многих симпозиумах: в Нижнем Новгороде, Москве и Подмосковье, Солониках (Греция), Австрии, Армении, Китае и др. В каждом из этих городов «живут» мои скульптуры, а теперь вот еще одна «поселится» и в Казахстане.

– У каждой скульптуры – своя история. У Вашей какая?

– Моя фигура воплощает в себе образ весны, когда лягушки особенно певучи. Лягушка в моем творчестве неслучайно. Когда-то мне поступил заказ на изготовление лягушек в ванную комнату. Тогда-то я и начал работу с этим образом с разных сторон, усовершенствовал эту идею. С тех пор она меня увлекла, я стал часто воплощать этот замысел в разном материале, а теперь вот попробовал проделать это и с камнем. Получилось!

– К вопросу о материале, с чем предпочитаете работать?

– С камнем я работаю впервые, он – самодостаточная стихия. Я решаю задачу, он помогает мне в этом. Никогда нельзя идти у камня на поводу, я для него – хозяин. Ранее в качестве «сырья» использовал, в основном, металл: бронзу, железо, керамику. Сталкивался и с деревом, но оно меня особо не вдохновляет. Просто вырос я окруженный деревянными резными изделиями. Искусных мастеров по дереву у нижегородцев предостаточно. Привык я к этой деревянной красоте и желания «повторяться» даже не возникало. Какое-то время я все же с ним работал на «Деревянном симпозиуме» в Австрии. Среди моих предпочтений в образах – волки и совы. Они очень близки мне по духу. Но я – не натуралист и не стараюсь оставлять в камне камень, не вмешиваясь особо в его структуру и не всматриваясь, на что по природе своей он уже похож. Его образ – в моей голове, и я стремлюсь передать его через облик.

– С кем или с чем бы Вы сравнили скульптуры?

– Всегда стремлюсь, чтобы фигура была предельно живой. Насколько художник вдохнет в нее жизнь, настолько она откликнется миру.

Скульптуры я бы сравнил с детьми: вырастишь их, потом отпускаешь «в жизнь». Они уходят от тебя, у них складываются свои судьбы: одни гибнут, другие выживают, живут своей жизнью. Все как в жизни людей!

А какую энергетику таят они в себе порой! Вот пример. В центре Москвы стоит бронзовая скульптура моей работы, созданная в соавторстве. Это шагающий лев, на котором сидит ангел. Однажды власти решили поставить на ее место памятник Карамзину. Мы с товарищем очень переживали. Волнение за ее судьбу, видимо, передавалось ей через сотни километров. Они выстояла все перипетии! До сих пор ее никто не сдвинул с места, а разговоры об этом вскоре вовсе утихли. Какова сила связи «родителя» и его детища!

Не так давно мой товарищ рассказывал, как оказавшись возле этой скульптуры, случайно стал свидетелем такого разговора. Парень с девушкой мимо нее прогуливались. Девушка восклицает: «Какая чудная скульптура! Интересно, кто ее автор?». Парень, бросив взгляд на подпись на фигуре, желая блеснуть перед возлюбленной знаниями в области искусства, тут же парирует: «Ее создатели – великие французские скульпторы русского происхождения!». Слушая, я от души смеялся.

Был еще один смешной случай. Скульптура моя «Взлетающий аист», которая украшает один из дворов Москвы, со временем поржавела. Сделана она из железа и плюс – затонирована. Дворнику было поручено обновить ее, заново покрасив. Он воспринял это буквально, нашел краски. Стал красить: клюв – в ярко оранжевый, ноги – в пурпурно-красный, туловище – в снежно-белый. В это время кто-то выглянул из окна и увидев эту душераздирающую сцену, крикнул на весь двор: «Что же ты, паразит, делаешь, автор, наверное, в гробу перевернулся!». Вот такие стереотипы.

– На победу надеетесь?

– Большинство участников не особо ощущают себя конкурентами. Для меня это не имеет первостепенной важности, я здесь по велению творчества. Вдохновлен я вашим краем. С нетерпением буду ждать следующего симпозиума в этом городе!


Страна: Греция, г. Солоники
Автор: Томас Мипониди
Жанр: абстракция
Материал: мрамор
Фигура: Анагос

– Томас, какую мысль отражает Ваше творение?

– Эта фигура по-гречески называется «Анагос». Она означает «подъем снизу вверх». Хочу показать этим развитие традиций каждой страны. Фигура делится на две части: верхняя часть символизирует подъем традиции. Здесь нужно уточнить, что «подняться» она может как с хорошей, так и с плохой стороны. Например, у Греции своя многолетняя история. И когда она поднималась, брала от культур разных стран всего понемногу. В плане самобытности для греков это плохо – вот это я и хочу показать. Не нужно существовать за счет кого-то, необходимо создавать свою историю, традиции. Если страна не имеет собственной культуры, то рано или поздно это приведет к ее исчезновению.

– Ваши впечатления от поездки?

– Подобные мероприятия приводят меня в искренний восторг! В Казахстане я раньше не был. Если бы не симпозиум, наверное, так никогда и не побывал здесь. Здесь все иначе, чем в Греции, очень хорошие люди – это с собой в сердце увезу домой…

Всматриваясь в каменные фигуры, все отчетливее понимаешь, прав был французский писатель и философ Дени Дидро, когда заметил, что невозможно отделить творца-художника от мыслителя как невозможно отделить художественную форму от художественной мысли… Ваятель – тот же поэт, но скульптура его не терпит ни шутовства, ни паясничества, ни забавности. Камень не смеется…

Фоторепортажи с симпозиума:

Как все начиналось

Первый день приезда скульпторов

Открытие симпозиума

Десятый день симпозиума

Двадцать первый день симпозиума

30+ дней симпозиума

Последние дни симпозиума

Источник: yk.kz
Хотите узнавать информацию о жизни Усть-Каменогорска первыми? Подписывайтесь на наш Telegram-канал.
Комментарии
Владельцы сайта не несут ответственности за содержание комментариев читателей.
В комментариях запрещены ненормативная лексика и оскорбления, высказывания, нарушающие нормы законодательства РК, реклама, комментарии, набранные ЗАГЛАВНЫМИ буквами. Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с тем, что можете быть привлечены к ответственности в соответствии с законодательством РК, а также даёте свое согласие на сбор и обработку ваших персональных данных.
Комментариев пока нет.
Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии