Великое переселение
Вице-министр труда и социальной защиты населения Серик Абденов заявил, что разработан проект программы рационального расселения людей по республике – «Нурлыкош». «Целью проекта является рациональное расселение на добровольной основе этнических казахов, соотечественников, проживающих за рубежом, и граждан Казахстана, живущих в депрессивных районах, в интересах демографического и социально-экономического развития», - разъяснил вице-министр.
Все, что на сегодня известно: «Расселение будет осуществляться вокруг городов-лидеров и опорных городов, формируя сеть малых городов-спутников со своей экономической специализацией и развитыми рынками труда», - проинформировал вице-министр в (день недели). Сам проект - "составная часть разрабатываемой госпрограммы развития системы управления миграцией".
Поскольку больше никакой информации «сверху» по официальным каналам к чиновникам на местах не поступало, мы с вами имеем полное право понимать эту новость как угодно, руководствуясь собственным здравым смыслом и житейским опытом. Ясно только одно – в неком будущем к нам, при полном поощрении и финансовой поддержке власти, хлынет поток переселенцев из аулов и деревень.
Вопрос первый, территориальный
Наш, восточноказахстанский историк, профессор Николай Владимирович Алексеенко полагает, что в том виде, в каком сейчас представлена идея рационального расселения казахстанцев, она недееспособна, не осуществима с точки зрения науки и практики.
Начнем плясать от печки, то есть, от границ и стратегической безопасности. Хотелось бы знать: а можно ли еще сильнее опустошать дальние депрессивные районы нашей республики? Кто-то может сказать: «А вот Австралия – у нее экономически активная и густозаселенная зона, это восточное побережье, вся остальная территория довольно малолюдно». Замечательно, но у Австралии нет таких территориальных соседей, какие имеются у Казахстана - вся Центральная Азия, Россия и Китай, при своих, как говорят рыночные гадалки, интересах.
Далее. Не так давно отечественные эксперты-политологи и демографы трубили о недостаточной заселенности Казахстана в целом. Говорилось и об опасности, что смертность может превысить рождаемость в республике. Теперь, надо полагать, проблема вдруг снялась? Возможно, разработчики новой системы рассчитывают на то, что переток населения в экономически сильные зоны будет стимулировать рождаемость и рост числа населения? Увы, некоторые авторитетные ученые в пух и прах разбивают такие теории. Перемещение населения в города, пусть даже малые, приводит к урбанизации общества. Люди привыкают жить по новым стандартам: иная мораль, иные приоритеты в жизни. Изменяется роль женщины в обществе. Бывшие сельчане начинают планировать семью, не оглядываясь на существующие этнические традиции многодетности. Во всем мире отмечается закономерность: чем выше уровень автоматизации производства, в том числе в крестьянских хозяйствах, тем ниже заселенность сельских территорий и, соответственно, ниже рождаемость. Поэтому знаменитые «азиатские тигры» и большая часть Европы уже давно столкнулись с проблемой депопуляции, падением рождаемости и старением наций.
Вопрос второй, экономический
Неизбежно возникает и такой вопрос: будет ли государство выкупать у жителей умирающих сел имущество или им планируют выплачивать «подъемные»? Откуда возьмутся эти средства в республиканском бюджете? Кто согласится на добровольное переселение ближе к городу? Беднейшие, которым нечего терять?
По косвенной информации можно сделать выводы, что правительственные чиновники уверены: многие казахстанцы сейчас вполне готовы пуститься в путь в поисках лучшей доли. Например, руководитель отдела государственного контроля и организационной работы Администрации Президента РК Дархан Калетаев еще в ноябре прошлого года сказал в интервью «Казправде»: «Население страны стало достаточно мобильным, и при наличии перспектив повышения благосостояния и социальной защищенности оно готово к массовой миграции».
Николай Алексеенко в беседе сформулировал еще несколько обескураживающих вопросов: «Кто будет нас всех кормить, если в сельской местности резко сократится численность населения? Какие частники рискнут вложить деньги в новые города-спутники , пока там некому работать? Кто поедет в эти новые города, пока не создано достаточно рабочих мест? Это же замкнутый круг. Почему бы, все же не укрепить малые города и депрессивные поселки вокруг крупных индустриальных и экономических центров, которые уже с десяток лет все пытаются спасти? Что стало, например, с программой развития малых городов ВКО? Ведь на нее тоже были выделены огромные средства!»
Только в нашей области с 1989-го к 1991 году население региона сократилось на 13, 4%, это около 326 тысяч человек. Из малых городов выехало около 27 тысяч человек. Серебрянск, Шемонаиха, Шар, Курчатов рабочие поселки: Белоусовка, Глубокое, Малеевск, Новая Бухтарма, Первомайский, Шульбинск - обезлюдели, но на сегодня их удалось сохранить, сейчас там живет больше людей, чем в середине 90-х и, может быть, лучше продолжить развивать эти города, чем создавать новые с нуля? На Программу развития малых городов РК на 2004-2006 годы было выделено свыше 9 млрд. тенге. А каковы результаты? Думается, это даже по тем временам была капля в море. Но сейчас предусмотрено немало подобных ей новых проектов. Например, в Восточном Казахстане в этом году в бюджете заложили средства на развитие бывших административных центров – то есть, на финансирование наиболее слабых районов области, которые в свое время объединили с более сильными, а теперь решили восстановить. Здесь собрались было создать крепкие фермерские хозяйства, современные предприятия по переработке сельхозпродукции. У нас запланировали укрепить село, а теперь вдруг его жителям предложат переселиться поближе к городу? Где логика?
Куда «пойдут мозги»?
Демографическое давление на города сельского населения, потеря политической и социальной стабильности всегда вели к эмиграции. Официальная статистика утверждает, что отток экономически активного населения с высшим образованием из Казахстана сократился. Из Восточного Казахстана – также. Но демографы и социологи не торопятся кричать «ура», поскольку знают - это может означать и то, что миграционный потенциал исчерпан. Одним словом – все меньше становится тех, кто востребован за границей. В то же время, тех, кто сейчас психологически буквально «сидит на чемоданах», слишком легко спугнуть и при малейшей нестабильности они сорвутся с места.
Мнение эксперта
Подвести итог размышлений хотелось бы комментарием еще одного эксперта - заведующей кафедрой философии и проблем человеческого развития, доцента Нелли Краснобаевой:
- Сама идея рационального внутреннего расселения граждан – не нова, это нормальная система экономического, политического, социального развития государства. Минусов здесь несколько. Во-первых, у людей за многие десятилетия сложилась так называемая локальная идентичность, особенно у казахов – привыкли жить в определенном месте, семьями, сложились особые связи; они выживают, не надеясь на государство, а опираясь на традиции землячества, родственности, дружбы. При расселении эти связи будут разорваны, даже в том случае, если перемещаться начнут большими семьями или, скажем, аулами. Переселенцы станут страдать от социальной дезориентации, это окажется сильным стрессом, шоком для общества. Во-вторых, важно, как будет реализовываться программа. Многое зависит от того, как все поймут на местах, но пока что, как видите, никаких разъяснений нет. Отдельный аспект – способно ли государство создать такую огромную, разветвленную инфраструктуру новых городов-спутников? Достаточно ли у него финансовых ресурсов для этого? Какую роль начнут играть города-спутники, которые предполагается сформировать? Если сельское население первоначально в них переселится, то затем оно естественным образом подастся в стратегические города. Смогут ли крупные центры их принять, хватит у них экономического потенциала? Дейтсвительно, можно задаться вопросом и о целесообразности окружать центральные города новыми спутниками, когда у нас есть большое число депрессивных малых городов. Печально, что несколько государственных программ, затрагивающих демографические вопросы, недостаточно стыкуются между собой. Например, сейчас остро стоит вопрос о незаселенности приграничных территорий, а новая система рационального расселения никаким образом ее не учитывает, напротив, как видим, идет разговор о переселении какой-то части сограждан к городам. Остальная территория остается оголенной. Такое не рационально.
Что касается процессов урбанизации общества – это естественный процесс в развитии государства.
Может ли массовое переселение казахстанцев из села к городам привести к росту эмиграции граждан из страны? Возможно. Но этого не произойдет, если будет проводиться масштабная, добросовестная разъяснительная работа и появится четкое представление о программе действий в регионах. Сейчас пока что невозможно судить, учтены ли в проекте все особенности экономической и демографической ситуации в регионах.
Риск риску рознь
Любители поднять адреналин в крови часто говорят: что риск – дело благородное. Ну, это смотря в какой ситуации. Не хотелось бы столкнуться с такими явлениями, как: ухудшение санитарно-эпидемиологической обстановки плюс рост социальных заболеваний; переделы в зонах влияния преступных группировок, всплеск преступности; спровоцированная, только уже не контролируемая внутренняя и внешняя миграция населения. Ведь еще вопрос, если все-таки Правительство столкнет с места людей из слабо развитых районов, то смогут ли ими управлять, не рванут ли они, куда глаза глядят, скажем, под Алматы или Астану? Неминуемо обострится языковая проблема – у нас даже в районах могут говорить на разных диалектах.
Наконец, думается, сейчас не самый подходящий момент, чтобы будоражить население. А конфликтный потенциал в задуманном Министерством труда глобальном переселении очень велик. Несбалансированные, непродуманные мероприятия могут спровоцировать в ходе этой бурной внутренней ре-миграции конфликты не только между городским и сельским населениями, но и в межэтнических отношениях.
Государство, не вдаваясь в подробности, как оно сделает нас счастливей, тем не менее обещает: территориально-демогарфические преобразования принесут лишь пользу, и будут проводиться исключительно в интересах народа. Однако, как бы в погоне за великой, большой целью мы не потеряли то хорошее, что имеем - внутриполитическое равновесие, общественное согласие.
На начало 2008 года
В Казахстане 8265935 - городское население
7305571 – сельское население.
ВКО - 764932 – городское население
652452 – сельское население
Анастасия Глазунова
В комментариях запрещены ненормативная лексика и оскорбления, высказывания, нарушающие нормы законодательства РК, реклама, комментарии, набранные ЗАГЛАВНЫМИ буквами. Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с тем, что можете быть привлечены к ответственности в соответствии с законодательством РК, а также даёте свое согласие на сбор и обработку ваших персональных данных.