Всё ювенальное – просто
Только специальные - ювенальные - суды способны сократить число малолетних рецидивистов. В этом сегодня уверены правоведы, судьи и представители общественных организаций. Есть, правда, и противники этой идеи, но и они единодушны со своими оппонентами в том, что менять систему и что-то срочно предпринимать необходимо, причем как можно быстрее.
Времени на размышления не оставляют сами подростки. Яркий тому пример – случай, происшедший в Восточном Казахстане. 13-летний житель Урджарского района совершил кражу. С учетом постоянного роста подростковой преступности ничего из ряда вон выходящего. Но пока взрослые решали, что с мальчишкой делать – отдавать в школу для детей с девиантным поведением или начать перевоспитывать собственными силами, он совершил новое преступление. На этот раз убил человека.
Взрослым пришлось расписаться в собственном бессилии. Парня, конечно, накажут, наверняка теперь его ждут несколько лет за решеткой, но что потом? Предугадать несложно – потом в нашем обществе станет больше на одного преступника, причем прошедшего в колонии такую «школу жизни», что изменить его будет просто невозможно.
Доказано, что в подобных случаях рецидив составляет более 50%. Более того, почти все матерые уголовники получали свою первую судимость именно в ранней молодости. Ведь у подростка в отличие от взрослого, впервые попавшего в колонию, практически нет шанса начать «новую жизнь». И пока его судят наравне со взрослыми, такого шанса у него и не будет. Система колоний в нашей стране настолько жестка, что, по сути дела, сама воспитывает новые преступные кадры. Малолетние преступники, выходя на свободу, не раскаиваются в совершенном, более того, они выходят с твердым убеждением, что преступления совершать можно, но, чтобы вновь не лишиться свободы, надо это делать «аккуратнее», а еще лучше - чужими руками. Опять же, возвращаясь из мест лишения свободы, молодые нарушители оказываются еще менее приспособленными к жизни в обществе, чем были до этого.
Ювенальные же суды будут направлены не столько на наказание, сколько на исправление малолетних нарушителей закона, на стремление понять, почему подросток пошел на преступление, разобраться в причинах случившейся трагедии и исправить сложившуюся ситуацию, и в этом – принципиальное отличие.
Сегодня в Казахстане осуществляется два пилотных проекта: в Астане и Алматы действуют ювенальные суды, в следующем году планируется открыть и в Восточном Казахстане. Новость об изменениях структуры на местах воспринимают неоднозначно.
- Я всегда была сторонницей специализации судов, - говорит председатель административного суда Усть-Каменогорска Тогжан Киреева. – Лучше, когда конкретные судьи занимаются конкретными правонарушениями. Другой вопрос, что сегодня еще не выяснена категория подсудности дел. Сложилось мнение, что ювенальные суды только для уголовных несовершеннолетних, якобы они неадекватно себя могут повести в суде, а значит, требуют защиты и особого отношения. А как же гражданско-правовые или административные споры? Разве там им защита не требуется? Особенно с учетом того, что у них действительно психика иная. Ведь подростки просто до конца не понимают меру ответственности, но в любом случае это страшно, если будущее будет начинаться с тюрьмы – с того, что не подлежит исправлению.
А примеров достаточно и из собственной практики. Будучи несколько лет назад председателем надзорной коллегии в областном суде, Тогжан Киреевой пришлось ставить точку в деле опять же 13-летнего подростка, убившего двух мальчиков. Все трое – воспитанники детского дома. Просто первый таким способом решил самоутвердиться среди сверстников. После содеянного он пришел в комнату и объявил об убийстве товарищам, даже предложил сходить посмотреть. Жестоко, цинично, страшно. Но больше всего в этой трагедии судью поразил не поступок малолетнего убийцы, который можно, пусть и с точки зрения больной психологии, но объяснить, а реакция сотрудников детского дома.
- Парню мы назначили 8 лет лишения свободы – это ниже низшего предела, поскольку санкция статьи предусматривала 10 лет, - рассказывает г-жа Киреева. – Так вот, заведующая этого детского дома написала на нас жалобу, что мало назначили! Я с ней встречалась, хотела узнать: неужели у нее голова не болит из-за того, что эти двое убиты, а третий садится в тюрьму? Это ведь прежде всего ее вина. Ведь ни одна мать не пойдет жаловаться, что ее сына наказали не так жестко, как можно было бы.
Что касается ответственности родителей за поступки своих детей, то, по мнению г-жи Киреевой, в законодательстве в этом отношении есть серьезные проблемы. Что, кстати, в свою очередь, еще раз говорит в пользу ювенальных судов. Речь о том, то статья 111 Административного кодекса предусматривает наказание тем родителям, которые «не выполняют без уважительных причин обязанностей по воспитанию и обучению несовершеннолетних детей», в виде штрафа в 10 МРП, который взыскать с обычно одинокой мамаши просто невозможно. Вот судьи и ограничиваются…предупреждениями, которые, понятно, ни к чему не обязывают непутевых родителей, а значит, в принципе не меняют и сложившуюся ситуацию.
- На мой взгляд, нужно усилить ответственность родителей за своих детей, - считает начальник ОДН ДВД ВКО Майра Малаева. – У нас же в ответе за правонарушения и преступность среди подростков – органы образования, полиция. А родители, скорее, наделены правом воспитывать детей, а не обязанностями. Это парадокс.
Ювенальная юстиция – особое отношение к детям и подросткам. Она ориентирована на профилактику правонарушений и работу по реабилитации несовершеннолетних, нарушивших закон. Для эффективной работы такой системы нужны все ее составляющие – психологи, юристы, адвокаты и прокуроры.
- В системе ювенальной юстиции должна быть и специализация следователей по делам несовершеннолетних, - убежден инспектор ОДН ДВД ВКО Ринат Абышев. – Интересный факт: у нас в области раскрываемость преступлений, совершенных подростками, составляет почти 90%, причем 821 преступление в прошлом году из 988 раскрыли сами участковые инспекторы по делам несовершеннолетних, потому что каждый из них хорошо знает свою территорию и характер детей, которые на ней проживают.
Всего же прошлом году по Восточному Казахстану зарегистрировано 988 преступлений, которые совершили 1319 подростков, в том числе 143 девушки. Эти цифры касаются тех уголовных дел, производство по которым было окончено с направлением в суд, выходит – более 10% от числа всех учтенных преступлений. Полицейские утверждают, что сегодняшняя подростковая преступность принимает все более организованные формы и изощренные методы совершения преступлений.
- В области зафиксировано 535 краж, 35 фактов разбойных нападений, 155 грабежей, 16 убийств, столько же тяжких телесных повреждений, 11 изнасилований, - говорит Майра Малаева. - Когда мы анализируем, что толкнуло несовершеннолетних на преступный путь, понимаем: все происходит спонтанно. Крайне редко они совершают преступление с умыслом, а вот когда собираются по двое-трое, нужно самоутвердиться в глазах друзей, показать силу.
Кстати
В настоящее время ювенальная юстиция существует более чем в 60 странах мира. Наряду с США, Канадой, Бельгией, Англией Россия была одним из первых государств, которая еще в XIX веке ввела систему ювенальных судов, но просуществовала она только до прихода советской власти. Что касается пилотных проектов по ювенальным судам в Казахстане, то здесь сократилось количество несовершеннолетних обвиняемых, в отношении которых применялась мера пресечения в виде ареста. Из 485 несовершеннолетних арестованы только 68 человек, при этом не наблюдалось роста рецидива преступности.
Может, действительно пришла пора отказаться от принципа «вор должен сидеть в тюрьме»? Ведь, по сути, для общества важнее не это, а то, чтобы вор перестал воровать. А по отношению к ребенку это тем более актуально – у него вся жизнь впереди.
В комментариях запрещены ненормативная лексика и оскорбления, высказывания, нарушающие нормы законодательства РК, реклама, комментарии, набранные ЗАГЛАВНЫМИ буквами. Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с тем, что можете быть привлечены к ответственности в соответствии с законодательством РК, а также даёте свое согласие на сбор и обработку ваших персональных данных.