Запрет на ввоз уже не за горами
По информации нашего источника в администрации, запрет на ввоз автомобилей старше семи лет и повышение пошлин на импорт подержанных машин, которые в самом скором времени собирается ввести казахстанское правительство, объясняются просто – лоббированием интересов тех, кто стоит за сделкой между российским «АвтоВАЗом» и казахстанским ОАО «Азия Авто».
Покупка россиянами пакета акций казахстанской компании, как сообщили нам наши источники, дело почти решенное, осталось лишь получить одобрение властей обеих стран. Возможно, старт сделке будет дан уже в конце сентября – сразу после визита в Казахстан президента России Дмитрия Медведева.
Больше чем просто партнерство
Напомним, первоначальная информация о соглашении по продаже «АвтоВАЗу» «Азия Авто», со ссылкой на неназванных топ-менеджеров казахстанского автозавода, не так давно появилась в российском «Коммерсанте». По данным издания, сумма сделки может составить $70-80 млн и проходить будет в два этапа: на первом этапе «АвтоВАЗ» приобретет блокирующий 25-процентный пакет акций, а на втором – увеличит свои активы до контрольного пакета. При этом в увеличение мощностей «Азия Авто» концерн готов влить порядка $100 млн.
Однако президент ОАО «Азия Авто» Ержан МАНДИЕВ, комментируя в интервью нашей газете предполагаемую сделку, сказал, что «речь вовсе не идет о продаже предприятия, а идет лишь о вступлении с «АвтоВАЗом» в стратегическое партнерство». Сделку планируется осуществить путем дополнительной эмиссии акций и последующей продажи ее новому акционеру. Руководитель компании надеется, что это позволит повысить капитализацию компании и начать финансировать новый проект за счет собственных средств. Что же до стоимости сделки, то она еще не определена.
– В СМИ анонсируются какие-то цифры, так вот, стоимость сделки пока не определена. На заводе завершился оценочный аудит. Он проводился аудиторами KPMG – аудиторской компании, входящей в «Большую четверку». Он проводился по поручению «АвтоВАЗа», и его результаты подтвердили нашу официальную отчетность. Мы аудируемся компанией «BDO Казахстанаудит», они тоже до этого провели аудит, и отчетность подтвердилась. Таким образом, основным критерием при определении параметров сделки будет являться рыночная стоимость компании, которая есть на бирже, а именно – $147 миллионов. Исходя из этой стоимости и текущей капитализации и будет определяться стоимость пакета.
Ержан Мандиев не скрывает того, что сделка будет подписана в рамках саммита приграничных регионов России и Казахстана, который состоится в конце сентября в Актобе. «Видимо, отсюда пошли эти вот предположения относительно того, кто и с чем приедет», – добавил он, комментируя выдвинутое российской прессой предположение, что Дмитрий Медведев будет настаивать на повышении пошлин на импорт подержанных автомобилей, дабы обеспечить «АвтоВАЗу» рынок сбыта.
– Здесь, как мне кажется, чуть-чуть местами поменяли, как говорят, паровоз и поезд, – считает Ержан Мандиев. – Потому что развитие такого проекта в машиностроительной отрасли уже само по себе отвечает экономической политике страны.
И, кроме того, наше государство уже несколько раз до этого момента анонсировало свои стремления в части стимулирования и обновления автомобильного парка и решения экологических проблем. Эти проблемы, конечно, будут решаться, в том числе и за счет ограничения ввоза подержанных автомобилей, доля которых сегодня преобладает на рынке. Поэтому здесь сложно сказать, что первично: проект (и поэтому будут запрещать ввоз автомобилей) или все-таки то, что государство уже для себя приняло решение по регулированию рынка. В общем-то, на этой волне очень прогнозируемо то, что приходят инвесторы и помимо просто продажи на местном рынке уже говорят о более активном инвестировании в производство автомобилей.
«АвтоВАЗ» придет, и деньги будут
В настоящее время первый казахстанский автосборочный завод «Азия Авто» выпускает автомобили семи моделей 3-х марок (Lada, Skoda и Chevrolet). К примеру, уже в начале августа этого года с его конвейера сошла 15-тысячная «лада». А в соответствии с новой программой группы «АвтоВАЗ-Renault-Nissan» запланировано расширение мощностей по выпуску автомобилей с 800 тысяч до 1,5 миллиона в год. В эти же планы входит увеличение производственной мощности отечественного автомобилестроителя с 45 тысяч автомашин до 120 тысяч автомобилей в год. В случае совершения сделки руководство «АвтоВАЗа» намерено первоначально загрузить конвейер «Азия Авто» выпуском автомобилей моделей Lada и лишь затем на нем будут выпускаться модели альянса Renault-Nissan.
Пользуясь случаем, президент ОАО Ержан Мандиев подчеркнул, что, несмотря на реализацию совместного проекта с «АвтоВАЗом», завод планирует сохранить производство автомобилей марок Skoda и Chevrolet в Казахстане, продолжив свое сотрудничество с чешским заводом Skoda auto, входящем в немецкий концерн Volkswagen, а также концерном General Motors.
Помимо прочего в планах совместного российско-казахстанского проекта введение в строй до 2015 года новых основных производств (штамповки, сварки, окраски), а также расширение сборки и модернизация испытательного оборудования. По его мнению, все «это позволит достичь финансового результата не только за счет продаж на внутреннем рынке, а преимущественно за счет экспорта». Ведь в планах завода – освоение новых видов продукции, увеличение рыночной доли в Казахстане и реализация продукции в близлежащих регионах Российской Федерации – на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке, а также в Средней Азии. Всего же на экспорт планируется отправлять 50% выпущенной продукции.
Общий объем необходимых инвестиций, по словам Ержана Мандиева, оценивается примерно в $150 млн. Эти цифры не включают в себя дополнительные инвестиции, связанные с локализацией производства некоторых компонентов.
– Для нас в общем-то, думаю, привлечение инвестиций после сделки с российским партнером особых проблем не составит, потому что рейтинги «АвтоВАЗа» очень высокие. Думаем, что доверие к нам финансирующих организаций после вот этого, так скажем, нашего объединения, существенно упростится. Но уже на сегодняшний день «Азия Авто» является публичной компанией, акции который котируются на Казахстанской фондовой бирже и на специальной площадке Регионального финансового центра города Алматы, – заключил Ержан Мандиев.
От редакции
В прошлом номере «Республики» было опубликовано письмо читателя, в котором тот возмущался планами правительства Карима Масимова запретить ввоз в Казахстан легковых автомобилей старше семи лет и задавал вопрос – кому это выгодно и кто лоббирует такое решение.
Логические размышления заставляют предположить, что ограничения на ввоз б/у автомашин на руку прежде всего официальным дилерам, которые сегодня практически не торгуют техникой экономкласса, и «Азиа Авто» – единственному производителю, точнее, сборщику легковых машин в стране. Поэтому, чтобы найти тех, кто собирается ущемить интересы сотен тысяч казахстанских автолюбителей, не имеющих возможности покупать «колеса» дороже 10 – 15 тысяч американских долларов, нужно понять, кто контролирует сегодня «белый» рынок, является владельцем ОАО «Азиа Авто», «Астана-Моторс», «Меркур», «Вираж» и других предприятий – официальных участников авторынка.
Что касается «Азиа Авто», то, по слухам, раньше оно было в собственности бывшего акима Алматы и ВКО Виктора Храпунова, но, говорят, что нынешний швейцарский резидент продал свой актив. По одной версии, людям премьер-министра Карима Масимова, по второй – структурам управляющего делами президента Булата Утемуратова.
В свою очередь «Астана-Моторс» принадлежит известному предпринимателю Нурлану Смагулову, партнеру по бизнесу Булата Утемуратова, с которым они раньше владели «АТФБанком», а теперь продолжают заниматься зерновым бизнесом, девелоперством и сетью торговых центров под маркой «Мега». «Меркур» причисляют к группе среднего зятя главы государства Тимура Кулибаева. Про остальных мало что известно.
Но, похоже, настало время для общественности узнать про них побольше и поподробнее. Потому что, если не удастся остановить правительство, то мы хотя бы будем знать, кого «благодарить» за это мудрое решение властей, а также в чей карман в итоге польются сверхдоходы от использования административного ресурса.
Асхат АХМЕТБЕКОВ, Нурахмет КЕНЖЕЕВ
В комментариях запрещены ненормативная лексика и оскорбления, высказывания, нарушающие нормы законодательства РК, реклама, комментарии, набранные ЗАГЛАВНЫМИ буквами. Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с тем, что можете быть привлечены к ответственности в соответствии с законодательством РК, а также даёте свое согласие на сбор и обработку ваших персональных данных.