Живые роботы – гастарбайтеры
Те, кто больше знаком с этим явлением по развеселому фильму «Наша RUSSIA», представляет себе азиатов-строителей из ближнего зарубежья туповатыми, ленивыми ребятами, у которых руки явно растут не «из того места». Равшан и Джамшут доставляют немало хлопот своим нанимателям, делая все вкривь и вкось, приворовывают, но и те в долгу не остаются: всяко-разно стараются урезать им и без того жалкую зарплату.
На самом деле у авторов фильма просто юмор такой, хотя в нем с большой точностью отражена часть правды, касающейся использования гастарбайтеров, особенно нелегальных. При высокой производительности труда, делая работу качественно и не разгибая спины по 12 часов в сутки, они получают по нашим меркам очень мало. Что же ищут эти люди в краю чужом, где часто чувствуют себя совершенно бесправными, - понятно. Они едут к нам…
…не от хорошей жизни
С ним мы договорились о встрече возле одного из городских рынков. Старались не задавать лишних вопросов типа: «А есть ли у вас разрешение на работу в Казахстане?» Ответ представлялся очевидным, судя по тому, что он, узбек сорока лет из деревни под Андижаном, охотно согласился рассказать нам о себе и своей бригаде, когда мы пообещали не называть конкретных имен и фамилий:
- У нас на родине очень низкие зарплаты. Учителя получают 100 тысяч сом в месяц. Это, по-вашему, 8 тысяч тенге. А мешок муки стоит 50 тысяч. Средняя семья обязательно в месяц покупает мешок муки: мы сами печем лепешки в тандыре. А ведь надо еще другие продукты покупать, детей кормить и обувать. В нашем возрасте в семье обычно – 6 человек. Муж-жена и четверо детей. А молодежь старается заводить только по двое детей- их же кормить трудно. Еще на наши обычаи: калым, свадьбу, обрезание – тоже деньги нужны, чтобы гостей собрать…
- Много людей на заработки уезжают?
- Я не могу про весь Узбекистан сказать, но из нашей деревни молодежь - 70-80 процентов - едет в Казахстан и Россию.
Здесь, в вашем городе, работаем на стройках, на рынке, где помогаем товар разгружать и продавать. На стройке, конечно, выгодней: сколько сделаешь, столько и получишь. Если хорошо работать, 500-600 долларов можно получить за месяц. Вот наши ребята недавно ремонт делали, за месяц им выплатили по 600 долларов. Но это не всегда так. В среднем – 200-300 долларов. Мы в шесть утра встаем, в семь уже на работе, - спокойно и без всякого намека на жалость рассказывает он. – До девяти-десяти вечера работаем. Ребята же понимают - на работу приехали, их не надо заставлять. Почти никто не пьет. И выходных у нас не бывает. Объект закончили, тогда отдохнем дня два и опять – за работу.
Есть такое слово – «кидалово»
- А как вас работодатели находят? – спрашиваем у нашего собеседника.
- Бывает, за нами прямо в Узбекистан приезжают, а бывает, мы сами дома собираемся, смотрим: если будем на стройке работать, значит, каменщик нужен, штукатур нужен… И едем. Есть бригады, которые делают евроремонт. Кто внутри домов отделку выполняет, остается в Казахстане на зиму, остальные – до конца октября. Потом домой возвращаемся.
- Много бригад из Узбекистана и Киргизии в Усть- Каменогорске работают?
- Киргизов здесь я не видел, и сколько наших бригад, не знаю. А в Астане очень много людей работают. Видите, из Узбекистана люди сюда весной приехали, а стройки стоят, цены упали. Если в прошлом году за один квадратный метр штукатурки нам платили 300-350 тенге, то в этом - 150-200. Наши ребята собрались и поехали в Россию и Астану. У нас есть люди, которые в Чехии работали, ремонт там делали. Их пригласила фирма, которая в Ташкенте находится. Там конкурс большой: из ста человек только одного берут.
- А у вас трудности с регистрацией здесь, в Усть-Каменогорске, возникали?
- С регистрацией – нет. Когда через границу проходим, мы должны за три дня прописаться в Казахстане. Бывает, приходим регистрироваться с человеком, который нас пригласил, вроде, мы к нему в гости приехали на три месяца. Но здесь трудно получить разрешение на работу. Может, денег много надо…
- Полиция вас часто проверяет?
- Да. Если прописка есть, они не штрафуют. Спрашивают и разрешение на работу, но ребята говорят, что пока не успели сделать.
- Были случаи, когда у ваших земляков работодатель забирал паспорта и заставлял их бесплатно работать? Или обещал заплатить и потом «кинул»?
- И такое бывает. Мы здесь даже слово выучили – «кидалово», - он улыбается. - В этом году приехали в Семей. Пригласил нас один богатый человек, у него детский сад. Мы там овощехранилище строили. Договорились за 200 долларов в месяц. Нас в садике кормили три раза в день. Полтора месяца мы работали, денег он нам не давал, и потом мы попросили его заплатить. А он нам: «У вас 170 долларов за питание получилось в месяц, значит, сколько вам осталось получить?» И мы тогда оттуда сразу уехали в Усть-Каменогорск. Так бывает, что наши сезон проработают, а ничего не получат. «Кидают» очень много. Бывает так: здание построили, все нормально, вот уже должны с нами рассчитаться. А потом говорят: «Вы то так не сделали, и это не так, все здание опять ломайте и заново начинайте». Ну, кто будет заново начинать? И мы ничего не получаем и уезжаем. Когда в прошлом году в Астане работали, я много видел таких «кидал».
Но знаете, в России работодатели честнее. Мы в Барнауле в основном на стройке работали, и мы там никогда с «кидаловом» не встречались. Бедный или богатый – если он обещал расплатиться, то деньги отдает. В России гораздо проще получить документы. Работодатель, если ты ему нужен, сам все документы оформит. В прошлом году у нас на стройке два парня с четвертого этажа упали, были в тяжелом состоянии, так работодатель им помог, за операцию заплатил и деньги на дорогу им с родителями дал. Хотя на руках у них не было трудового договора. Нормальные люди – работодатели сами предлагают договор заключить….
Он делает паузу и говорит, будто извиняясь:
- Ладно, я пойду. Работа у меня: арбузами торгую, а так бы много чего еще вам рассказал.
Кормят всех
Прежде всего, нелегальные мигранты выгодны работодателям. Тот труд, за который соотечественникам пришлось бы платить в несколько раз больше, обходится им по приемлемой цене.
- Мы остались очень довольны, - рассказали нам предприниматели, которые пользовались услугами строителей из Узбекистана. – Они нам пристройку двухэтажную сделали за две недели!
Вставали рано, ложились поздно, без всяких выходных. Бригадиру объяснишь, что нужно сделать, и они все дружно без лишних слов сделали. Мы даже на оборудовании сэкономили. Кран им не нужен, бетономешалка – тоже. А наши местные строители… Или воруют со стройки все, что им под руку попадется, или напьются и надолго потеряются. Они бы нам эту пристройку года три делали, обязательно бы стали просить кран и всякие приспособления. А узбеки – точно живые роботы. В холод, жару и дождь «пашут», их не нужно подгонять. Одно у нас было к ним замечание – плохо в некоторых местах швы между стенами заделали, хотя снаружи все вроде бы симпатично выглядело.
- Наши строители ни в какое сравнение с узбеками не идут и очень им проигрывают, - вторит им другой предприниматель. – Темпы работ у гастарбайтеров очень высокие, и я им нормально за это платил. Мне здание за месяц построили! У них, конечно, свое представление о качестве, но я им объяснял, что мне конкретно надо, и они все так и делали! Узбеки еще тут недавно брак во внутренней отделке крутой гостиницы Усть-Каменогорска после наших строителей переделывали. Те как попало свою работу выполнили и денег кучу запросили, а узбеки потом после них все заново штукатурили, интерьер оформляли. Получилось у них все красиво и качественно.
- А как находят таких работников?
- Их по-разному нанимают: или через знакомых, или прямо в Узбекистан за ними едут, заказывают, кто именно нужен. Они приезжают в Казахстан, якобы, в гости, потому что получить разрешение на работу – очень долго, хлопотно и трудно.
Основная причина того, что нелегальным гастарбайтерам трудно получить разрешение на работу - в Казахстане слишком незначительны квоты на прибытие рабочей силы, хотя общественные организации и пресса давно поднимают вопрос о необходимости их увеличения. Получается, пока впустую. Особо никого не волнует вопрос о том, что из-за нелегальной трудовой миграции государство теряет немалые налоги. Зато, как рассказывают некоторые республиканские издания, на ней «навариваются» всякие госчиновники, в том числе и те, кто сам не раз прибегал к услугам нелегальных строителей из соседней страны. Выиграют ли сами гастарбайтеры в случае своей легализации в денежном отношении– тоже серьезный вопрос. Работодатели наверняка станут платить им еще меньше, ссылаясь на необходимость уплаты соответствующих налогов. Но в таком случае трудовые мигранты хотя бы смогут получить правовую защиту!
А пока получается так: полиция отлавливает нелегалов, забирает у них документы, потом выдворяет их за пределы республики, и, что немаловажно, за счет бюджета. Через какое-то время те опять нелегально возвращаются и продолжают работать в нашей стране – выхода у них другого нет. О таком парадоксе газета «Устинка плюс» уже не раз писала на своих страницах.
Сколько их?
Разумеется, никто не ответит на вопрос, сколько нелегальных мигрантов прибывает в нашу страну и, в частности, Усть-Каменогорск. По данным отдела по контролю за миграцией ДВД ВКО, за семь месяцев этого года в области зарегистрировано 50514 иностранцев, из них – 43 888 граждан стран ближнего зарубежья. Основное число прибыло из России – 39106, Узбекистана -2989, Киргизстана - 746 человек. Сколько среди них нелегальных трудовых мигрантов, которые пересекли границу под видом «гостей», сказать крайне затруднительно. Известно лишь, опять-таки по информации полицейских, что к административной ответственности за нарушение миграционного законодательства привлечены 5601 гражданин из ближнего зарубежья. (Из дальнего – 1839 человек) На основании судебных решений выдворено 914 иностранцев, из них 882 – жители стран СНГ.
За нарушение правил привлечения и использования иностранной рабочей силы в ВКО оштрафован 101 работодатель. 1269 жителей области - граждан РК, пригласивших иностранцев, но не выполнивших свои обязательства, понесли административное наказание. За нарушение миграционного законодательства возбуждено 42 уголовных дела. Больше всего досталось на орехи опять-таки не нашим гражданам, а нелегалам. 40 из этих уголовных дел возбуждены за невыполнение иностранными гражданами решений о выдворении. По одному - за умышленное незаконное пересечение границы и неоднократное нарушение правил привлечения и использования в РК иностранной рабочей силы.
Несмотря на такие «страшилки», нелегальная трудовая миграция в стране и Восточном Казахстане процветает, поскольку на услуги гастарбайтеров есть спрос, и он только возрастет. Но скоро ли процесс приблизят к цивилизованности?
Ольга Ушакова
В комментариях запрещены ненормативная лексика и оскорбления, высказывания, нарушающие нормы законодательства РК, реклама, комментарии, набранные ЗАГЛАВНЫМИ буквами. Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с тем, что можете быть привлечены к ответственности в соответствии с законодательством РК, а также даёте свое согласие на сбор и обработку ваших персональных данных.