04 Ноября 2008 13:00:00

«Наука о демографии – это фундамент любого государства» - профессор А.Алексеенко

Имя доктора исторических наук Александра Николаевича Алексеенко широко известно в научной среде не только в Казахстане, но и далеко за его пределами. Тема его научной сферы – демография. За более чем 16-летнюю научную деятельность известный казахстанский демограф написал более 200 научно - исследовательских работ по демографии, а созданная им Демографическая школа в Усть-Каменогорске привлекла в эту науку много молодых ученых и стала ядром казахстанской демографической науки.
0 КОММЕНТАРИЕВ

Как известно, А.Н.Алексеенко также принадлежит идея создания Международной школы по демографии в 2001 году.

Не секрет, что сегодня интерес к демографической науке (достаточно еще молодой по историческим меркам), растет во всем мире. В западных странах демографические исследования уже давно стали нормой и обязательным фундаментом при разработке планов той или иной сферы. Прежде чем приступить к реализации каких-либо проектов просчитывается все до мелочей.

Для Казахстана, как и для всех стран СНГ, эта тема становится актуальнее с каждым днем, а последние события глобальной экономики выводят сферу демографической аналитики на первый план. Эффективной должна быть каждая тыинка, вложенная в человека и экономику нашей страны.

В интервью корреспонденту Казинформа Александр Николаевич Алексеенко отметил, что решение социальных задач - это как раз то, о чем говорит Президент Казахстана.

«Мы должны вынести во главу угла фактор человеческого развития, а не экономические показатели, сколько и чего добыто. Развитие страны оценивается по многим факторам, но на первом месте - здоровье людей. Это продолжительность их жизни, младенческая смертность, количество и характер заболеваний и т.д. То есть весь демографический блок.

Второй блок – это образование. Третий блок – это уровень жизни (там и экономические показатели).

Вот по этим трем основным позициям ООН оценивает развитие страны, а нам надо подняться на 50-ую строчку. Глава государства нам ставит такую задачу.

На сегодня самое лучшее положение мы занимаем во втором, «образовательном» блоке. Казахстан находится на 19-ом месте в мире по образованию, и именно этот параметр нас хорошо «поднимает» вверх. В числе 200 стран - наше 19-ое место – это очень мощная позиция, и в Европе мы не на последнем месте, поверьте. Это очень приятно.

А вот «демографический» блок - как раз таки то слабое звено, которое «тянет нас вниз». У мужчин средняя продолжительность жизни 60 лет, женщин – 71. Разница в 11 лет.

К примеру, в Японии средняя продолжительность жизни мужчин – 80 лет, женщин – 85 лет. А по этой разнице продолжительности жизни между мужчинами и женщинами и ведется оценка.

Важная составляющая в этом параметре – отношение человека к самому себе. Здесь присутствует масса факторов, нюансов, но главное среди них, то, что человек у нас мало заботится о своем здоровье, не любит себя. Это характерно для всех стран СНГ, в том числе и для России. Разница продолжительности жизни в странах СНГ, и в Казахстане в частности, на 20 лет меньше, чем в той же Японии или Европе. Конечно, ситуация каждый год меняется, но в целом еще далека от хороших примеров.

Что касается уровня жизни, то в этот параметр входят многие экономические показатели. И в этом отношении у нас в Казахстане неплохая ситуация - ВВП с каждым годом растет, и по «экономическому» показателю мы одни из лидеров стран СНГ. Так что эти два блока, по которым ООН оценивает развитие страны – образовательный и экономический – в Казахстане имеют хорошие тенденции.

- Александр Николаевич, может быть, на продолжительность жизни влияет экологическая ситуация, к примеру, в том же Усть-Каменогорске? Вы говорили, что средняя продолжительность жизни усть-каменогорских мужчин 55 лет, а женщин – 70.

- Нет, здесь действуют характеристики параметров риска возраста, который приходится между 20 и 40 - летними. Это несчастные случаи, производственные травмы, отравления и т.д.

- В нашей предварительной беседе Вы говорили о криминальности на юге страны и, в частности, в Алматы. Но, как показывает статистика, криминал больше характерен для востока страны, не так ли?

- В Алматы криминальная ситуация потенциально высокая, ведь в основном этот мегаполис является центром притяжения большого числа мигрантов из южных, густо населенных районов страны. На востоке страны центр притяжения - Усть-Каменогорск, Семей. В малые города, где есть градообразующие предприятия, к примеру, Первомайка, люди из сельской местности не едут. Они приезжают в поисках работы в центры регионов, но часто ее не находят.

К примеру, тот же Усть-Каменогорск является городом специфическим, где нужна техническая специальность. Людей «с улицы» не берут, нужна профессия и определенный уровень образования. В прежние годы была система бесплатного профобразования и рабочих общежитий, то есть социально держались приемлемые нормы жизни. Сейчас это не развито, т.е. варианты адаптации для людей почти отсутствуют. Жилье, ипотека им недоступны, а город им не дает условий для жизни.

– В последнее время все чаще стали говорить о той «демографической дыре», которая наступает. К примеру, в России она получила название «русского креста». Какова ситуация у нас, в Казахстане?

- «Демографическую дыру» предстоит пройти всем странам СНГ, где-то больше, где-то меньше. Почему сейчас актуальной стала проблема детских садов? Да потому, что у поколения 80-х годов начался детородный период. Но приближается время, когда детородный период наступит у рожденных в 90-ые годы, а таких молодых людей очень мало. А значит и детей будет мало.

Если будет слишком много детских садов, то наступит время, когда в них некого будет размещать. Тем самым, я хочу подчеркнуть, что нужен очень жесткий экономический просчет. Возможно, что нужны не стационарные детсады, а «плавающие», которые можно легко перетрансформировать во что-то другое на время. А по мере актуализации проблемы их опять вернуть. Это касается всего спектра «возрастных особенностей» населения.

К примеру, вузы. Лет через 7-8 у вузов начнутся очень большие проблемы с наполняемостью. Постепенно эта проблема начинает проявляться уже в этом году, через 10 лет – это вообще станет катастрофой.

Экономика нашей страны развивается, будут открываться новые предприятия. Уже сейчас (а мы интегрируемся в глобальную экономику), система рабочих кадров испытывает дефицит рабочих рук. Рабочие места не заполняются, т.е. нужна массовая «переквалификация» людей, либо их место займет иностранная рабочая сила, как это происходит во всем мире. Но все это ведет к изменению состава населения. К примеру, эту проблему сейчас испытывает Европа, где рабочие – выходцы из Китая, Вьетнама, во Франции – из Алжира. Пока это "низкостатусные" места, но люди обучаются и вытесняют коренных жителей.

Если мы «откроем» эту возможность, то для Казахстана это неудачный вариант, и он может закончиться весьма печально, т.к. это прямая угроза национальной безопасности. Ведь у нас рядом густонаселенный Узбекистан, мощный Китай, где существует избыток рабочей силы. К тому же такой расклад выгоден и самим странам-импортерам, так как зарплаты высылаются семьям на родину.

- Каким образом, на Ваш взгляд, эту ситуацию можно, если не выправить (по объективным причинам), то хотя бы стабилизировать?

- Во-первых, поначалу надо поставить диагноз: что будет на каждом этапе.

Во-вторых, и это самое главное, нужна четкая Демографическая стратегия. И уже потом на нее «накладывать» весь блок социально-экономических программ и смотреть, где они не стыкуются, где и что не совпадает. Тем самым, заранее предвидеть ситуацию и опередить ее развитие конкретными действиями.

Есть много международных экономических проектов в нашей стране, которые необходимо тщательно проанализировать и заранее продумать: каких специалистов нам готовить. Заняться переквалификацией своего населения или готовить миграционные потоки. Тогда станет очевидным, что какие-то проекты надо свернуть и заняться другими. Это слишком серьезная проблема, и ею необходимо заниматься уже сегодня, а если быть объективным – то уже вчера.

Далее, нельзя забывать, что идет «социальное взросление» населения нашей страны, где каждый возраст выполняет свою «социальную функцию». В этой связи хочу особо отметить, что лет через 10 уже сложится ситуация, когда женщин детородного возраста будет очень мало, а в то же время будет очень большая «прослойка» людей, которым сейчас от 50 до 60 лет. А с учетом средней продолжительности жизни в эту же самую пору начнется процесс вымирания этого поколения. Тем самым состыкуются эти две «злополучные» составляющие.

Не хочу сгущать краски, но это абсолютно объективная данность, которая не зависит ни от каких-либо социально-экономических показателей, ни от развития страны. Это есть и будет происходить, это уже постепенно идет, и от этого никуда не денешься. Данная структура складывалась десятилетиями, и нашим государственным мужам надо это иметь в виду. Это и есть тот самый демографический крест, о котором все чаще стали говорить.

- Но в Казахстане отмечается рост рождаемости, разве это не смягчит ситуацию?

- Это очень большое и серьезное заблуждение - считать, что у нас наступило улучшение демографической ситуации. Есть объективные вещи, которых нам не удастся избежать. Боюсь, что формат нашей встречи с Вами не выдержит столь большого объема необходимых разъяснений.

- Александр Николаевич, неужели ваша Ассоциация демографов, в которую Вы входите, не получала заказы от властных структур на проведение подобных исследований по всему спектру проблем, о которых мы говорим сейчас? В том числе и на региональном уровне?

- В Ассоциацию демографов входят ученые многих стран, есть чешские, казахстанские, российские ученые-демографы. Мы общественная организация, но суть в том, что нам трудно пока пробить эту стену…

- Но Вы ведь можете провести необходимые исследования, чтобы избежать хотя бы ряда проблем в будущем?

- Исследования эти есть, по многим спектрам демографии. Более того, мы проводим международные научно-практические конференции, ведем совместные исследования. У нас очень тесные связи с малой Ассамблеей народа Восточного Казахстана. Но пока заявок никаких нам не поступало, хотя в свое время, когда был акимом Виталий Леонидович Метте, по его просьбе мы начали заниматься работой для разработки региональной Стратегии развития. Но, к сожалению, Виталий Леонидович ушел из жизни…

- А существует ли какой-то консолидирующий механизм, который бы все ваши исследования социального, демографического, экономического направлений свел в один единый документ, своеобразный план действий, потому как это все тесно переплетено?

- Я повторюсь: нужна национальная Демографическая стратегия. Специалистов достаточно, чтобы представить четкий, ясный документ. К примеру, мэр чешского города Брно, который работает на этом посту очень успешно, не пренебрегает исследованиями демографов по любым направлениям администрирования. Он строит свою стратегию на демографическом анализе. Конечно, это пример очень продвинутого человека. Там все опирается на рынок, все просчитывается, каждая мелочь, каждый шаг. Рынок ведь основан на этом. К сожалению, у нас еще советская система действует, все приблизительно.

Вначале нужен демографический анализ: кто будет потреблять, какой будет возраст потребителя, сколько женщин и мужчин. Ведь для всех этих категорий существуют разные рыночные потребности и, прежде чем запускать какое-то производство, надо все это посчитать.

Вот, к примеру, восток страны, Усть-Каменогорск, где в основном выпускается промышленная продукция на экспорт, или другие регионы страны, где создаются товары народного потребления. Потребности у населений этих регионов разные.

Или другой аспект демографического прогноза: выход на пенсию большой части населения, ведь это колоссальная нагрузка на бюджет. Есть и другие социальные аспекты по демографическим нагрузкам. К примеру, самое худшее, это когда демографическая нагрузка приходится на пожилых людей, так что в регионе есть над чем работать.

- Почему демографы так редко говорят о проблемах и прогнозах?

- Мне очень жаль, что вопросы демографии понимаются в узком смысле, только как соотношение этносов, населяющих нашу страну. Казахстану нужны демографы. Вот сейчас в Праге, которая является признанным учебным центром подготовки демографов, обучаются из нашей страны по программе «Болашак» 43 человека. Все они будут профессиональными демографами. Среди них есть и несколько моих учеников. Через год уже будет первый выпуск.

Надо признать, что в государстве есть понимание, что демографы нужны, как воздух, но время бежит быстро и делать надо что-то уже сейчас.

Я очень надеюсь, что вот когда наши ученики вернутся из Праги, тогда, вероятно, и начнутся «подвижки». Сегодня во всем мире есть понимание, что наука о демографии – это фундамент государства.

- Спасибо, Александр Николаевич, всех Вам благ.

Источник: КАЗИНФОРМ, Людмила Малько
Хотите узнавать информацию о жизни Усть-Каменогорска первыми? Подписывайтесь на наш Telegram-канал.
Комментарии
Владельцы сайта не несут ответственности за содержание комментариев читателей.
В комментариях запрещены ненормативная лексика и оскорбления, высказывания, нарушающие нормы законодательства РК, реклама, комментарии, набранные ЗАГЛАВНЫМИ буквами. Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с тем, что можете быть привлечены к ответственности в соответствии с законодательством РК, а также даёте свое согласие на сбор и обработку ваших персональных данных.
Комментариев пока нет.
Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии