Бесславный конец криминальной карьеры
В Департаменте КНБ по ВКО рассказали подробности громкого дела о недавно осужденном участнике транснационального преступного сообщества. Молодой парень, мечтавший о криминальной карьере, был брошен всеми своими «братками», ни один из которых не отказался от дачи показаний против него.
Напомним, в феврале специализированным межрайонным судом по уголовным делам ВКО был приговорен к 11 годам колонии строгого режима молодой заключенный ОВ 156/3, который организовывал азартные игры для пополнения воровского «общака». Следствие по делу вели сотрудники комитета национальной безопасности, так как преступные связи осужденного простираются за пределы Казахстана. Содействие в расследовании оказала и областная прокуратура.
- Возможно, кому-то он покажется героем тюремной романтики, - отмечают в ДКНБ, - молодежь ведь падка на подобные истории. Так что стоит узнать подробности этой криминальной «карьеры», чтобы сделать выводы.
Карьерный рост
Уроженец Курчумского района, назовем его Дархан (имя изменено), уже в 17 лет был известен среди среди молодежных группировок Усть-Каменогорска: он постоянно занимался спортом, а все свободное время проводил на улице, участвуя в «разборках». В одной из них он, защищаясь, выстрелил в соперника из травматического пистолета с близкого расстояния, в результате тот получил инвалидность.
- Парень не был «беспредельщиком», просто находился в состоянии аффекта, знакомом каждому, кто побывал в групповой драке, - уточняют в ДКНБ. – На тот момент многим казалось, что он был прав, хотел спасти себя и друзей.
Это сыграло свою роль в СИЗО, куда он попал после той драки в 2011 году. В тот момент у него уже было немало знакомых, отбывавших наказание, и по исправительным учреждениям прошёл слух, что Дархана нужно закрепить за молодёжью в «малолетке» - и чтобы держать свои порядки, и чтобы собирать деньги в общак любыми способами: азартными играми, вымогательством, «крышеванием» состоятельных людей, готовых платить за свою безопасность. Это ответственное дело и было доверено Дархану его «старшими братьями» из других колоний, как наиболее уважаемому ими арестованному среди «малолеток». Ослушаться его было для других осужденных было невозможно: всё равно что подписать себе приговор на физическую расправу как в колонии, так и на воле.
Командировка
Этим словом осужденные называют отбывание наказания в колонии.
Осенью 2011 года, когда Дархану исполнилось 18 и его этапировали в «тридцатку», там для него уже было приготовлено тёплое место помощника смотрящего за «промкой» - промышленной зоной. В обязанности входил контроль действий рабочих и передача им указаний блатных. Через полгода «братаны» помогли парню стать смотрящим за промышленной зоной. Самодельные ножи, резные деревянные шахматы, нарды и другие поделки блатные забирали и продавали их на воле. Часть вырученных денег они присваивали, а часть тратили на закуп продуктов питания, сигарет, алкоголя и т.д., которые путем перебросов через оградительный периметр попадали в колонию. Беспрекословно выполняя поручения старших товарищей, Дархан в очередной раз доказал свою преданность им и желание продолжить вести «черный ход» в лагере, то есть жить блатной, воровской жизнью.
Тем более что жизнь была не из тяжелых: у блатных имелись сотовые телефоны, интернет, игровые приставки, плазменные телевизоры, DVD, брендовая одежда, элитный алкоголь, наркотики и т.д. Однако «блатным» мог стать далеко не каждый, это зависит от статьи осужденного, его поступков и, естественно, от поддержки уже существующих «блатных» в колониях, которые отдают свое предпочтение тому или иному своему близкому другу или братишке.
В 2012 году в «тридцатке» КНБ уже разрабатывал дело по связи местных осужденных с криминальным авторитетом из Киргизии Камчи Кольбаевым. Тогда по всей республике были осуждены к повторным срокам до 17 лет 19 заключенных – смотрящих различных колоний, которые «шагали» от Камчи, т.е. подчинялись ему. Об этом даже сняли документальный фильм «Братский круг», его можно легко найти в интернете.
Конечно, каждый из них был не простым осужденным, занимал определенное место в тюремной иерархии. И когда эти места освободились, их заняли другие, в том числе и Дархан. Он стал смотрящим за игрой – правой рукой смотрящего за колонией. Контролировал организацию азартных игр за решеткой, поступление денег в общак. А когда смотрящий за колонией в 2013 году освободился, парень занял его место.
По воровским традициям смотрящий за зоной должен получить разрешение от вора в законе, которому эта зона подчиняется – за кем «шагает», если на жаргоне. Камчи Кольбаев, за которым «шагала» «тридцатка», лично на связь ни с кем не выходит, но поручил одному из своих соратников «крепить» Дархана смотрящим. Таким образом, 20-летний парень получил официальный блатной статус.
Шестой столбик
Деньги собирали по давно отработанной схеме. В колонии проходила игра, при выигрыше сразу определялась «клетка», она же «шестой столбик» - 20-25% от суммы, которые перечислялись в общак. Отчисление «клетки» обязательно, оно производится автоматически на воле, где деньги передают родственники проигравших.
Учетом денег занимался один из осужденных, а хранением – его супруга на воле. У неё год назад и были изъяты 767 000 тенге и 500 долларов, а также листик учета прихода и расхода денег. Испугавшись, что и ее могут посадить, женщина, как и ее супруг, дала полные признательные показания. Так как это очень облегчило работу следствия, в отношении семейной пары уголовное преследование было прекращено.
От свидетелей следователи узнали, что обнаруженная ими сумма – мелочь по сравнению с реальными доходами «общака». Выяснилось, что деньги собирались с катастрофической скоростью, так как игры велись безостановочно, одновременно в нескольких отрядах. Свидетели утверждали, что в месяц собиралось порядка 5 млн тенге, но при этом в квартире у держательницы общака никогда не оставалось более 1 млн тенге: их забирали неизвестные лица, которых следствие так и не установило.
Все спрыгнули
Сколько веревочке ни виться, а конец будет – верность старой пословицы ещё раз доказала печальная участь молодого «смотрящего».
Против Дархана дали показания более 20 человек – все его доверенные лица как в колонии, так и на воле. Мотив был прост: или они остаются свидетелями – или переходят в разряд соучастников. Ни один не отказался от признания, и в отношении каждого из них дело было закрыто. Кроме того, более 100 человек – осужденные «тридцатки» и их родственники – подтвердили эти показания. Люди рассказывали, что им пришлось продавать машины, закладывать квартиры, брать кредиты, чтобы рассчитаться с карточным долгом. Многие знали, что деньги уходят за пределы Казахстана, Камчи Кольбаеву.
Коррупция доказана
В ДКНБ отметили, что во время предварительного следствия и на суде было полностью доказана причастность заместителя начальника колонии по режимно-оперативной работе, который знал о происходящих процессах в колонии и не принимал никаких должных мер по пресечению противоправных действий. Более того, свидетели сообщили, что Дархан неоднократно выплачивал ему деньги на ремонт машины, покупку резины, оплату ресторанов и саун, встречу комиссий и т.д.
Знали о происходящем и другие сотрудники колонии, о чем им предстоит рассказать на суде. Департаментом КНБ РК по ВКО в адрес руководства КУИС МВД РК были направлены два официальных представления для принятия мер дисциплинарного характера.
Игра не стоила свеч
На момент передачи 23 томов уголовного дела в суд сами его работники не могли поверить, что худощавый двадцатиоднолетний парень в очках мог быть причастен к деятельности транснационального преступного сообщества.
Его отец долго не понимал, за что в очередной раз судят сына, и так уже находящегося в местах лишения свободы. Только после четвертого судебного заседания для него все стало ясным.
Общее количество судебных заседаний по этому делу – 19, приговор - 11 лет лишения свободы с отбыванием наказания в колонии строгого режима. Его участие в транснациональном преступном сообществе было полностью доказано, при этом до окончания первого срока оставалось менее месяца. Самым печальным в этой истории является то, что парень в погоне за блатной романтикой в итоге пострадал за чью-то идею и за чужие деньги, ведь из всех миллионов, которые он собирал для воров, ему не досталось ничего. По информации ДКНБ, он даже не может полностью оплатить услуги своего адвоката, который на протяжении более полугода тщетно пытался опровергнуть его причастность к транснациональному преступному сообществу.
Не помогли в этом ни «братки», ни «авторитеты», ни бывшие соучастники, в том числе уже находящиеся на свободе и при деньгах.
Единственными преданными друзьями Дархана оказались пара его одноклассников и родной братишка, которые снова вынуждены долгие годы ждать возвращения их друга и брата из очередной «командировки».
В комментариях запрещены ненормативная лексика и оскорбления, высказывания, нарушающие нормы законодательства РК, реклама, комментарии, набранные ЗАГЛАВНЫМИ буквами. Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с тем, что можете быть привлечены к ответственности в соответствии с законодательством РК, а также даёте свое согласие на сбор и обработку ваших персональных данных.