Как пенсионер суд у "Шыгыса" выиграл
«Наши права нарушены. Монополисты творят, что хотят. Неужели никто не может поставить их на место? Куда смотрит власть? Разберитесь, пристыдите, накажите». С подобными просьбами в редакцию нашей газеты как в последнюю инстанцию разъяренные горожане обращаются практически ежедневно. Люди уже не верят обещаниям властей, не верят в справедливое разбирательство, не верят в себя. Возможно, пробить эту стену неверия сможет история обычного усть-каменогорского пенсионера Николая Куликова, который доказал в суде, что монополист нарушает его законные права и вытребовал у компании компенсации за моральный ущерб.
Клеймо должника
А начиналась история как одна из многих тысяч других. Во второй половине сентября 2009 года Николай Терентьевич заглянул в почтовый ящик и нашел там счет за электроэнергию за сентябрь, пришедший от энергоснабжающей организации ТОО «Шыгысэнерготрейд». Несмотря на то, что несколько дней назад, а точнее, 16 сентября потребитель оплатил в банке стоимость энергии, отпущенной в сентябре, в квитке значился долг 495 тенге. А ниже подпись, свидетельствующая о том, что "счет необходимо оплатить в течение пяти дней с момента его получения. В противном случае компания вынуждена будет в установленном порядке приостановить подачу электроэнергии до полного погашения долга. При этом подключение абонента к сети после этого будет произведено только после оплаты за эту услугу." Цена которой – от 1500 до 6000 тенге. Пенсионер заметил, что даты распечатки счета на листе бумаги нет. Вполне возможно, что эта квитанция лежит в почтовом ящике уже несколько дней и в любой момент квартиру могут обесточить.
Обеспокоенный мужчина бросил все дела и поехал разбираться в офис компании. Специалисты сделали акт сверки, который показал, что в течение вот уже восьми месяцев у Николая Терентьевича идет своевременная оплата. И даже немного с излишком.
- Все начисления оплаты электроэнергии я всегда делаю сам. Все внимательно считаю, а потом плачу на сотню или две больше. Специально. Чтобы у меня на счету всегда «висела» хотя бы маленькая сумма, - рассказывает Николай Куликов. – Не люблю оказываться в должниках, поэтому плачу всегда регулярно и своевременно. А тут мне повесили долг и еще пригрозили отключить свет.
По всем статьям
То, что этот нелепый случай на самом деле никакой не случай, а закономерность, Николай Терентьевич узнал спустя пару месяцев. А когда он шел к монополистам, ждал только одного – чтобы специалисты во всем разобрались и извинились за свои ошибки. Не тут-то было. Разобраться разобрались. Однако признать, что были не правы, никто не собирался. Мало того, в своем ответе на письменное обращение усть-каменогорского пенсионера представитель компании, г-н Уткин, написал, что у ТОО «Шыгысэнерготрейд» 460 тысяч потребителей и физически невозможно снять показания приборов учета электроэнергии у всех в конце расчетного периода. Поэтому каждому потребителю назначен свой расчетный период. В случае Куликова – это 9-11 числа месяца.
Показания счетчика были сняты 9 сентября. Счет сформирован 14 сентября. А затем отправлен адресату. Таким образом, оплата, произведенная пенсионером 16 сентября, не попала при расчете в квиток, и мужчина стал должником. Это нарушение просто возмутило пенсионера.
Надо признать, что Николай Куликов – в юридических вопросах разбирается. Первым делом мужчина еще раз внимательно изучил договор, который он заключил с монополистами накануне этой истории.
- Договор составлен юристами ТОО «Шыгысэнерготрейд» в одностороннем порядке. Простым гражданам не позволяют вносить туда никаких изменений, возражений, - считает Куликов. – С нами никто ничего не собирается обсуждать. Просто ставят перед фактом: договор составлен в таком виде - и точка. Тем не менее, они умудряются нарушать даже те права потребителей, которые прописаны в этом документе.
Например, расчетным периодом для начисления оплаты за электроэнергию считается календарный месяц. То есть с 1 по 31 число. Однако монополисты каждому потребителю выставляют свой расчетный период, объясняя это тем, что клиентов слишком много, и снять показания, сформировать счет всем в одно время невозможно. Согласно договору, каждый потребитель электроэнергии обязан оплатить счет за расчетный период в течение пяти дней, а в случае, если квитанция не пришла, – до 25 числа.
Случай с Куликовым не единственный. 9 числа у Николая Терентьевича снимают показания счетчика, а 14 числа, формируя счет, его уже записывают в должники. Несмотря на письма и жалобы пожилого мужчины, ситуация повторилась и в октябре, и в ноябре.
- Они пользуются своим монопольным правом и нарушают законные интересы граждан, – продолжает разговор пенсионер. - Вот после 25 числа пусть они называют меня должником, а 14 - не имеют права. В своем исковом заявлении я так и написал – они не выполняют договорных обязательств.
Такого быть не должно
Эта история произошла как раз в то время, когда в офисе компании «Шыгысэнерготрейд» бушевали страсти по поводу заключения договоров. Горожане, вынужденные простаивать громадные очереди перед кабинетами операторов, возмущались несправедливым отношением. Куликов ругаться не стал, а просто пошел в суд и написал исковое заявление. В нем он грамотно и последовательно изложил все факты и свои аргументы, сделал ссылки на конкретные статьи договора, которые были нарушены, четко сформулировал требования - признать, что компания ТОО «Шыгысэнерготрейд» нарушила его законные права, и выплатить моральный ущерб в размере 20 тысяч тенге. И выиграл суд.
- Мы понимаем, что правильно составить исковое заявление, защищать себя в суде, и выиграть процесс у компании с целым штатом юристов непросто. Кто вам помогал?
- Никто. Я сначала понес было свое исковое заявление в офис какой-то бесплатной юридической конторы, хотел посоветоваться. Они ответили так. Чтобы сказать, насколько верно составлено заявление, нужно проводить юридическую экспертизу. К чему это? Я плюнул, пошел в суд и отдал заявление.
- Какое у вас образование?
- Техническое. Я инженер-механик, работал в сельском хозяйстве. Трактора, автомобили, комбайны. Потом 19 лет на арматурном заводе. Был технологом, конструктором, потом начальником отдела. Думаю, в судебных делах мне помог мой советский опыт председательствования в товарищеском суде завода. Ну, знаете, где обсуждалось поведение рабочих. Потом я был народным заседателем в Октябрьском суде. В принципе, знаю, как нужно себя вести в суде.
К заседаниям Николай Терентьевич относился очень серьезно, всегда тщательно готовился. Подготовил тезисную речь на шести листах. Чтобы ничего не забыть. Говорить старался не эмоционально, не истерил. Высказывал все свои претензии, очень убедительно доказывал свою правоту. Говорит, даже судья заметила – выступал хорошо, грамотно.
- Как вы оценили свой моральный ущерб?
- В суде мне тоже задали этот вопрос. Здесь все просто. Понимаете, я человек старый, больной. Перенес три инфаркта и операцию на открытом сердце. Врачи мне просто запретили волноваться. В моей карточке так и написано – избегать психоэмоциональных нагрузок. А как, вы думаете, чувствует себя человек, на котором поставили клеймо должника и грозят отключить свет? Почему я должен переживать, что не сегодня-завтра в моей квартире не будет электричества? Почему меня принуждают каждый месяц ездить в офис этой организации и доказывать, что я не должник? Мне нельзя переживать, а они меня вынуждают нервничать.
Свой моральный ущерб я рассчитал так. По рекомендации врача из стационара первым и главным лекарством для меня является «Плавикс». Одна пластинка таблеток стоит 6,5 тысячи тенге. Если считать на полтора месяца, это уже получается около 20 тысяч тенге. А если учесть, что на разбирательства с "Шыгысом" у меня ушло пять месяцев, то общая цифра равняется 65 тысячам тенге. Но я, конечно, поставил меньшую сумму.
Прецедент
Судья рассмотрел все доводы истца и пришел к выводу, что он прав. Закон на его стороне. Куликов является добросовестным плательщиком, а компания «Шыгысэнерготрейд» нарушает права потребителя, ежемесячно выставляя несуществующий долг. При вынесении решения суд учел также и тот факт, что монополисты не принесли извинения за нарушения ни в ответе пенсионеру, ни в судебном заседании. В итоге исковые требования удовлетворены, моральный ущерб должен быть взыскан в размере 15 тысяч тенге. Причина «урезания» суммы не указана.
Впрочем, это и не имеет значения. Важно, что создан прецедент. Обращаясь к суду, Куликов сразу заявил, что главная его цель – это доказать, что монополисты нарушают наши права и это не сойдет им с рук. Что и на них найдется управа.
Ирина КИРИЛЮК, фото Андрея ВОЛОГОДСКОГО
В комментариях запрещены ненормативная лексика и оскорбления, высказывания, нарушающие нормы законодательства РК, реклама, комментарии, набранные ЗАГЛАВНЫМИ буквами. Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с тем, что можете быть привлечены к ответственности в соответствии с законодательством РК, а также даёте свое согласие на сбор и обработку ваших персональных данных.