06 Августа 2009 11:11:00

Как правильно вести себя с полицией

При рассмотрении каждого четвертого уголовного дела служители Фемиды слышат от подсудимых заявления о том, что следователи полиции в прямом смысле выбивали из них показания, применяли грубую силу, пытали.
0 КОММЕНТАРИЕВ

При обязательной в этих случаях прокурорской проверке подобные выпады в адрес ментов подтверждаются редко. Выясняется, что таким способом человек, обвиненный в "уголовке", пытается уйти от ответственности или смягчить наказание. Но немало и леденящих кровь фактов, когда полицейские ведут себя, как садисты и изверги. В итоге некоторые из них сами попадают на скамью подсудимых.

Широкую огласку в СМИ получили пять недавних уголовных дел в отношении сотрудников правоохранительных органов. Трое из них – оперуполномоченные, еще два – участковый инспектор и глава районного отделения уголовного розыска. Самый свежий пример – история с начальником угро Аягозского ГРОВД подполковника полиции Шамшиденова. В статье "Из полицейских – в уголовники" мы писали, что по его вине покончил жизнь самоубийством житель того же района, не выдержавший угроз, унижений и пыток. Аягозский суд признал Шамшиденова виновным в совершении преступления по ч. 4 ст. 308 УК РК – за превышение должностных полномочий с применением насилия и приговорил к трем годам лишения свободы, без права занимать должности в госорганах на такой же срок после выхода из колонии. Интересно, что вначале этот же суд назначил жестокому полицейскому условную меру наказания, переквалифицировав его действия на менее тяжкий состав преступления. Но по протесту прокурора района чересчур мягкий приговор Аягозского суда был признан незаконным и отменен. Начальника угро взяли под стражу в зале суда, а дело направили на новое судебное рассмотрение. Вот по его результатам Шамшиденову и "влепили" реальный срок.

А старший опер из Семея Нохрин "засветился" на том, что, требуя признания в совершении убийства от гражданки Новиковой, жестоко избивал женщину в служебном кабинете, надевал на ее голову полиэтиленовый пакет и душил. Правда, бравый полицейский был освобожден от уголовной ответственности ввиду примирения с Новиковой. Семейский оперуполномоченный Желыбаев отправился в колонию за жестокие пытки во время допроса, полицейские из Зайсана Токбаев и Енсебаев осуждены за превышение должностных полномочий с применением насилия.

Любопытная деталь: в судебной практике нет ни одного случая, когда бы в качестве подсудимых по делу о пытках или других фактах применения насилия фигурировали сотрудники финансовой полиции. Считается, что попавшие в поле уголовного преследования этой структуры – люди более грамотные и интеллектуальные, да и сами представители финпола, вероятно, не привыкли руки распускать.

Стопроцентное алиби

– На мой взгляд, некоторые полицейские совершают подобные преступления из-за своей профессиональной несостоятельности, желания добиться хороших показателей раскрываемости любой ценой, – высказал свою точку зрения судья надзорной коллегии ВК областного суда Виктор Кизаметдинов на проведенном им брифинге "Уголовная ответственность сотрудников органов уголовного преследования за нарушение конституционных прав и свобод граждан". – В апреле 2006 года принято нормативное постановление Верховного суда РК о некоторых вопросах оценки доказательств по уголовному делу. Те из них, что добыты путем принуждения, физического давления, судом не принимаются. Все сомнения трактуются в пользу подсудимого. Эти принципы уже были прописаны в УПК РК, но постановление объяснило их более подробно для сотрудников правоохранительных органов и судей. Несмотря на это, полиция продолжает пользоваться недозволенными методами.

Виктор Николаевич привел даже курьезный случай из своей практики. На процессе подсудимый доказательно объяснил служителям Фемиды, что во время краж, в которых его обвиняют сотрудники УВД, он уже был арестован и сидел в СИЗО по подозрению в совершении совсем другого преступления! А следователи на него еще 19 эпизодов краж пытались повесить.

Как не стать жертвой

– Еще одна проблема кроется в том, что люди не знают своих прав, потому и пасуют перед полицейскими, позволяют себя обижать, – считает судья. – Необходимо помнить о положениях статей 68, 132, 134 и 150 Уголовно-процессуального кодекса РК. В них объясняется, кто такой подозреваемый и какие права он имеет, определены основания и порядок его задержания, в каких случаях применяется арест как мера пресечения.

Нужно помнить, что сразу после задержания человек вправе немедленно сообщить по телефону или иным способом по адресу своего жительства или работы об этом и месте содержания. По истечении трех часов с момента доставки человека в УВД полицейские обязаны определить его правовой статус, составить соответствующий протокол. Если он признан подозреваемым, то прежде должно быть возбуждено уголовное дело. Не позднее 12 часов орган уголовного преследования уведомляет об этом прокурора и близких родственников задержанного.

Подозреваемого обязаны допросить не позднее 24-х часов с момента задержания или применения меры пресечения, предоставить свидание с адвокатом наедине и конфиденциально до первого допроса. Следователи не вправе удерживать в положении подозреваемого человека, которого задержали, свыше семидесяти двух часов, а подозреваемого, к которому избрана мера пресечения – свыше десяти суток с момента объявления ему постановления об избрании меры пресечения. После этого подозреваемого обязаны освободить из-под стражи, отменить избранную в отношении него меру пресечения либо вынести постановление о привлечении его в качестве обвиняемого. Орган уголовного преследования вправе задержать лицо, подозреваемое в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы только в том случае, если это лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения; когда очевидцы, в том числе потерпевшие, прямо укажут на него или задержат. Так же норма действует, когда на нем или на его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления; когда в полученных материалах оперативно-розыскной деятельности в отношении лица имеются достоверные данные о совершенном или готовящемся им тяжком или особо тяжком преступлении.

Если у полиции есть другая информация, дающая основание подозревать человека в совершении преступления, то он может быть задержан лишь в случае попытки скрыться, когда у него нет постоянного места жительства или не установлена личность подозреваемого.

Скептики возразят, что все эти "правила против полицейского лома", то есть, пыток и насилия, эффективны лишь в теории. Но в любом случае, когда сотрудники уголовного преследования столкнутся с человеком юридически подкованным, они уже призадумаются, стоит ли им применять методы физического воздействия на задержанного.

– С прошлого года санкцию на арест выдают судебные органы, – продолжает Виктор Кизаметдинов. – На стадии ее получения адвокат и его подзащитный уже могут заявить ходатайство о применении следствием пыток или других методов насилия. Обязанность прокуратуры – провести проверку и разобраться. После этих новаций полиции гораздо сложней применять методы физического воздействия на задержанных и подозреваемых.


Ольга Ушакова

Источник: газета "Устинка-плюс"
Хотите узнавать информацию о жизни Усть-Каменогорска первыми? Подписывайтесь на наш Telegram-канал.
Комментарии
Владельцы сайта не несут ответственности за содержание комментариев читателей.
В комментариях запрещены ненормативная лексика и оскорбления, высказывания, нарушающие нормы законодательства РК, реклама, комментарии, набранные ЗАГЛАВНЫМИ буквами. Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с тем, что можете быть привлечены к ответственности в соответствии с законодательством РК, а также даёте свое согласие на сбор и обработку ваших персональных данных.
Комментариев пока нет.
Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии