Казахстанский Чикатило?
В конце августа прошлого года Восточный Казахстан прогремел на всю республику - был задержан сексуальный маньяк, подозреваемый в серии убийств и изнасилований. Его жертвами становились даже дети. Подробности этого дела содержались в строжайшей тайне. В нашу редакцию поступало немало обращений с просьбой рассказать, чем же закончилось дело. Особенно забеспокоились читатели сейчас, когда вновь появилась информация об орудующем в городе маньяке.
Следствие готово рассказать об одном из самых громких расследований последних лет. Но в преддверии суда мы считаем преждевременным называть настоящую фамилию подозреваемого.
- Ему предъявляется обвинение по 3 статьям Уголовного кодекса, - рассказал помощник прокурора области по расследованию и руководству следственными группами Мурат Омаргазин. - 6 убийств, 9 эпизодов с изнасилованиями и насильственными действиями сексуального характера. Сейчас он находится в специальном медицинском учреждении. Психиатры должны дать окончательное заключение о его состоянии.
Восхождение
Сорокасемилетний Сергей родился в городе Каскелен Алматинской области. Окончил медицинское училище. Не чурался никакой работы: пришлось примерить и белый халат, и спецовку рабочего. Был женат, имеет двоих детей. Бывшие сослуживцы характеризовали его как уравновешенного, тихого человека.
В конце 1980-х изменения в поведении супруга стала замечать его жена, назовем ее Еленой. По ее рассказам, мужа словно подменили после рождения второго ребенка.
- Он стал агрессивным и даже жестоким, - расскажет Елена полицейским. - Какая-то озлобленность на всех была. Раньше я никогда не замечала за ним грубости, а здесь...
Он сам не мог толком объяснить ей, что переменилось. Отчужденность росла с каждым днем.
- Потом он стал предлагать супруге, мягко говоря, нетрадиционные методы сексуальной близости, - рассказал Мурат Омаргазин. - Но женщина не смогла принять фантазии супруга. Возбужденность и неуравновешенность с его стороны нарастали. Елена стала опасаться за детей. Поэтому и предложила ему развестись. Вобще стоит отметить, что сходство с Чикатило, в прямом смысле слова, налицо. Теория о конкретном "типаже" маньяка-убийцы может найти свое подтверждение.
Впервые Сергей попался на изнасиловании в 1990 году. Жил он тогда в селе Бурундай Алматинской области. Его жертвой стала молодая женщина. По Уголовному кодексу тогда еще Казахской ССР его приговорили к трем годам лишения свободы. Но время, проведенное за колючей проволокой, на пользу не пошло. Уже в 1994 году он насилует и жестоко убивает женщину. Тогда он еще не обучился искусно заметать следы. И его "закрывают" на долгих 15 лет. Этапируют в усть-каменогорскую колонию № 30.
...А в 2004 году насильник и убийца выходит на свободу. Условно-досрочное освобождение за примерное поведение.
Чтобы убить и изнасиловать еще восьмерых женщин.
Август 2006 года
Недалеко от Усть-Каменогорского вокзала дорога в поселок Шмелев лог. Альфия спешила домой. На дороге, как назло, ни души.
Слишком поздно услышала шаги за спиной, обернулась, чтобы посмотреть...
...Мужчина набросился на Альфию прямо возле железнодорожного полотна. Уволок в кусты.
Как он позже расскажет, под рукой оказался железный прут - сначала оглушил, а после добил свою жертву.
Скинул тело в яму и закидал какими-то ветками.
- Мы полагаем, это первый эпизод, который произошел на территории нашей области, - объяснил Мурат Омаргазин. - После него цепочка из убийств и изнасилований - все по похожей схеме. Он больше не мог себя контролировать.
- После освобождения в 2004 году к нему в Усть-Каменогорск приехала мать из Алматинской области, - рассказал Мурат Омаргазин. - Разумеется, мало кто из семейных хотел бы поддерживать отношения с ним. Мать его не оставила. Правда, у женщины наблюдалось психическое заболевание - ей нужна была помощь.
Сергей сменил в Усть-Каменогорске несколько мест обитания. Жил то один, то с матерью. Саманный домик, больше похожий на землянку, на Опытном поле. Затем видавшая виды крохотная квартирка на Защите.
- Это и жилищем-то трудно назвать было - тесная каморка, - рассказал помощник прокурора области. - У них с матерью была какая-то маниакальная страсть к собирательству - дом был самой настоящей свалкой. Сергей, пока был на свободе, приносил в дом какие-то копейки. Но даже после ареста его мать не покинула своего мрачного жилища.
Весна 2008 года
Садоводческие общества "Железнодорожник" и "Клинок".
С небольшой разницей по времени в районе Опытного поля пропадают женщины. Среди них - шестнадцатилетняя Марина и тридцатилетняя Алина – это лишь те эпизоды, в которых признался подозреваемый. У полицейских нет оснований видеть хоть какую-то связь в этих исчезновениях. Разные женщины, возраст, работа, увлечения. Друг с другом знакомы не были, не пересекались.
Жизнь и впрямь никогда не сводила Марину и Алину.
Их свела смерть. Сергей потом расскажет оперативникам, где нападал на женщин. Куда прятал трупы.
- Мы не знаем, как он выбирал своих жертв, - рассказал Мурат Омаргазин. – Сам он потом объяснит, что руководствовался всего одним важным обстоятельством - собственной безопасностью. Выбирал женщин не по цвету волос, росту или какой-то категории. Главное, чтобы жертва была одна и беззащитна.
"В основном это было ночью. Вижу, что передо мной идет женщина. Одна. Никого рядом нет – улица тихая. Тогда будто какой-то звоночек начинает звенеть, что-то внутри просыпается. Звон нужно унять,.." - так Сергей расскажет в своих показаниях.
Июнь 2007 года
Восьмилетнюю Ингу в 2007 го-ду искал весь Усть-Каменогорск.
Девочка ушла из дома погулять - и не вернулась.
Тело малышки найдут лишь через два года, в августе 2009.
Место захоронения укажет подозреваемый.
- Девочка шла одна. Я обратился к ней, позвал в свой дом показать котят. Она согласилась. Спрашивала: какие котята? Дома стал трогать ее - она закричала и пригрозила, что позовет папу. Я взял ее за горло, чтобы замолчала, и стал сжимать. Когда перестал, она уже не дышала.
Так расскажет Сергей полицейским. Девочка шла "такая одинокая". Он всего лишь "подержал ее за шею"...
Он закопал ее труп за забором какого-то заброшенного сада.
- Девочке нужно достойное упокоение, - серьезно объяснил оперативникам. - Я выкопал для нее яму.
- Было много обращений по поводу пропаж. Люди спрашивали, а вдруг кто-то из их родственников погиб от руки этого маньяка, - рассказал Мурат Омаргазин. - Признательные показания оперативники получили только по восьми эпизодам.
2007 год
В сгущающихся сумерках двое припозднившихся прохожих - мужчина и женщина - спешили домой. Шли вдоль железнодорожной линии в районе станции Защита. Мужчина по нужде решил отойти в сторону.
А женщина продолжила идти вперед. Она думала, что спутник уже через минуту догонит ее. И даже не обернулась, услышав торопливые шаги.
Сергей следил за парой. Как только мужчина зашел в кусты, он выбрался из своего укрытия и настиг женщину. Повалил ее, и они вместе скатились с насыпи. Женщина пыталась закричать, вырваться, но напавший крепко зажал ей рот и навалился сверху.
Затаился.
Заскрипели мелкие камни под ногами мужчины. Он торопливо шел вперед, пытаясь выхватить в темноте силуэт своей спутницы.
Если бы он только посмотрел под откос...
...Под руку попался увесистый булыжник, которым Сергей оглушил жертву...
- У Сергея феноменальная память, - удивлялся Мурат Омаргазин. - Он с точностью до метра указал место, где погребена жертва. И не важно, два года или пять лет прошло с момента преступления - он точно знал, куда нужно идти. Приводил полицейских на какой-нибудь пустырь, где ни деревца, ни камня - ни одного опознавательного знака. Потопчется, показывает место: здесь копайте...
Он не ошибся ни разу.
Останки шести жертв обвиняемого были найдены полицейскими. Он прятал трупы так основательно, что его кошмарных "схронов" так никто бы и не нашел.
Он боялся, что его поймают.
2009 год
Алена - единственная, кому удалось выжить после его нападения.
Он напал на нее сзади и сразу поволок в кусты. В плотном тумане, нависшем над пустынной улицей, ни одна живая душа не услышала криков женщины. Сергей привычно вооружился металлическим прутом.
Алена поняла - крики, сопротивление - именно то, чего ждет насильник. И, чтобы выжить, приняла, как ей казалось, единственно правильное решение.
Она предложила Сергею... дружить!
- Будем встречаться, буду любить тебя, - шептала она сквозь слезы.
Один Бог знает, какого мужества стоили отчаявшейся женщине эти слова.
Сергей ожидал чего угодно, но не податливости. И... отпустил Алену! Она обещала ему обязательно встретиться уже завтра. Он почему-то поверил.
Алена еще долго не могла оправиться от пережитого кошмара...
- В общем-то действия женщины, как бы кощунственно это ни звучало, были рациональными, - комментирует Мурат Омаргазин. - Маньяк получает наслаждение не столько от сексуального контакта с жертвой, сколько от сопротивления, от страха. Нестандартные действия жертвы его пугают и ломают схему, которой он следует.
Я верю в Бога
Сергея задержали в Алматы. Человек, казалось бы, не обремененный лишними финансами, позволял себе часто ездить в Алматинскую область и даже в Новосибирск. В Алматы он попытался напасть на девушку, которая сумела оказать ему сопротивление и даже убежать. Его очень быстро задержали.
Сергей оказался в Усть-Каменогорском СИЗО. В августе прошлого года стражи правопорядка обнародовали шокирующие факты о преступлениях усть-каменогорского чикатило, как нарекли его местные и республиканские СМИ. Тогда он подозревался в совершении 5 преступлений. Сейчас есть информация уже о восьми.
- Его непреодолимой силой влекло во всевозможные нетрадиционные религиозные организации, - рассказывает Омаргазин. - В Усть-Каменогорске он работал в нескольких таких общинах. Здесь его привечали, давали несложную работу. Кормили. Показательный случай, когда он рассказал о своей поездке в Новосибирск: его заставили детально рассказать, где он жил, к кому обращался. Все это время он провел в одной из новосибирских неортодоксальных церквей. Вряд ли адепты знали, чем занимается "новообращенный" в свободное от произнесения молитв время...
- Мы допускаем вероятность того, что за ним тянется куда больший шлейф преступлений, о которых он просто пока не говорит, - рассказал Мурат Омаргазин. - Даже на допросах многое зависело от его воли и расположения. Он начинал вспоминать о ранее совершенном. Есть вероятность, что в Новосибирске он занимался не только "миссионерской деятельностью".
Медики долгое время не могли прийти к единому выводу: вменяем подозреваемый или страдает психическим недугом?
- Об этом уже писали - Сергей во время следственных действий еще в начале осени прошлого года впал в болезненное, реактивное состояние, - рассказал Мурат Омаргазин. - Проводилась специальная экспертиза, чтобы определить его вменяемость - долгое время он был попросту не контактен - работа психиатров была осложнена. По последней информации, экспертиза показала, что он вменяем. Еще в декабре 2009 года дело было передано в Восточно-Казахстанский областной суд. Но Сергей не мог оказаться на скамье подсудимых из-за реактивного состояния. Несколько месяцев медики бились над ним - сейчас он, вроде бы, вышел из "расстройства" и вполне адекватен.
- Есть ли вероятность симуляции?
- Вероятность такая есть, но хочу уточнить. Процедуры, которые проходят такие "пациенты", и лекарства, которые они принимают, здоровый человек едва ли сможет перетерпеть без видимой специалисту реакции. Случалось, симулянты пытались изобразить помутнение разума. Ломались уже через пару недель - признавались, лучше в тюрьме, чем в лечебнице.
По словам Мурата Омаргазина, предположительно уже в апреле состоится суд.
Евгений ФОМИНЫХ
(Имена жертв изменены по этическим соображениям.)
В комментариях запрещены ненормативная лексика и оскорбления, высказывания, нарушающие нормы законодательства РК, реклама, комментарии, набранные ЗАГЛАВНЫМИ буквами. Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с тем, что можете быть привлечены к ответственности в соответствии с законодательством РК, а также даёте свое согласие на сбор и обработку ваших персональных данных.