14 Июля 2011 12:55:00

Кто мутит воду на востоке

В Восточном Казахстане орудовала «рыбная мафия».
0 КОММЕНТАРИЕВ

Украсть миллионы у государства, истребив при этом природный фонд и походя облить грязью прокуратуру за ее попытки навести порядок, – таков смысл действий тех, кто разработал преступные схемы на берегу озера Зайсан и Бухтарминского водохранилища.

И все это – под флагом честной работы, беспринципно прикрываясь словами президента страны о защите бизнеса. Да, глава государства – за развитие предпринимательства. Но – законного, а не мошеннического промысла, губящего природу и грабящего государство. Именно это и доказывают прокуроры Восточно-Казахстанской области, вступив в борьбу с настоящей «рыбной мафией».

«Зацепкой» стал тот факт, что за 3,5 года – с 2006-го по середину 2009-го – с территории Восточного Казахстана было вывезено 26 тысяч тонн судака, в том числе и филе (для изготовления 1 кг филе необходимо 2 кг рыбы). При том что лимит для всех водоемов страны в то время был всего 23 тысячи тонны. А тут только из одной области за границу «уплывает» больше! Прокуратура взялась распутывать это дело и обнаружила, что «рыбный» след ведет к раскрытию еще больших нарушений и даже преступлений.

Как только в 2009 году на берегах восточноказахстанских водоемов стали проводиться проверки – налоговые, прокурорские, тут же им в ответ полетели жалобы во все инстанции. «Нам не дают работать», «Остановили бизнес», «На всех завели необоснованные уголовные дела», «Это рейдерский захват!», – писали рыбодобытчики, сбытчики и переработчики. В разговорах с журналистами они были и вовсе беспардонными: «Пишут филькины грамоты», «Подделывают документы!». Экспортеры и природопользователи, называя себя «простыми мужиками», жаловались на нервные срывы и грозили банкротством рыбной отрасли. Дошло до того, что в вину прокурорам вменили даже чистку собственных рядов, а руководство обозвали «зарвавшимися удельными князьками».

В итоге руководители фирм-экспортеров сообщают через нашу газету, что желают продолжения журналистского расследования. Его поддерживают и прокуроры, предоставившие все необходимые документы и ответившие на все вопросы. К сожалению, добиться того же от самого крупного экспортера зайсанского судака Тофика Исмаилова, он же руководитель ТОО «Исмаилов и К», он же председатель ассоциации рыбодобывающей и рыбоперерабатывающей промышленности Восточно-Казахстанской области, оказалось невозможным. После предъявленных ему обвинений он вместе со своей сообщницей Жанат Азимбаевой подался в бега и сейчас находится в международном розыске. Но удалось поговорить с рыбаками, с рождения живущими на тех берегах. Правда, имен своих они просили не называть, боясь мести той самой «рыбной мафии». Но обо всем по порядку.

Как говорится, на берегу следует разобраться, кто есть кто в зайсанской драме. Действующие лица: 26 природопользователей – предприятий, получивших лицензию и лимит на вылов рыбы; 11 экспортеров – предприятий, вывозящих судака за границу (некоторые из них ИМЕЛИ многомиллионные доходы, так что «простыми рыбаками» назвать их трудно); следственная группа прокуратуры области, в которую вошли сотрудники прокуратуры области, финансовой полиции и налогового комитета, а также рыбная инспекция – те, кто должен обеспечивать контроль вылова рыбы на местах. И одно из главных действующих лиц, он же жертва – судак зайсанский (иртышский, бухтарминский).

Куда плывет судак

Зайсан всегда был главным рыбным кормильцем Восточного Казахстана: жители окрестных деревень веками только и жили рыболовством. Улова хватало всем: и местным, и на продажу. Но когда зайсанским судаком заинтересовались заграничные потребители, оказалось, что озеро все же не бездонное.

Судак ценен тем, что не накапливает жира, до какого бы размера он ни вырастал. Его мясо считается диетическим, при этом оно очень питательное за счет содержания белка. Кроме того, это просто вкусная рыба, и для российских, и тем более для европейских потребителей наша закупочная цена на нее более чем приемлема. Сравним: если рыбаки продают его по 350–450 тенге за килограмм, предприятия-экспортеры уже его экспортируют по 5–7 евро (1000–1500 тенге) за килограмм, то в Европе он стоит уже 20–25 евро (правда, будучи упакованным по европейским стандартам). Основные потребители зайсанского судака – Россия, Германия, Дания и страны Прибалтики.

Начав проверки поставок рыбы за границу, прокуратура Восточного Казахстана выяснила, что рыбный экспорт в этих краях – бизнес весьма доходный, если не сказать сверхприбыльный. Причем основная доля доходов продавцов зайсанского судака поступает – вот парадокс! – не только от его продажи, а также от того, что эти самые продавцы, буквально выгребая из озера рыбу вплоть до молоди, умудряются не только варварски разграблять природу Востока, но и похищать деньги у государства. Для этого разработана целая преступная схема – настолько хитроумная, что доказать ее существование смогла только большая следственная группа из представителей нескольких государственных структур. Неудивительно, что простые рыбаки на берегу, получающие копейки за свой нелегкий труд и жалующиеся на проверки, и ведать не ведали, частью какого преступного сговора они являются. Все, что им было известно, – перекупщики хорошие, потому что платят «живые» деньги, а прокуроры плохие, потому что проверяют перекупщиков.

Преступная же схема заключалась в том, что поставщики-экспортеры, покупая с берега у рыбаков рыбу за копейки, проводили ее через сеть «обнальных» фирм, и в итоге рыба, купленная за гроши, в стоимости вырастала в несколько раз от ее реального приобретения. Затем «оформленные законным путем» документы предоставлялись в налоговые органы для возврата налога на добавленную стоимость, так как поставщики-экспортеры купили ее «законно» у «обнальной» фирмы, где в стоимость рыбы вошла и сумма НДС, который они никогда не платили или не собирались платить.

Здесь рыбы нет

Прокуроры утверждают: для того чтобы экспортеры смогли продать за рубеж такой объем рыбы, превышающий общереспубликанский, на берегу орудуют браконьеры.

– Из 26 тысяч тонн мы не брали в расчет 4 тысячи тонн лимитированных и 6 тысяч тонн, происхождение которых из других водоемов страны подтверждено документами, – говорит старший помощник прокурора области Александр Акулов. – Сверх этого выловлено и экспортировано еще 16 тысяч тонн судака.

«Да столько рыбы, сколько нам приписывают, в Зайсане вообще нет!» – клятвенно уверяют рыбаки. Но простые подсчеты показывают совсем другое. По научным рекомендациям, лимит – это одна пятая часть реально имеющейся в водоемах рыбы. Об этом сообщил Евгений Куликов, директор Алтайского филиала ТОО «Казахстанский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства».

Итак, считаем: за три с половиной года лимит на вылов судака для Восточно-Казахстанской области составил 3 850 тонн, умножаем на 5 и получаем, что в это время в водоемах области – Зайсане, Иртыше, Бухтарминском и Шульбинском водохранилищах было порядка 20 000 тонн этой рыбы. А значит, 16 000 тонн вполне могли быть выловлены. Но это – чуть ли не все запасы судака в ВКО. Еще немного – и его вообще не останется.

А вот и корешки

Объемы вылова подтверждаются ветеринарными свидетельствами. Каждый, кто вывозит рыбу за пределы района, должен представить в ветеринарную инспекцию сведения о своем улове и его количестве, сдать часть рыбы для анализа. Корешки свидетельств остаются в инспекции и хранятся как документы строгой отчетности. Следственная группа изъяла эти корешки: по ним объем выловленной рыбы совпадает с тем, который называют прокуроры, – порядка 16 000 тонн судака.

– Корешки поддельные! – заявляют те, кому прокуратура выдвигает обвинение в мошенничестве. – Проверяющие сами вписали там цифры.

Но в таком случае выходит, кто-то подделал и таможенные документы, по которым она вывозилась за рубеж? Ведь они точь-в-точь подтверждают те же самые объемы, причем в сертификатах о происхождении рыбы указаны в качестве места добычи озеро Зайсан и Бухтарминское водохранилище. И никто из экспортеров ни разу не обращался с требованием оспорить результаты экспертиз.

Налоги и подлоги

Распространенная жалоба рыбаков – «на каждого из нас тоже завели уголовные дела и обложили непомерными штрафами» – сильно преувеличена. Из 26 природопользователей под уголовное преследование за уклонение от уплаты налогов и незаконный вылов рыбы попали только пятеро. При этом двое уже оплатили ущерб государству от сверхлимитного вылова, так что в отношении них уголовное преследование прекращено. Один природопользователь, осужденный судом за незаконный вылов рыбы, причинивший крупный ущерб государству, получил четыре года лишения свободы, но с отсрочкой на два года. Если он за это время не допустит никаких нарушений, срок будет снят. Другой, на которого уголовное дело было возбуждено по факту уклонения от уплаты налогов, отделался штрафом в две пенсии осужденного. Этот 85-летний рыбак вообще отказывается понимать, что такое налоги, и уж тем более оплатить их, несмотря на то что зарегистрировал собственное ИП и получает прибыль от продажи улова.

На «уголовные преследования» громогласно жаловался и ПК «Рыбаки Зайсана», добавляя, что они-де «выиграли три суда». Но в прокуратуре заверяют, что на «Рыбаков Зайсана» уголовное дело вообще не возбуждалось. «Выигрыш в суде», и то частично, был у них по гражданским делам, где они оспаривали сумму начисленных им обязательных платежей по актам налоговых проверок.

И все же это мелочи по сравнению с тем, как обманывали государство крупные экспортеры. По фиктивным документам, которые они проводили через подставные фирмы, им удавалось возвращать из госказны НДС. За три с половиной года «накапало» почти миллиард тенге! Миллиард, полученный «чистыми» деньгами прямиком из бюджета.

– Фирмы-поставщики были зарегистрированы либо на приближенных лиц тех же экспортеров, либо на подставных, – говорит Александр Акулов. – Самая крупная сеть подставных обнальных фирм была связана с ТОО «Исмаилов и К». Из 10 фирм, сотрудничавших с ним, в семи учредителем и руководителем числилась Жанат Азимбаева, его помощница. Другие были оформлены на людей, один из которых вообще в тот период не находился в стране, другой открывал фирму, которая и не должна была заниматься рыбой, а еще один… сидел в тюрьме. Деятельность от их имени также осуществлялась Азимбаевой. Кроме того, многократно проводя друг с другом сделки по фиктивным документам, они совсем не имели дохода –«продавали» и «покупали» друг у друга рыбопродукцию по одной и той же цене. А, следовательно, налоги, в том числе и НДС, им платить было не с чего! Собственно, для уклонения от них вся схема и была составлена.

За период с 2006 по середину 2009 года ТОО «Исмаилов и К», закупая рыбу только в фирмах Азимбаевой, экспортировало из страны более 8,8 тысячи тонн филе судака на 40 миллионов долларов США. На этом Исмаилов получил доход в размере 7,6 миллиарда тенге. Но заявил для налогообложения только… 28 миллионов тенге – это меньше его «заработка» в 270 раз, а фактически уплачен налог чуть более 8,5 млн тенге.

Кроме того, за этот период только Исмаилову по его заявкам государство вернуло 555 миллионов тенге в виде НДС, облагаемого по нулевой ставке, при том что на самом деле этого НДС ни одна из фирм, штамповавших поддельные документы, вообще не платила. Только в отношении Исмаилова и Азимбаевой было возбуждено 17 уголовных дел, которые объединены в одно производство.

– Фактически эти фирмы были созданы только для того, чтобы обманным путем не платить налоги и получать незаконный возврат НДС, – говорит Дария Ахметкалиева, старший налоговый инспектор по Зыряновскому району, участница следственной группы прокуратуры. – Дело в том, что по ст. 272 п. 3 Налогового кодекса РК оборот по нулевой ставке НДС, взятый в зачет, возвращается экспортеру. Так что экспортерам было выгодно создать как можно больше звеньев в этой цепи.

Собственные «обнальные» фирмы для изготовления поддельных документов открывали только крупные экспортеры. Остальные же пользовались услугами уже существующих, причем не только в Восточном Казахстане. Их следы тянулись в Караганду, Алматы, Астану и т.д.

– В основной массе лица, на которых зарегистрированы подставные фирмы, в свое время утеряли документы либо они были у них похищены, – говорит заместитель прокурора ВКО Болат Челикенов. – Всего таких фирм-контрагентов установлено около 100, ими составлено около полутора тысяч фиктивных документов.

В ТОО «Балык Продукт-Восток», занимающемся переработкой рыбы, обнаружились бухгалтерские и налоговые документы, по которым фирма якобы приобрела у 21-го ИП рыбу на 526 525 270 тенге. При проверке выяснилось, что 17 из 21 указанного «предпринимателя» предпринимателями никогда и не были, но сдавали свои документы в «Балык Продукт-Восток» для трудоустройства, некоторые даже не были приняты на работу. Остальные четверо сообщили следствию, что поставляли рыбу совсем в другую фирму – «Зайсан Рыба Продукт». Правда, по просьбе той самой фирмы подписывали пустые бланки счетов-фактур и ставили печати… И после этого обвинять прокуроров в «филькиных грамотах»!

Суды и пересуды

– Поразительно, но даже в момент, когда проверка велась и обвинения уже были предъявлены, экспортеры вновь подали заявку на возврат НДС в сумме 500 миллионов тенге, – говорит Александр Акулов. – И когда Налоговый комитет, уже знавший об этих махинациях, им отказал, они… подали в суд, жалуясь на отказ! Специализированный межрайонный экономический суд Восточно-Казахстанской области поддержал экспортеров, требующих незаконного возврата НДС, и удовлетворил их требования. То же решение было принято апелляционной и кассационной инстанциями областного суда.

Законность была восстановлена только Верховным судом – по результатам рассмотрения протеста Генеральной прокуратуры, внесенного по инициативе прокуратуры Восточно-Казахстанской области, экспортерам в возврате НДС было отказано.

Браконьеры под крышей

Официальные природопользователи, впрочем, частично правы, говоря, что они не могут выловить полтора десятка тысяч тонн судака – физически действительно для 26 фирм это нереально. И учитывая, что абсолютно все береговое население – а это около 60 тысяч жителей на 3,5 тысячи километров территории – кормится только от озера, несложно предположить, что браконьерство на Зайсане и Бухтарме процветает. И простые рыбаки этого не отрицают. В разговоре они рассказали, что на самом деле происходит на берегу, но просили не упоминать их имен, так как боятся мести «больших» людей, которые, по их словам, контролируют весь тамошний рыбный бизнес:

– У нас любой житель знает «хозяев» каждого района. Спросите, кто правит, вам ответят. Там система четкая и не совсем законная. «Хозяева» строго отслеживают, кому рыбу продавать, и даже устанавливают свои цены – примерно в два раза меньше реальных. Никто из рыбаков возмущаться и жаловаться на них не будет – все боятся. Эти люди ни перед чем не остановятся. Так что проще платить буквально всем и за все: как официальным представителям, так и неофициальным. Иначе просто на воду не выпустят – для этого есть масса способов.

Рыбаки признаются, что браконьерский лов идет полным ходом. И что особенно страшно – даже во время нереста. Весной, когда рыба идет на нерест в Черный Иртыш, ее буквально вычерпывают огромными сачками, никаких сетей не нужно. Но и в остальные дни «в море» выходят все, кому не лень, есть ли разрешение на вылов или нет. Почему не думают о том, что скоро рыбы вообще не останется? Ответ прост: живут одним днем и надеются, что на их век хватит.

При скупке рыбы на берегу, говорят они, мы никаких документов не оформляем и себе не оставляем. Только расписываемся, что взяли деньги у перекупщика.

На вопрос, куда же смотрят рыбинспекторы и природоохранная полиция, рыбаки, усмехаясь, разводят руками. И говорят, что сами были бы рады, если бы на берегах наконец навели порядок.

– Когда проверки «прижали» участников преступной схемы и доказательства их вины всплыли на поверхность, они стали защищаться, используя свои привычные понятия: говорить, что прокуратура занимается рейдерским захватом, что хочет подмять этот бизнес под себя, – говорит прокурор Восточно-Казахстанской области Кабдолла Тулегенов. – Даже если предположить что-то подобное, тогда, наверное, мы не поднимали бы шум на всю республику, а по-тихому поставили на ключевые посты своих людей. Но ничего подобного не происходит. Пусть рыбаки рыбачат, а продавцы – продают, задача прокуратуры – обеспечить, чтобы это было в рамках законодательства Республики Казахстан.

Куда смотрел ЗИМБИРХ

Но официально все процессы, связанные с рыбой на водоемах области, в том числе Зайсане, контролирует ГУ «Зайсан-Иртышская межобластная бассейновая инспекция рыбного хозяйства» (ЗИМБИРХ). Именно она выдает разрешения на вылов в соответствии с лимитом, именно она должна задерживать браконьеров и контролировать природопользователей, чтобы они зарыбляли водоемы.

– Разрешения они выдавали, – говорит Александр Акулов, – но даже и тогда, когда прекрасно знали, что лимит давно уже исчерпан. Кроме того, ЗИМБИРХ при выдаче разрешений на вывоз должен требовать документы, подтверждающие законность приобретения и вылова этой рыбы. Только в редких случаях такие документы имеются. У ТОО «Исмаилов и К», к примеру, крупные поставки судака за границу шли вообще без предоставления таких документов в ЗИМБИРХ, но при этом разрешение на вывоз инспекция исправно выдавала. Если бы эта инстанция, обязанная защищать закон, выполняла свои функции добросовестно, то подобных нарушений этого закона не могло бы произойти. По факту злоупотребления служебными полномочиями на сотрудников ГУ «ЗИМБИРХ» возбуждено уголовное дело.

Сети распутаны

Следствие подходит к концу, и в ближайшее время уголовные дела будут направлены в суд. «Закрепить», то есть подтвердить, удалось все факты нарушений, о которых заявляли прокуроры. Проверки не прошли напрасно: государству благодаря прокуратуре области должен быть возмещен ущерб на сумму 21,4 миллиарда тенге, а преступная схема незаконного возврата НДС развалилась. Конечно, до полного порядка на «море» еще далеко: там все так же идет браконьерский лов и скупка безлимитно выловленной рыбы. Но для решительных действий теперь есть прочная основа, и, видимо, настала их пора.


Наталья Шимолина

Источник: газета "Литер"
Хотите узнавать информацию о жизни Усть-Каменогорска первыми? Подписывайтесь на наш Telegram-канал.
Комментарии
Владельцы сайта не несут ответственности за содержание комментариев читателей.
В комментариях запрещены ненормативная лексика и оскорбления, высказывания, нарушающие нормы законодательства РК, реклама, комментарии, набранные ЗАГЛАВНЫМИ буквами. Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с тем, что можете быть привлечены к ответственности в соответствии с законодательством РК, а также даёте свое согласие на сбор и обработку ваших персональных данных.
Комментариев пока нет.
Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии