23 Декабря 2010 12:52:00

Мобильный развод

- Здравствуйте, это служба поддержки абонентов. В данный момент у нас происходит смена настроек сети, поэтому ваш номер может быть изменен. Если вы хотите сохранить свой номер, вам необходимо ввести следующий код...
0 КОММЕНТАРИЕВ

Звонок или сообщение от лжесотрудника технической службы - одна из самых распространенных сегодня схем мобильного мошенничества. Напуганный предстоящей сменой номера или отключением связи абонент вводит указанную «оператором» комбинацию цифр и знаков - и сразу после набора комбинации со счета списываются деньги.

В 2010 году больше всего сообщений приходило от операторов мобильной связи. Мошенники предлагали забрать выигранные деньги или ценные призы. Обращались от имени родственников или друзей, которым срочно потребовалась помощь. Сейчас на такое покупается все меньше абонентов, а SMS с просьбой "Перезвони мне на этот номер. Если не отвечают, положи денег и перезвони еще раз" удаляют без раздумий.

Сотовые операторы утверждают, что абоненты стали жаловаться на мошенников реже. В республиканском масштабе количество обращений по категории "мошенничество" увеличилось чуть ли не в полтора раза. За минувший год столкнулись с мобильным мошенничеством около 200 тысяч пользователей сотовых телефонов. Правда, специалисты считают, что это лишь верхушка айсберга: к оператору обращается лишь каждый 20-й абонент из пострадавших.

- Число мобильных мошенничеств по городу немного сократилось, - рассказала пресс-секретарь управления внутренних дел Райхан Елюбаева. - Думаю, это связано с повышением грамотности самих горожан и с работой, которую мы постоянно проводим, - предупреждаем устькаменогорцев о возможных мобильных преступлениях.

Однако на смену старым схемам приходят новые, более изощренные. По данным полицейских, самая распространенная схема мобильного лохотрона нынче связана с "мобильными переводами" либо с номерами и PIN-кодами банковской карты. Так, например, все чаще абоненты получают сообщение "Ваша банковская карта заблокирована" и номер телефона, на который нужно перезвонить для "разблокировки". Позвонившему мошенники сообщают, что на банковском сервере произошел сбой, и просят назвать реквизиты банковской карты якобы для устранения неполадок, а затем используют полученные данные для электронных покупок в сети. Причем для многих интернет-магазинов и для определенных типов карт не требуется никакого пароля от карты - достаточно сообщить ее номер и срок действия. В случае обмана вернуть честно нажитое практически невозможно.

Что самое неприятное, рычагов для того, чтобы бороться с телефонными аферистами, ни у операторов сотовой связи, ни у полицейских практически нет. Нет и профилактики. Нельзя всерьез считать действенной мерой предупреждения о возможных мошенничествах, расклеиваемые в салонах сотовой связи и общественном транспорте.

Распознать мошенников даже по телефону достаточно просто. Они очень настойчивы и требуют действовать незамедлительно. Следует помнить, что у любого оператора связи - миллионы абонентов и настройки в сети совершаются незаметно для пользователей. А сотрудникам банков запрещено пытаться узнать информацию о реквизитах карт клиентов.

- Вся персональная информация об абонентах находится в электронной системе, надежно защищенной от хакерского взлома. Доступ к ней имеет ограниченное количество сотрудников, - рассказала директор усть-каменогорского филиала ТОО "Кар-Тел" Надежда Новикова. - Наши сотрудники никогда не связываются с клиентами посредством SMS, чтобы изменить их номер мобильного или заблокировать какую-то услугу.

О том, что многих ситуаций, описанных мошенниками, попросту быть не может, а другие разрешаются и без перевода денег, к сожалению, знают далеко не все.

- В стрессовых ситуациях логика зачастую отключается, а вот вера в чудеса заложена у нас в подсознании, - рассказывает начальник отдела по связям со СМИ департамента внутренних дел Восточно-Казахстанской области Лариса Поломошнова. - К сожалению, мошенники - люди грамотные. И хорошо играют на самых разных наших чувствах: тщеславии, стремлении к «халяве», тревоге за близких. Основной способ борьбы с телефонным аферистом - взять инициативу в свои руки. Сообщите, что сами перезвоните родственнику, в банк или другую организацию, которой прикрывается мошенник. Повторюсь, если речь идет о какой-то экстремальной ситуации с родственниками, первым делом перезвоните им, а не мчитесь за картами пополнения мобильного баланса.

Самые популярные способы «развода»

1. Код

Вам звонит человек, представляющийся сотрудником службы технической поддержки сотового оператора, с предложением подключить новую эксклюзивную услугу (варианты: для перерегистрации во избежание отключения связи в результате технического сбоя, для улучшения качества связи). Абоненту предлагается набрать под диктовку некий код, который на самом деле является комбинацией для перевода средств со счета абонента на счет мошенников.

Расчет мошенников: неинформированность абонента. Сотовые операторы регулярно оповещают клиентов о новых тарифах, акциях и услугах. Человек, не следящий за этими новостями, вполне может поверить в очередную «акцию».

Совет: помните, что сотрудник компании-оператора никогда не будет связываться с вами по телефону, чтобы решить технические вопросы или рассказать о новой акции. А SMS - сообщения подобного плана легко проверить: позвоните в сервисную службу своего оператора и уточните - кому, за что и сколько денег вы должны перевести.

2. Неизвестный номер

Абонент получает SMS следующего содержания: «У меня сменился номер мобильного». Так как подпись отсутствует, абонент решает, что это кто-то из его друзей или родственников, и перезванивает либо шлет SMS с вопросом «А кто это?». В результате номер оказывается платным и за короткий звонок или сообщение снимается немаленькая сумма. Точно так же в праздничный день, например в Новый год или 8 Марта, вы получаете SMS от неизвестного абонента с поздравлениями. Почти каждый ответит на это "Спасибо" - и попадет на платный номер.

Расчет мошенников: вежливость абонента и большой поток праздничных звонков, когда вполне можно ожидать поздравления от того, чей номер тебе незнаком.

Совет: игнорируйте SMS с неизвестных номеров. Если это действительно кто-то из знакомых, который забыл поставить подпись, лучше поздравьте его на следующий день, когда выясните его настоящий номер.

3. Ненужный заказ

Не так давно возник новый вид мобильного мошенничества, при котором у абонентов сотовых операторов ежедневно снимаются деньги за сервисы, которые они не заказывали. При выяснении причин возникшей проблемы оказывается, что они вводили на каком-либо интернет-сайте номер своего сотового телефона и код активации — на пробный день подписки на какую-либо услугу. При этом правила пользования услугой и информация о том, как от нее необходимо отказаться в случае нежелания ее использовать в дальнейшем, представлена на сайте в неявном виде. Таким образом, абоненты, не прочитав правила о необходимом отказе от этой услуги, автоматически оказывались подписанными на сервис, в результате чего происходило ежедневное списание средств с их телефонных счетов.

Совет: всегда внимательно читайте условия и стоимость предоставления сервисов, которыми пользуетесь, не ставьте автоматически галочку против строки «Согласен».

4. Банковский перевод

Суть мошенничества заключается в следующем: абонентам приходит СМС-сообщение примерно следующего содержания: (название крупного банка) заявка с карты ***** на транзакцию 243567: перевод суммы 15 тысяч тенге на счет ****** принята.

Естественно, обеспокоенный абонент перезванивает на указанный номер, где трубку берет мужчина и представляется «службой финансового контроля». На вопрос, о чем идет речь, собеседник отвечает, что, скорее всего, это ошибка, с которой будет разбираться «служба безопасности банка». Но для того чтобы избежать перевода денег, необходимо отправиться к банкомату, перезвонить снова и выполнить несколько действий с пластиковой картой под диктовку мнимого сотрудника банка.

В данном случае, следуя указаниям мошенников, абонент совершает процедуру перевода денег на счет чужого мобильного телефона со своего личного банковского счета, привязанного к пластиковой карте.

Совет: вас должна насторожить просьба незнакомого человека выполнить какие-либо действия со своей платежной картой и при помощи банкомата. В любом случае лучше дойти не до банкомата, а до банка - почти наверняка информацию о «списании» с карты там опровергнут.

5. Скидка

В преддверии праздников новый вид телефонного мошенничества особенно популярен. К вам приходит сообщение, в котором вас, разумеется, именуют счастливым обладателем. Но отнюдь не товара, а скидки на, к примеру, мобильные телефоны в популярной сети салонов. Скидка может достигать 50 процентов. Разумеется, чтобы получить ее, нужно ввести код. Не сомневайтесь - стремление получить товар по более дешевой цене закончится лишь снятием с вашего счета крупной суммы денег.

Совет: о проводимых акциях, распродажах, скидках лучше узнать на интернет-сайтах компаний или в специализированных магазинах.


Евгений ФОМИНЫХ

Источник: газета "Мой город"
Хотите узнавать информацию о жизни Усть-Каменогорска первыми? Подписывайтесь на наш Telegram-канал.
Комментарии
Владельцы сайта не несут ответственности за содержание комментариев читателей.
В комментариях запрещены ненормативная лексика и оскорбления, высказывания, нарушающие нормы законодательства РК, реклама, комментарии, набранные ЗАГЛАВНЫМИ буквами. Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с тем, что можете быть привлечены к ответственности в соответствии с законодательством РК, а также даёте свое согласие на сбор и обработку ваших персональных данных.
Комментариев пока нет.
Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии