Оставьте мантию себе
"Народные судьи" парируют: мантия им не нужна, к чему серьезная ответственность? Как будут разрешаться проблемы, связанные с участием присяжных в судебных процессах?
Анна - учитель. В прошлом году она примерила "повязку" беспристрастной Фемиды, став присяжной.
- Рассматривалось дело об убийстве, - вспоминает женщина. - Парня обвиняли в том, что он задушил малознакомую девушку. Доказательства, улики... Я, если честно, не сразу вошла в курс дела - уж больно чуждая для меня сфера. Как я могла быть уверена в том, что передо мной стопроцентно виновный человек? А если я хотя бы на секунду не права и он не совершал преступления? Поэтому на вопрос суда, считаете ли вы его полностью виновным, я ответила "нет". Так поступили и другие мои "коллеги". Хотя осознание того, что мы могли пощадить настоящего убийцу, меня не оставляло. Но кто может дать на отсечение руку, что его не подставили, не заставили признаться в совершении преступления? За выполнение гражданского долга, кстати, нам заплатили - за каждый день примерно по три с половиной тысячи. Объяснили, что эта сумма складывается из половины зарплаты судьи, разделенной на двадцать рабочих дней. На работе, правда, без особого трепета отнеслись к моему вынужденному отсутствию. Работодателю безразлично, решила ли я выполнить гражданский долг или попросту испугалась пришедшей повестки явиться в суд...
- Вы бы хотели еще раз стать присяжной?
- Скорей всего нет. Мне и в первый раз не до конца были понятны наши прямые обязанности, различные вопросы, на которые нужно отвечать, и адвокат, и обвинитель требовательно смотрят на тебя и будто чего-то ждут. Серьезное испытание для любого человека.
Разум и чувства
С 2006 года в Казахстане к добровольному служению на благо Фемиды привлекаются самые обычные люди. Учителя, врачи, инженеры примеряют мантию судьи.
Впрочем, как считают служители правосудия, пока участие присяжных в громких уголовных процессах оборачивается проблемами.
- Я с горечью могу констатировать, что суд присяжных пока далеко не в полной мере оправдывают возложенные надежды, - рассказывает председатель Восточно-Казахстанского областного суда Мухамеджан Пакирдинов. - Работа присяжных началась сравнительно недавно, но по прошествии этого времени становится ясно, что необходимы некоторые изменения. В этом году из четырех вердиктов два были отменены и отправлены в кассационную коллегию. А это показательно. Не хочу снимать некоторую вину и со своих коллег - далеко не все наши судьи готовы к работе с присяжными. Некоторые и вовсе не могут задать четкие и правильные вопросы, на которые в конце процесса отвечают присяжные. О чем это говорит? Проблемы нужно решать с двух сторон. Судей готовить к работе с присяжными. Присяжных - к работе в суде. Речь не идет о масштабном юридическом ликбезе, хотя бы о знании Конституции, основ положений закона.
Но не только слабая юридическая подкованность - причина парадоксальных вердиктов, выносимых присяжными. По мнению главного судьи области, присяжные попросту не могут отделить разум от чувств. А любой поднаторевший в искусстве красноречия адвокат сможет "сбить с толку" судей без мантии.
- Был такой известный русский адвокат Плевако, - рассказывает Мухамеджан Ахмедияевич. - Так вот один из его хрестоматийных процессов выглядел следующим образом. Он защищал дьякона, который погорел на куда как небогоугодных делах, казалось бы, поймали за руку. Так Плевако в зале заседаний принялся спрашивать у сидящих там: у тебя этот дьякон сына крестил? А у тебя мать отпевал?.. Прощал вам грехи, когда на исповедь приходили. Почему мы не можем сегодня простить ему всего один маленький грех? Дьякона оправдали. Сегодняшние процессы не исключение - грамотный адвокат может увести присяжных в дремучие дебри, надавить на чувства. Это не значит, что это плохо. Просто наши люди пока не всегда могут беспристрастно оценить ситуацию.
- Последнее время подсудимые предпочитают, чтобы их судили присяжные. Понимают, что шансы на более гуманный приговор значительно вырастают?
- В этом и кроется главная проблема, - отвечает Мухамеджан Пакирдинов. - Чтобы отказать подсудимому в проведении заседания с участием присяжных, нужны законные основания. А пока мы только работаем над, как бы парадоксально это ни прозвучало, повышением профессионального уровня суда присяжных. Чтобы решения выносились коллективно, грамотно, с исследованием всех аспектов дела, всех доказательств вины и невиновности, а не руководствуясь интуицией и зовом сердца. Иначе может получиться, что при попустительстве суда присяжных преступники смогут избежать наказания. Этого мы не должны допустить.
Судьи давно ратуют за изменения в уголовно-процессуальный кодекс, чтобы иметь возможность изменять состав присяжных. И тому есть объяснение: в прошлом году рассматривалось дело об убийстве на почве межнациональной вражды. Едва ли присяжные, принадлежащие к определенной этнической группе смогли бы вынести беспристрастный вердикт. Или дело врачей, подделывавших справки для уголовников, рассматриваемое... шестью присяжными-медиками!
Народный суд
По версии следствия, усть-каменогорский подросток убил свою бабушку ножом. Возникла ссора, вот он и напал на нее. У защиты другая версия - это был несчастный случай и парнишка здесь ни при чем.
- Полагаю, что если бы дело рассматривалось судом профессионального состава, скорее всего был бы вынесен обвинительный приговор - сторона обвинения подготовила достаточно улик и доказательств, - рассказал судья кассационной коллегии Восточно-Казахстанского областного суда Виктор Кизаметдинов. - Но дело имело иной поворот. Адвокат сумела весьма эффектно доказать заседателям, что ее подзащитный невиновен. Парень расплакался в зале заседаний. Мол, бабушку очень жалко, преступления он, разумеется, не совершал. Это использовала и защитница в своей речи. Присяжные в результате вынесли оправдательный вердикт.
Обвинение считает, что мужчина не только убил в 1998 году своего знакомого, но еще и покушался на жизнь второго. Поняв, что натворил, решил пуститься в бега. Не так давно не без помощи российских полицейских подозреваемого в убийстве удалось задержать. Дело отправляется в суд, и присяжные... оправдывают мужчину!
- И в этом, и предыдущем случае были допущены некоторые ошибки при проведении процесса, только это стало основанием для того, чтобы дело отправилось в кассационную инстанцию, - объяснил Виктор Кизаметдинов. - Вы не представляете, насколько сложно отменить приговор с участием суда присяжных - на это есть буквально несколько оснований. Приходится с сожалением признать, что в большинстве случаев мы отменяем приговор присяжных из-за... слабой подготовки к таким процессам самих судей! Как это ни печально, далеко не все коллеги четко понимают, как нужно правильно наладить работу с присяжными.
Служители Фемиды признают - судьи из народа необходимы. Вот только работа над ошибками не помешала бы.
- Присяжные необходимы, - уверен Виктор Кизаметдинов. - Они обеспечивают прозрачную схему судебного процесса. К тому же их самое главное достоинство - они заставляют прокурора и адвоката надеяться не только на свои связи, давние заслуги или однозначность рассматриваемого дела. Тут нужно подключать красноречие, умение убедить и привести веские аргументы. Процесс становится совершенно непредсказуемым - и действительно могут победить не улики, но ораторское искусство. Ну так пусть и обвинители, и адвокаты учатся говорить. Тогда и процессы с участием присяжных будут выигрывать.
За чистоту рядов
Впрочем, возможность "порулить" правосудием чрезвычайно прельщает иных граждан. В числе судей без мантий оказываются весьма сомнительные личности. В прошлом году вся страна живо обсуждала случай в Южном Казахстане, где в числе присяжных волею судьбы или чьего-то росчерка пера оказался уголовник, когда-то мотавший срок с подсудимым. Тогда была проведена масштабная проверка по всей республике. Результаты скандальные: среди присяжных оказывались не только бывшие уголовники, но и душевнобольные, наркоманы... Прошел год: насколько чисты ряды сегодняшних судей из народа?
- Касательно списков - они ведь составляются не нами, - объяснил Мухамеджан Пакирдинов. - Подходящие кандидатуры должны отбирать специалисты областного акимата. Допускаю, что там не всегда добросовестно подходят к этой работе. Именно поэтому в списки попадают те люди, которые там просто не могут оказаться. Уголовников, к счастью, пока не было. Попадались госслужащие, совсем молодые люди и пенсионеры за 70 лет. Никому из них по закону нельзя быть присяжными.
Потенциальные судьи из народа сетуют: в списки они попадают без особого на то согласия и желания. В нашу редакцию не раз и не два обращались горожане, которые стали присяжными поневоле. Получают повестку... явиться в суд! На негнущихся ногах, успев перебрать все мало-мальские прегрешения, идут в суд и... Узнают: не довлеет над ними дамоклов меч, а предлагается всего-навсего выполнить гражданский долг! Тут уж не до превратностей правосудия - возмущению присяжных поневоле нет предела!
- И впрямь не раз возмущались те, кто оказывался в списках, что получают повестки, - рассказывает Мухамеджан Пакирдинов. - Их лучше, конечно, заменить на приглашения - ведь по сути мы приглашаем людей выполнить их долг. Думаю, это может быть реализовано в скором будущем.
Теперь уже экс-присяжная Анна упомянула, что едва ли хотела стать судьей из народа.
- Мне эта "призрачная" мантия ни к чему, пусть судят те, кто в достаточной мере знает законы. Пришла повестка, я испугалась, не зная еще о чем идет речь и явилась в суд... Ну а там уже просто не могла отказаться.
Служители Фемиды, несмотря на некоторые нарекания, считают - присяжные необходимы. При четкой работе с судьей они способны быстро разрешать любые дела.
Евгений ФОМИНЫХ
В комментариях запрещены ненормативная лексика и оскорбления, высказывания, нарушающие нормы законодательства РК, реклама, комментарии, набранные ЗАГЛАВНЫМИ буквами. Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с тем, что можете быть привлечены к ответственности в соответствии с законодательством РК, а также даёте свое согласие на сбор и обработку ваших персональных данных.