21 Мая 2009 12:02:00

От нас хотят любви и денег

Неожиданный поворот получила история, связанная с освещением "Устинкой плюс" вероятного повышения таможенных пошлин на импортные автомашины и некоторых аспектов деятельности автосборочного предприятия Усть­-Каменогорска "АЗИЯ АВТО". “АЗИЯ АВТО” обозначил нанесённый газетой ущерб в миллионы тенге.
0 КОММЕНТАРИЕВ

На днях мы получили гневное письмо от его президента Ержана Мандиева. Он считает, что все публикации в "Устинке плюс" об их заводе носят тенденциозный характер и подаются в одностороннем порядке. Это, на его взгляд, портит "АЗИЯ АВТО" деловую репутацию, следовательно, нашей редакции следует загладить моральный вред, нанесенный заводу, и перечислить на указанный расчетный счет Центра развития ребенка четыре с половиной миллиона тенге. При чем здесь дети и почему Мандиев не может им помочь без нашего участия, для нас загадка. Признаться, получаем всякие послания от некоторых граждан, считающих себя униженными и оскорбленными, но чтобы у нас требовали денег без суда и следствия – такое встречается впервые. То ли г-н Мандиев взял на себя функции представителя казахстанской Фемиды, то ли сделал прозрачный намек: суд вы все равно проиграете?

Но что так задело главу флагмана отечественной автосборки? На его взгляд, урон деловой репутации нанесла даже такая наша фраза из статьи "Конкуренция не по зубам": "Практически все комплектующие завод "АЗИЯ АВТО" получает из России". На самом деле, утверждает Мандиев, они получают запчасти не только из РФ, но и из Китая и Европы. Информация казахстанской фондовой биржи свидетельствует о другом: 81% комплектующих поставляется именно из России. Причем, эта информация содержится в финансовой отчетности за подписью Мандиева. Но особенно нас интересует вопрос, могут ли приведенные нами такого рода сведения негативно повлиять на деловую репутацию предприятия? Еще уважаемого г-на Мандиева почему-то оскорбляет, когда мы называем завод отверточным, а на самом деле, объясняет президент, они занимаются крупноузловой SKD-сборкой.

"Под видом автомобилей"

Здесь следует провести небольшой лингвистический ликбез: "отверточное предприятие" – это устоявшийся речевой оборот, образный, если хотите. Он применяется, когда разговор идет не о производстве автомашин, а именно об их сборке. Кстати говоря, мы не были первыми, кто именно так обозначил суть жизнедеятельности "АЗИЯ АВТО". Так, к примеру, назвала ее до нас республиканская газета "Время". В смелости своих выражений относительно усть-каменогорского предприятия наши коллеги пошли еще дальше. В одном из своих фельетонов, опубликованных во "Времени", автор Сапа Мекебаев написал, что "АЗИЯ АВТО" производит машины "Лада", чтобы продавать их "доверчивому населению Казахстана под видом автомобилей". Считаем, звучит обидно. В этой связи нам жутко интересно: намерено ли усть-каменогорское предприятие просить сатисфакции от мощной республиканской газеты? А также других изданий такого же уровня, которые допускали критические замечания по их поводу: от газет "Караван", "Литер", "Мегаполис"? Там были куда более хлесткие статьи по поводу отечественного автосборочного предприятия, и мы в своих публикациях нередко пользовались этими данными, о чем ставили в известность читателей. Или Ержан Мандиев прекрасно отдает себе отчет, что с такими монстрами журналистики, за которыми стоят очень влиятельные политические группы, тягаться – себе дороже? Вероятно, куда проще выяснять отношения с единственным региональным изданием, которое не пиарит и не расхваливает на все лады, как некоторые СМИ, деятельность предприятия, а старается разобраться в ситуации объективно, выражая свою точку зрения, пусть она и не нравится руководству "АЗИЯ АВТО"? Кстати, напомним: мы хотели пойти на контакт с главой этой компании и даже направили официальный запрос. Смысл полученного ответа был таков: с нами разговаривать не будут, потому что мы освещаем данную тематику, на взгляд руководства "АЗИЯ АВТО", односторонне. Даже когда приводим в своих статьях мнение руководителей серьезных казахстанских компаний, что предполагаемое повышение пошлин на ввоз автомобилей может оказаться выгодным только усть-каменогорскому заводу, зато другие, в том числе и население, могут серьезно пострадать. Так думаем не мы одни, но, еще раз повторюсь, почему-то ни с кем, кроме нас, руководство "АЗИЯ АВТО" пока не намерено судиться-рядиться.

Убытки в миллиард

Тем временем KASE приводит такие любопытные данные: за весь прошлый год убытки "АЗИЯ АВТО" составили 610 млн. тенге, а за первый квартал текущего – уже 452 млн., таким образом убытки за 2008 год и начало этого года составили более миллиарда тенге. В этом году предприятие собрало только 153 "Нивы" и никаких машин больше. Продано всего 319 автомобилей – возможно, и тех, что выпускались в прошлые годы, но не были реализованы по понятным причинам. В 2009-ом году "АЗИЯ АВТО" должно выплатить по кредитам почти 2 млрд. тенге, а в 2010-м – более 4 млрд. Эти цифры говорят о том, что поддержка со стороны государства "АЗИЯ АВТО" нужна как воздух. И оно ее получает. Как объяснил во время своего недавнего визита в Восточный Казахстан министр индустрии и торговли РК Владимир Школьник, чиновники недавно помогли предприятию с госзаказом. Это – неплохая поддержка частной компании за счет бюджетных средств. Читай – за счет наших с вами денег.

Рака за камень?

Напомним читателям, что министр Школьник не раз говорил, что он не лоббирует ничьих интересов, просто хочет создать в стране настоящее производство автомобилей. И якобы не факт, что их будут выпускать на предприятии "АЗИЯ АВТО".

По словам Владимира Сергеевича, к нему поступили предложения от трех мировых компаний – "Nissan", "Renault" и "АВТОВАЗ", которые хотят открыть здесь свои автомобильные производства. Но, насколько известно, предыдущие две фирмы являются акционерами того же АВТОВАЗа. Не следует ли из этого, что министр может немного лукавить, и именно только одно, российское, предприятие предлагает Казахстану свои услуги? К сожалению, больше никакой официальной информации Владимир Сергеевич не выдавал. Из-за этого история стала еще более запутанной: будет ли все-таки в Казахстане свой автомобиль, каковы реальные перспективы отечественного автомобилестроения? Если, конечно, эти задумки – не блеф. С целью поддержки одной-единственной компании. Без ответа на эти вопросы, которые даст сама жизнь, "АЗИЯ АВТО" рановато выяснять отношения с газетой "Устинка плюс".

Ольга Ушакова

Источник: газета "Устинка-плюс"
Хотите узнавать информацию о жизни Усть-Каменогорска первыми? Подписывайтесь на наш Telegram-канал.
Комментарии
Владельцы сайта не несут ответственности за содержание комментариев читателей.
В комментариях запрещены ненормативная лексика и оскорбления, высказывания, нарушающие нормы законодательства РК, реклама, комментарии, набранные ЗАГЛАВНЫМИ буквами. Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с тем, что можете быть привлечены к ответственности в соответствии с законодательством РК, а также даёте свое согласие на сбор и обработку ваших персональных данных.
Комментариев пока нет.
Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии