24 Апреля 2009 11:05:00

Пытки с примирением

О том, что в полиции порой используют незаконные методы оперативной работы, следствия и дознания, известно многим. Но в последнее время вмешательство международных правозащитных организаций, правовая реформа способствовали изменению мышления – как граждан, так и полицейских. Как правило, дела о пытках не всегда доходят до суда. Но все­таки доходят. В том числе благодаря полиции, старающейся избавиться от негативных явлений.
0 КОММЕНТАРИЕВ

Дмитрий Нохрин работал старшим оперуполномоченным отделения криминальной полиции Затонского отдела полиции УВД г. Семея. 14 марта прошлого года произошло убийство. Офицер Нохрин был задействован в проведении оперативно-розыскных мероприятий. Шла проверка ранее судимых лиц, отработка "злачных мест". Вместе с участковым инспектором Ахметжановым в одном из притонов он застал целую группу сомнительных личностей. Для проверки на причастность к преступлению их привезли в отдел полиции.

Допрос с пристрастием

Среди доставленных оказалась Елена Новак. Участковый опросил ее и отпустил. Но затем одна из присутствующих сообщила: за день до убийства именно Новак находилась в доме у потерпевшего, где они пили водку.

Поэтому 22 марта Новак снова оказалась в отделе полиции. Было еще утро, но кто празднику рад, тот начинает отмечать его заранее. В честь Наурыза Елена уже была подшофе. Вела себя не совсем адекватно, посылала всех подальше. И никак не могла понять, чего от нее хочет молодой офицер полиции.

– Признайся, что в момент убийства ты присутствовала в квартире, – требовал Нохрин в своем кабинете.

– Да не было меня там, и никакого убийства я не видела.

– Не хочешь по-хорошему? Так начнем по-плохому, – первым делом Нохрин сцепил руки Елены сзади наручниками. Затем принялся хлестать по лицу, наступать ей на ноги.

– Вы что, совсем здесь с ума посходили? – принялась кричать она. – Как в фашистских застенках людей мучаете?

Нохрин надел на ее голову целлофановый пакет. Лицо Елены посинело, она начала задыхаться.

– Вот так-то, голубушка, – Нохрин снял пакет. – Выйди, отдышись и хорошенько подумай.

Хватая ртом воздух, Елена увидела в коридоре незнакомую женщину с сотовым телефоном в руках и попросила:

– Будьте добры, разрешите позвонить маме. Меня здесь избивают.

Увидев синюшное лицо со следами побоев, дама протянула телефон.

– Мама, срочно приезжай в Затонский отдел, пока меня в полиции совсем не убили.

Прибыв, родительница устроила скандал, забрала Елену и повезла на экспертизу. Согласно заключению, Новак получила закрытую черепно-мозговую травму с сотрясением головного мозга, кровоподтеки поясничной области, кровоподтеки и ссадины на обеих руках – следы от наручников.

Долгое разбирательство

Органы предварительного следствия квалифицировали действия уволенного из органов внутренних дел оперуполномоченного Дмитрия Норхина по ст.308, ч. 4, пп. "а, б" УК РК – превышение власти или должностных полномочий.

В сентябре прошлого года состоялось заседание суда №2 г. Семея под председательством судьи Ернара Берекбулова. Свою вину Нохрин признал лишь частично. Дескать, ударил несколько раз по лицу, чтобы пьяная Новак пришла в себя. А то, что пристегивал ее наручниками, так это для того, чтобы она не сбежала. Что в содеянном раскаивается, материальный и моральный вред потерпевшей полностью возмещен.

Елены в суде не было. Она уже успела получить 10-летний срок за наркотики и ударилась в бега. Тем не менее, ее интересы защищал адвокат, который подтвердил волю подзащитной и предоставил написанное собственноручно Новак заявление в суд и прокуратуру с просьбой о прекращении дела.

Суд переквалифицировал действия Нохрина на ст. ст. 347-1, ч.1 УК РК – пытки. А это преступление средней тяжести. Поскольку произошло примирение сторон, от уголовной ответственности бывшего полицейского освободили полностью.

Однако с таким разрешением дела не согласилась прокуратура, которая вынесла апелляционный протест. Коллегия по уголовным делам областного суда посчитала, что норма закона применена неправильно. Лицу, совершившему преступление, должно быть назначено наказание, необходимое и достаточное для исправления и предупреждения новых преступлений. Коллегия вернулась к обвинению по ст. 308 УК РК. Дмитрию Нохрину назначено наказание в виде трех лет колонии общего режима, с лишением права занимать должность в государственной службе в течение пяти лет.

Однако уже в декабре по жалобе осужденного надзорная коллегия областного суда отменила постановление коллегии по уголовным делам, оставив без изменения прежний приговор суда №2 г. Семея.

Свои выводы из этой юридической сумятицы каждый читатель может сделать свои. Главный, наверное, в следующем. Можно пытать, заковывать в наручники, бить по лицам, надевать целлофановые пакеты на головы. Только не забыть после этого обязательно помириться с потерпевшим. Тогда, может, и вы избежите наказания.

Имя и фамилия потерпевшей изменены.

Ильяс Капшыков

Источник: газета "Устинка-плюс"
Хотите узнавать информацию о жизни Усть-Каменогорска первыми? Подписывайтесь на наш Telegram-канал.
Комментарии
Владельцы сайта не несут ответственности за содержание комментариев читателей.
В комментариях запрещены ненормативная лексика и оскорбления, высказывания, нарушающие нормы законодательства РК, реклама, комментарии, набранные ЗАГЛАВНЫМИ буквами. Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с тем, что можете быть привлечены к ответственности в соответствии с законодательством РК, а также даёте свое согласие на сбор и обработку ваших персональных данных.
Комментариев пока нет.
Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии