Семейский кошмар
Эта история повергает в шок. Кошмарное по своей жестокости преступление потрясло даже не всю область, а весь Казахстан. Полицейские прямо говорят: озвучивать все подробности просто не поворачивается язык. В Семее 29-летний мужчина, по версии следствия, пытал своего пасынка, клал его, предположительно, на кухонную плиту, наблюдая за страданиями.
Местные жители считают - трагедии можно было избежать, если бы полицейские добросовестно выполнили свою работу.
"Я устал слышать его плач"
Небольшая тихая улица в Семее. 18 сентября. Поздний вечер. Привычную тишину разрывает завывание сирен. Люди в белых халатах выносят на носилках маленького мальчика. Крошечное тело, на котором буквально нет живого места. Одному из врачей "скорой" стало плохо от увиденного...
- Двадцативосьмилетняя жительница Семея Светлана (имена членов семьи изменены) и двадцатисемилетний Николай познакомились в обычном продуктовом магазине. Мужчина пришел туда работать грузчиком, а до этого трудился сварщиком в одной из местных фирм, - рассказал начальник управления общественной безопасности ДВД ВКО Батырбек Аяганов. - Они сожительствовали в течение двух лет. У женщины на тот момент двое детей - девятилетняя дочка и годовалый сын.
Впрочем, через некоторое время Николай лишился работы. Мужчина, периодически закладывающий за воротник, едва ли входил в список самых перспективных работников. По словам большинства соседей, он сидел дома и занимался домашним хозяйством. Светлана зарабатывала деньги.
- Наши сотрудники выехали на улицу Красина в частный дом 18 сентября, - рассказал Батырбек Сейтказинович. - Вызвал друг Николая, зашедший к нему. Хозяев на месте не оказалось. А в доме гость обнаружил маленького ребенка. Умирающего от многочисленных ран. Он сразу же сообщил в полицию.
Мальчика спасти не удалось. У него были обнаружены многочисленные травмы и гематомы. Вызванная на место происшествия мать ребенка сначала отпиралась — мол, знать не знает, чей это ребенок. После стала придерживаться версии, что ребенок ее, но она не знает, кто это мог сотворить. Но под конец рыдающая женщина сломалась. Ее сожитель Николай невзлюбил пасынка и регулярно избивал мальчонку. А в этот раз...
Семейские врачи меняются в голосе на просьбу рассказать о том, что им пришлось увидеть.
- Мы все здесь испытали настоящий шок. Такого за многие годы работы мы просто не можем припомнить. Тело ребенка - одна сплошная травма, - рассказала заместитель директора станции скорой медицинской помощи Семея Мансия Аукенова. - Ссадины, кровоподтеки, огромная гематома во весь лоб. Но самое страшное - бурый след от ожога, тянущийся от груди до самых пяток. Понимаете, такие ожоги возникают от прикосновения к раскаленной поверхности. А судя по характеру травмы, мальчика клали на печку или плиту. Возможно, не один раз - сейчас это очень сложно узнать. И даже это далеко не все истязания, которые пережил этот малыш. Мы провели специальный осмотр и можем с уверенностью сказать - мальчик неоднократно подвергался сексуальному насилию. Я даже не знаю, удастся ли установить, с какого времени это продолжалось. Знаете, что непонятно в этой истории? В середине сентября был звонок на пульт "скорой". Значился тот самый адрес, где потом погибнет ребенок. Позвонил аноним. Сказал, что там находится сильно травмированный ребенок. Но наших сотрудников молодая пара и на порог не пустила. Сказали, что маленьких детей у них нет - только 11-летняя дочка. Но врачи «скорой» все же обратились в полицию - мало ли, вдруг вызов вовсе не ложный. Полицейские должны были отработать этот случай.
Стражи правопорядка задержали Николая по горячим следам. Он даже и не думал скрываться. Не стал и отрицать, что избивал пасынка. На вопрос "зачем?" он лишь обронил полицейским: «Это не мой ребенок. Я устал слышать его плач».
- Против отчима мальчика возбуждено уголовное дело за нанесение тяжких телесных повреждений, повлекших смерть, - рассказал пресс-секретарь управления внутренних дел Семея Елубек Оспанов. - По факту изнасилования проводится специальная экспертиза. Восстанавливаются детали - как и при каких обстоятельствах ребенок получил многочисленные повреждения, ожоги. Пока идет расследование, мы не можем говорить о подробностях.
Маленькому Вите не так давно исполнилось три года. Маму он видел нечасто. Она прятала его от соседей. На длительный срок отдавала на воспитание родителям в деревню. Боялась за его жизнь?
А тут пришлось забрать сына домой. Николай проявлял к пасынку невероятную агрессию, тот раздражал его плачем. Соседи рассказывают, что несколько раз слышали крики мальчика. Но сообщение анонима так и потонуло среди десятков ложных вызовов.
Полиция в ответе?
В департаменте внутренних дел утверждают: они сделали все, что могли. И тем не менее сейчас проводится специальная служебная проверка. Цель одна - выяснить, был ли шанс уберечь малыша от смертельной опасности?
- Конечно, все случившееся не красит нас, - рассказал Батырбек Аяганов. - Наши сотрудники и впрямь за несколько дней были в этом доме, но отчим и мать ребенка уверяли, что у них попросту нет маленького сына - только дочка. Понимаете, если бы это был многоэтажный дом, мы бы обязательно провели опрос соседей - кто-то мог что-то видеть.
- Получается, люди, живущие в соседних домах, не были опрошены полицейскими? Почему?
- Опрос проводился, но никто ничего не слышал о ребенке. Отчим пригрозил матери, что изнасилует и изобьет и ее, и ее дочку, если она его выдаст. Светлана даже отправила девочку к родителям, боялась за нее. От соседей они тоже ребенка скрывали. Сейчас решается вопрос, какая мера ответственности будет применена к матери малыша, укрывавшей преступление. Понятное дело, что она тоже жертва, но факты остаются фактами.
- Руководство ДВД будет проводить служебную проверку по данному факту? Или же вы уверены, что ваши сотрудники сделали все возможное?
- Конечно, я не уверен на сто процентов, что вины полицейских нет. Будем проводить расследование - если будут факты, даже самые нелицеприятные, мы о них расскажем.
Впрочем, уже сейчас ответ на вопрос - запятнали ли честь мундира семейские полицейские - кажется неоднозначным. По мнению соседей - стражи правопорядка не слишком-то усердствовали при первом тревожном сигнале.
- Конечно, о существовании ребенка знали многие местные жители, - рассказала соседка Светланы - Ольга. - Но она сама (Светлана - прим. авт.) пыталась скрыть ребенка, может, уберечь от кого-то, может, просто не хотела воспитывать, не знаю. Последнее время она и впрямь стала замкнутой, будто боялась чего-то. Местные говорят, слышали крики малыша незадолго до трагедии. Думаю, если бы полицейские хотели, они бы узнали об этом, расспросили тут всех. Наверное, решили, что тот самый первый вызов обычная шутка. Постучались в пару домов - никого не было, они и умыли руки. Сейчас нельзя утверждать - могли они предотвратить или нет... Но шанс, был, я в это верю.
Страшно, что ребенка спасти от собственной семьи полицейские практически не в состоянии. И не только родственников и соседей мальчика, которого местные видели раз или два, мучает вопрос: можно ли было предотвратить преступление, обрати однажды полицейские внимание на неблагополучную семью?
Таких случаев не один и не два.
Можно ли было уберечь маленьких Алину и Максима из Усть-Каменогорска, которых больной родственник выкинул из окна четвертого этажа? Инспектора потом оправдывались, что не смогли убедить компетентные органы в том, что отца и мать нужно лишить родительских прав.
Двухлетнюю Дашу из Семея, которую пару лет назад задушила мать алкоголичка. В суде ей дали четыре года. Полицейские знали о пьющей матери, но родительских прав ее никто не лишил.
Кто же защитит детей от их собственных родителей?
- Мы проводим специальные мероприятия, но обойти каждую квартиру, каждый дом просто не в состоянии, - сетует господин Аяганов. - Нужны заявления от потерпевших. Нужны заявления от соседей, заметивших неладное. В любом случае наши инспектора удвоили бдительность. И по области будут проводиться специальные мероприятия.
Очень хочется верить, что такие мероприятия не превратятся в обычную кампанейщину.
И кошмар, произошедший в Семее, больше не повторится.
Евгений ФОМИНЫХ
В комментариях запрещены ненормативная лексика и оскорбления, высказывания, нарушающие нормы законодательства РК, реклама, комментарии, набранные ЗАГЛАВНЫМИ буквами. Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с тем, что можете быть привлечены к ответственности в соответствии с законодательством РК, а также даёте свое согласие на сбор и обработку ваших персональных данных.