04 Ноября 2010 17:01:00

За школьной стеной

Школьникам пришлось продавать собственные вещи, чтобы оплатить "оброк", установленный бандой.
0 КОММЕНТАРИЕВ

Расула (здесь и далее имена изменены) избили три раза. Парень даже не пытался защищаться — ему просто не устоять против четверых старшеклассников.

Наиль рассвирепел, когда и в конце недели его жертва вновь не выплатила «оброк».

- Не принесешь деньги в следующий раз - отведем за поселок, бензином обольем и подожжем, - деловито объяснил он девятикласснику. А чтобы доказать, что не шутит, поднес к лицу Расула зажигалку и чуть-чуть подпалил кожу.

Семнадцатилетний Наиль Увалиев "сколотил" свою "банду" из четырех человек в 2005 году в одной из школ Асубулака. Десятиклассник, отличавшийся хулиганистым характером и чрезвычайной задиристостью, быстро понял, как можно превратить учеников своей школы в источник постоянной прибыли. Пара показательных драк после уроков и "закаленная" в боях банда Увалиева приобретает в школе определенный авторитет.

Схема "школьных заработков", выбранная "бригадиром" проста: приглядывался к школярам, которые либо практически ни с кем не общаются, либо не могут постоять за себя. Уводил за школьный двор и демонстрировал силу. А дальше... Ставил на счетчик и ежедневно либо еженедельно требовал денег. На пиво с рыбкой, говаривал он.

Мамин сын

...Когда восьмиклассник Куаныш пришел домой с разбитым лицом, взволнованная мать сразу же учинила допрос с пристрастием. Где пропадал? Что случилось? И откуда фингалы на лице? Парень лишь хмуро смотрел перед собой, не желая отвечать на вопросы матери. Бросил лишь: упал. Женщина не сдавалась:

- Так упасть можно только на чей-то кулак, да и то не один раз, - попыталась вывести сына на разговор.

Куаныш насочинял чего-то и сказал, что у него болит голова. Лучше он пораньше ляжет спать. Мать только огорченно вздохнула - если парень захочет, то расскажет. Не клещами же правду вытягивать.

В течение двух недель Куаныш ходил в школу, как на каторгу.

Первое время думал: будет приходить позже всех в школу, а с последнего урока отпрашиваться под разными предлогами. На перемене не выходил из класса. Надеялся, что так удастся избежать столкновения с обидчиками.

Пару дней схема действовала. А потом парнишке не повезло - учитель наотрез отказался отпускать его до звонка.

...Возле школы уже караулили трое парней. Обойти их не было никакой возможности. Куаныш оглянулся - сзади уже маячил Наиль.

- За нами иди и не дергайся, а то только хуже будет, - нехорошо улыбаясь, заявил он.

Парня увели в неприметный закуток недалеко от школы, между двумя близко стоящими сараями.

Двое молодчиков прижали его к стенке. Ни слова ни говоря, Наиль Увалиев нанес Куанышу несколько ударов.

- Решил одурачить нас? - спрашивал он, колотя восьмиклассника.

Тот лишь резко вскрикивал от боли и щурился. Старался устоять на ногах и не упасть. А то ведь совсем забьют.

Ставку в тот день ему повысили до 500 тенге. Для сельского пацана сумма немаленькая. Где ее добыть?

Три дня Куаныш изобретал разные поводы для того, чтобы выпросить у матери деньги.

То выставка приезжает - нужно пятьсот тенге.

В кабинет труда нужны материалы. Пятьсот тенге.

Плейер сломался. Знакомый обещал починить за... пятьсот тенге!

Мать быстро смекнула - сын тратит строго определенную сумму отнюдь не на школьные нужды.

Куаныш продал плейер. Занял у знакомого полторы тысячи тенге.

Но быстро понял - платить "бригаде" постоянно не сможет. И в отчаянии нашел единственный способ избавиться от оброка.

Парень написал записку и оставил ее на кухне. Пошел в сарай. С собой он нес веревку...

Мать успела прочитать записку прежде, чем парнишка накинул петлю на шею.

Уже не скрывая слез отчаяния, восьмиклассник признался в том, что его держит на "счетчике" местная банда. Рассказал обо всем матери. Та решила не идти с разбирательствами в школу, а сразу обратилась в полицию.

Недетский вопрос

Шестиклассников Андрея Симоненко и Виталия Гагулина Увалиев с компанией пригласили на серьезный мужской разговор. Бить не били, просто начали объяснять, что теперь они под личной защитой Наиля и его банды. Пацаны лишь недоуменно кивали. О том, что их необходимо от кого-то защищать, Андрей и Виталик даже не догадывались. Но рослые парни доступно объяснили - на сельских улицах может быть куда как неспокойно.

Наиль объяснил - за то, что они вступятся за пацанов в любом возможном конфликте, нужно платить. Услуги навязчивых бодигвардов обошлись в пятьсот тенге в неделю. С каждого. Друзья-шестиклассники только переглянулись. Где взять деньги?

Андрей исправно носил "подать" в течение двух месяцев. Семья зажиточная - мальчуган особенно не напрягался, выдумывая очередной повод взять у родителей полтысячи. Парень понимал, что вовсе не нуждается в "услугах" телохранителей-десятиклассников. Но по школе давно ходила печальная слава о подвигах Наиля сотоварищи. Поэтому Андрей здраво рассудил, что проще заплатить 500 тенге.

А вот Витальке Гагулину не повезло. Родители давали пацану конкретную сумму - на обед. И не копейкой больше. Особенно не пошикуешь. Любые попытки выдумать легенду о том, что в школе попросили сдать на ремонт или на новые парты, натыкались на железный довод матери-домохозяйки: «Завтра сама схожу в школу и сдам деньги». Мальчишке пришлось в тайне от родителей... продавать свои вещи, чтобы выплатить "оброк"! Сначала загнал знакомому электронные часы. Затем приставку...

Наиль с товарищами только улыбались, когда получали от шестиклашек очередную порцию денег. Хвалили за расторопность. И просили не опаздывать в следующий раз.

Парни только вжимали головы в плечи. Спорить с плечистым «благодетелем», защищавшим от неизвестных обидчиков, не хотелось.

Оброк

У Расула Аутова в классе не было друзей.

Семья у парня не самая благополучная — отец все никак не может найти работу т постоянно закидывает за воротник. Мать еле сводила концы с концами - шила на заказ, готовила и убирала у более зажиточных соседей.

Долговязый и худой парнишка даже на фоне сельских ребят выделялся скромным гардеробом. Носил видавшие виды рубашки, брюки да потрепанные кофты, кое-как залатанные матерью. То, что шила, мать Расула старалась продать, чтобы выручить лишнюю копейку.

Парня в классе дразнили. За пьющего отца, пару раз устроившего представление прямо в школе. За неряшливый вид. За плохие оценки.

Разумеется, школьного аутсайдера заприметил Наиль.

Возвращающегося из школы девятиклассника они завели все в тот же закуток у сараев.

Пару затрещин и пинков - чтобы показать серьезность намерений.

А затем на Расула полилась отборная брань - старшие парни не стеснялись в выражениях.

Доступно объяснили: если парень не будет приносить каждый день по 500 тенге, ему несдобровать.

В течение недели девятиклассник не мог найти денег. 500 тенге - для его семьи серьезная сумма.

Расула за это время избили три раза. Парень даже не пытался защищаться. Ему просто не устоять против четверых старшеклассников.

Наиль рассвирепел, когда и в конце недели в карманах у жертвы были разве что дырки.

- Не принесешь деньги в следующий раз - отведем за поселок, бензином обольем и подожжем, - деловито объяснил он девятикласснику.

А чтобы доказать, что не шутит, - поднес к лицу Расула зажигалку и чуть-чуть подпалил кожу.

Парень усвоил урок боли.

В субботу пошел к строящемуся дому местного бастыка.

Полдня упрашивал прораба дать ему хоть какую-то работу. Тот только отмахивался — зачем ему хилый парень, который и делать-то еще ничего не умеет. Расул сказал, что мать сильно заболела, нужны деньги на операцию. Понимал, что солгал и при том страшно... Но в тот момент боялся одного, что его не примут на работу и Наиль исполнит свою страшную задумку.

Прораб махнул рукой — сказал: «Оставайся».

Парень стал пропускать школу, чтобы принести деньги Наилю. На стройке уставал смертельно, приходил домой и валился с ног. Обеспокоенной матери говорил, что в школе началась производственная практика.

Мать поверила...

В общей сложности Расул отдал банде Увалиева около двадцати тысяч тенге. Практически все, что он смог заработать в течение двух месяцев недетской работы на стройке.

***

Конец банде пришел, когда мать Куаныша обратилась с заявлением в полицию. При доверительном общении с полицейскими и учителями около десятка мальчишек поведали о школьных поборах. Мальчишки стали наперебой рассказывать, какие суммы вымогал у них десятиклассник.

Получилось около 100 тысяч тенге.

Наиль Увалиев сотоварищи не избежали наказания - за школьные поборы получили от 2 до 5 лет лишения свободы.


Евгений ФОМИНЫХ

Источник: газета "Мой город"
Хотите узнавать информацию о жизни Усть-Каменогорска первыми? Подписывайтесь на наш Telegram-канал.
Комментарии
Владельцы сайта не несут ответственности за содержание комментариев читателей.
В комментариях запрещены ненормативная лексика и оскорбления, высказывания, нарушающие нормы законодательства РК, реклама, комментарии, набранные ЗАГЛАВНЫМИ буквами. Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с тем, что можете быть привлечены к ответственности в соответствии с законодательством РК, а также даёте свое согласие на сбор и обработку ваших персональных данных.
Комментариев пока нет.
Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии