Чего медицине не хватает
"Я – онкобольная. Однажды стало плохо, вызвала "скорую". Врач, изучив историю болезни, при мне же накричал на парня из "скорой": зачем привез? Это теперь я понимаю, что врачи не хотят летальных исходов в стационарах, но можно же было отойти в сторонку. Или предупредить парня, чтоб не возил таких в больницу. Но и это еще ничего. Мне поставили укол, и... отпустили. Когда из дома увозили – не взяла ни тенге. А обратно на "скорой" не подвезут. Пришлось без денег добираться до дома. Да еще после укола. Зачем тогда забирали?"
Такая история прозвучала за круглым столом в Институте анализа и прогнозирования ВКО, где проходила презентация исследования по проблемам медицины. К сожалению, она не единственная. Данные проведенного опроса, в котором приняли участие 482 респондента-жителя областного центра и девять экспертов в сфере здравоохранения (специалисты, главные врачи), показали, что только семь процентов горожан удовлетворены качеством медицины. В основном это те люди, кто считает себя здоровым.
Степень здоровья населения, по оценке респондентов, находится ниже среднего уровня. При этом удивляет отношение к собственному самочувствию. По результатам опроса, лишь 8,3 процента горожан бегут к врачу при первом недомогании, а подавляющее большинство идет в больницу, когда чувствует себя плохо в течение нескольких дней. Они рассуждают: обратись к врачу с малым недомоганием, так могут даже внимания не уделить.
Каковы же главные критерии качества медобслуживания? Здесь ответы экспертов от здравоохранения и обычных жителей совпали не полностью. Население определяет качество как квалификацию врачей, человеческое отношение к больным, наличие современного оборудования в мед-учреждениях. Специалисты же утверждают, что критериями должны быть сокращение жалоб, обращений, улучшение показателей.
– Система ожиданий горожан и экспертов не совпадает. Получается, что принимаемые управленческие решения малоэффективны, – подытоживает начальник отдела анализа, мониторинга и социальных технологий Института Елена Шниткова.
Невнимательность медперсонала не удовлетворяет 37 процентов опрошенных, а 76 процентов горожан отмечают дороговизну лекарств. В основном по этой причине позволить себе купить все необходимые препараты могут лишь 22 процента респондентов. Которые, кстати, своевременно обращаются к врачу и не имеют хронических заболеваний, то есть, дорогостоящие медикаменты им не требуются. А 88 процентов устькаменогорцев даже не знают, что входит в гарантированный объем бесплатной медпомощи.
Пользоваться услугами частных клиник предпочитают около четырех процентов горожан. Плюсы частной медицины, по мнению населения: современное оборудование, внимание персонала. Несомненное преимущество медицины государственной – возможность вызвать врача на дом.
Данные исследования обещают передать органам исполнительной власти. Глядишь, да и изменится что-то в существующей системе. Хотя представители здравоохранения таких надежд не питают. Говорят, что вводить какие-то новшества надо, прежде всего, "сверху", на уровне Минздрава.
Мария Шемелина
В комментариях запрещены ненормативная лексика и оскорбления, высказывания, нарушающие нормы законодательства РК, реклама, комментарии, набранные ЗАГЛАВНЫМИ буквами. Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с тем, что можете быть привлечены к ответственности в соответствии с законодательством РК, а также даёте свое согласие на сбор и обработку ваших персональных данных.