Честным пирком да за свадебку (+фото)
Свадебные обрядовые традиции очень разные: у кого-то все очень сдержанно, а кто-то начинает гулять за месяц до свадьбы так, что дым стоит коромыслом. Некоторые праздную свадьбу недели, а то и месяцы, и всевозможным обрядам нет числа. Поэтому в этнодеревне постарались показать только самое интересное.
Первым показал свадебный обряд казахский культурный центр.
Перед отъездом невесты в чужой аул поется песня-состязание «Жар-жар». Ее поют две группы молодежи: группа жениха и группа невесты, с ними самими во главе. В ней поется о положении женщины в семье, выражается грусть и жалоба девушки в связи с переездом в другой аул. Традиция требовала, чтобы с песней девушка в сопровождении подруг обошла все юрты своего и ближнего аулов.
Существовала замечательная традиция сынсу. Каждая казахская девушка, вступающая в брак, должна была перед свадьбой написать собственное сынсу — песню-прощание невесты с родным домом, подругами, близкими. Главная особенность этой песни – то, что ее слова были строго индивидуальны, ее нельзя была повторять другим девушкам, даже несколько строк не должны были совпадать. Девушки в этих песнях сравнивали себя с сорванным цветком, белым лебедем, белым снегом, прощались с родителями и подругами, оплакивали свою девичью волю.
Когда невеста подъезжает к дому жениха, закрывала лицо вуалью, а встречающие ее родители жениха разбрасывают над ее головой курт, баурсаки и сладости. Войдя в юрту, жених и невеста прежде всего приветствуют огонь очага, а затем отвешивают поклоны старшему поколению и гостям.
Певец, в руках которого находится камча, с вплетенной в нее красной нитью, начинает прославлять невесту и описывать принесенные ей дары, постепенно приподнимая покрывало, закрывающее ее лицо. Этот обряд называется «бет ашар» — открывание лица невесты. В песне перечисляются обязанности молодой жены: уважение старших и родственников мужа, преклонение перед мужем, оказание почета и уважения гостям и постоянная улыбка на лице, забота о домашнем очаге, уход за мужем. Потом домбрист начинает перечислять родственников жениха, и девушка в знак почтения отдает каждому салем – поклон. Те, чьи имена назвал домбрист, обязаны положить деньги на стоящее перед тамадой блюдо.
В конце песни невесте открывают лицо, на этом обряд заканчивается — жених с невестой и все гости рассаживаются по местам — начинается той.
Русский культурный центр продемонстрировал девичник перед свадьбой. Это была последняя их встреча перед свадьбой, поэтому происходило ритуальное прощание невесты с подругами.
Вообще, на Руси свадьба начиналась за месяц до самого торжества. Сватовство, смотримы – это все характерно для свадебной церемонии на Руси.
Во время девичника к невесте приходили её подруги, которые помогали ей шить подарки жениху и его родным и пели свадебные песни. В это время сюда могли приходить и жених с парнями. Вместе они устраивали «вечерки» за чаем и молодежными играми. Невеста же всё время перед свадьбой проводила «в слезах и вытье», «в голошении», что связывалось с ожидающими молодую женщину тяжелым трудом, прощанием с молодой девичьей жизнью. Важным элементом являлось также ритуальное омовение невесты в бане накануне свадьбы. Невесте расплетали косу и надевали головной убор замужней женщины.
В Корее обязательным условием бракосочетания являлось благословение родителей. До сих пор родители обязаны не только растить и воспитывать своих чад до совершеннолетия, но и нести ответственность за устройство семейной жизни молодых. Придя в родительский дом, молодые должны были поклониться в ноги родителям, только после этого шли за стол.
Свадебные обряды татар характеризуются заметным единством при сохранении многообразия терминов одинаковых по сути обрядов, свадебных чинов, угощений. Основные различия связаны со спецификой формы проведения религиозного обряда бракосочетания, который являлся первостепенной, неотъемлемой частью свадебной обрядности у татар-мусульман и православных христиан-кряшен. Определенное своеобразие вносит наличие богатого свадебного фольклора у татар-мишарей и особенно кряшен.
Основная свадьба (туй, никах туй) у татар-мусульман проводилась в доме невесты. Главными среди приглашенных были родители жениха - төп кодалар. Они везли с собой калын (иногда его привозили накануне свадьбы или за несколько дней до нее) и угощение, перечень которого был довольно устойчив. Это - пара гусей, два-четыре и более пышных хлебов - калач, күмәч, определенное количество юача, катлама, җәймә - род тонких сдобных лепешек, сладкие пироги и специальное свадебное лакомство - чәкчәк, бавырсак. Все это складывали в особый сундук - аш сандыгы, күчтәнәч сандыгы и везли на особой подводе - аш чанасы, аш арбасы.
Вместе с ними приезжали две-три пары өндәүле - особо приглашенные. Это близкие родственники жениха. Они также везли с собой угощение. Кроме того, одна-две пары гостей ехали без угощения. Их по своему усмотрению приглашали төп кодалар. Поэтому их и называли иярчен - присоединившиеся, канат - крылья.
Сторона невесты должна быть представлена ее родными, которые помогали в проведении свадьбы. Часть из них приносила с собой угощение - аш белән килү, саум, другие приглашали к себе на угощение (часто с ночевой) приезжих сватов, ухаживали за ними, обслуживали их.
Наиболее благоприятным для свадеб в Беларуси считалось время "маладзiка" и полнолуния. Во время подготовки и проведения свадеб учитывали бесконечное множество примет и суеверий, которые выполняли роль предсказаний на будущее. Например, бывали случаи, когда сваты возвращались домой, если им дорогу перебегала черная кошка или заяц. А если конь начинал бить копытом, то в этот день даже не думали отправляться со двора.
Признаком начала свадьбы являлась выпечка каравая. Каравай пекся и в доме жениха и в доме невесты, чаще всего только замужними женщинами, а незамужние девушки его украшали. Старшая каравайница просила у родителей молодых благословления перед каждым действием выпечки. Очень часто на каравай молодой сверху прикреплялась утка из теста, а на каравай молодого – гуся, вокруг этих фигурок клали яйца – символ деторождения у белорусов.
Обычно свадьба в азербайджанской сельской местности длилась 3 дня: пятницу, субботу и воскресенье. Она начиналась под вечер первого дня. На свадьбе играли и пели музыканты, ашуги. Руководил свадьбой тойбаши - "глава свадьбы". Желающие могли заказать для танца полюбившуюся мелодию, для этого обращались к тойбаши. На второй день приглашенные танцевали, веселились, играли в народные игры. Исполняли старинные народные мелодии.На третий день свадьба продолжалась. Устраивалась церемония "хвалы" невесте, или жениху на его свадьбе. В свадебном помещении ставят столик, уставленный сладостями. На него ставят также зеркало. В центре за столик садится жених, слева и справа от него - сопровождающие его на свадьбе друзья. Мать жениха дает друзьям подарки. Если жених опаздывал на эту церемонию, любой желающий мог занять его место, получить подарок и встать, уступив жениху его место. Затем жениха или невесту вызывают на танец. Говорят если жених или невеста танцуют на своей свадьбе, будет благоденствие, достаток.
Одна из самых древних азербайджанских мелодий - "Вагзалы". Под ее звуки из дома жениха приезжают за невестой. Перед тем, как уйти из дома, невеста получает благословение отца и матери. Деверь невесте перевязывает талию красным платком. На голову невесте накидывают вуаль. Во дворе разжигают большой костер, невесту 3 раза обводят вокруг него, чтобы дом, в который она войдет был светлым, а очаг его всегда горячим. Вслед невесте кидают камень, чтоб дом, в который она идет, был всегда крепким. Вслед невесте кидают воду, чтоб ей было легко и светло. Как только невеста подходит к порогу своего нового дома, ей под ноги кладут тарелку, чтоб она поломала ее. Ее усаживают подле двери, на руки ей дают мальчика, чтобы первенец ее был мальчик. Во дворе под ногами невесты режут жертвенного барана. Капельку его крови мажут на лоб и на платье невесты, чтобы она быстро освоилась в новом доме, и подружилась с новыми родственниками. Мать жениха гладит невесту по голове, чтобы в доме было дружелюбие, взаимное уважение. На голову невесте высыпают монеты, конфеты, рис, пшеницу, чтоб был достаток и изобилие. Перед невестой несут зеркало, украшенное красной лентой. По правую и левую стороны невесты идут подруги, они несут стаканы со свечками и рисом. Рис - к изобилию. В доме жениха проводят в отведенную для нее, украшенную комнату. Ей желают счастье, удачи, детей. Через три дня после свадьбы мать невесты вместе с близкими родственницами приходят навестить ее.
Любой культурный центр готов помочь новобрачным в проведении традиционной народной свадьбы, ведь давние обычаи предков нельзя забывать: они полны таинства, мудрости поколений и просто необычайно красивы.
В комментариях запрещены ненормативная лексика и оскорбления, высказывания, нарушающие нормы законодательства РК, реклама, комментарии, набранные ЗАГЛАВНЫМИ буквами. Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с тем, что можете быть привлечены к ответственности в соответствии с законодательством РК, а также даёте свое согласие на сбор и обработку ваших персональных данных.