Депутаты и пенсионеры сводят концы с концами
А вот пенсионер Серикболсын Абдильдин уже нашел выход: занялся издательством книг, чтобы оставаться материально независимым.
Уж пенсия не за горами
Ирак Елекеев – мужчина серьезный. Почти сорок лет он проработал на государственной службе и снискал себе славу профессионального юриста. В перерывах между госслужбой трудился в стенах мажилиса народным избранником. Дослужившись до руководителя аппарата нижней палаты, Ирак Елекеев был назначен вице-министром юстиции. Здесь он один из первых выступил за отмену смертной казни в Казахстане.
Будучи уже председателем Комитета по судебному администрированию при Верховном суде, Ирак Касымович настоял на введении института частных судоисполнителей. Благодаря его действиям, теперь не прокуроры, а судьи дают добро на арест незаконопослушных граждан. С его подачи у суда присяжных заметно прибавилось работы: теперь они рассматривают дела и об особо тяжких преступлениях. Иными словами, чем вам не «Человек года» или «Заслуженный юрист Казахстана»?
Но в следующем году Ирака Елекеева ждет заслуженный отдых: его возраст подошел к пенсионному рубежу. Только вот «благодарность» за 40-летний труд на госслужбе была оценена государством в 21 тысячу тенге. И теперь будущего пенсионера заботит одно: как прожить на такие деньги?
– Раньше, в советское время, у меня была бы пенсия 120 рублей, а с учетом того, что у меня есть звания – 137 рублей. На эти деньги я смог слетать в Москву, еще и в ресторане посидеть, – говорит Ирак Елекеев. – А сейчас не только в Москву, этих денег не хватит даже на общие нужды, не говоря о том, что туда-сюда ездить!
Народные избранники не хотят пенсию народа
Ирак Елекеев практически вторит сенатору Тасбаю Симамбаеву. 25-тысячную пенсию депутат парламента считает трагедией, которая «ни в какие рамки не лезет». В декабре прошлого года сенатор Тасбай Симамбаев возмутился: в Азербайджане депутатам при выходе на пенсию оставляют 80 процентов заработной платы со всеми льготами, а в Казахстане народные избранники в этом смысле почему-то приравнены к простому народу. А на доходы среднестатистического пенсионера бывшему депутату жить ох как тяжко!
– Когда у моих коллег заканчиваются сроки, они уходят на заслуженный отдых. И с зарплаты депутата они сразу переходят на уровень пенсии в 25 тысяч тенге. А насколько я знаю, у каждого размер прожиточной корзины намного больше. Одних лекарств только на 40-50 тысяч тенге плюс коммунальные услуги, еда, – объяснял тогда Тасбай Симамбаев.
Сенатор посчитал пенсионную уравниловку несправедливой и предложил устанавливать бывшим депутатам персональные пенсии. Коллеги Симамбаева эту идею тогда «зарубили». Но проблема осталась: многие ветераны трудового фронта по-прежнему влачат нищенское существование, да и депутаты предпенсионного возраста смотрят в будущее без особого оптимизма. Среди них – экс-мажилисмен Серикбай Алибаев. Он уже перешагнул 60-летний рубеж и тоже готовится выйти на заслуженный отдых:
– Я пока не знаю, какая у меня будет пенсия, но не рассчитываю на максимальную, – говорит Серикбай Алибаев. – Обычно говорят: «государство опустило ниже плинтуса». Рассчитывать на хорошую пенсию, по-моему, это глубокое заблуждение. Сегодняшний режим никогда не будет думать о простых людях.
Представители правящей партии также недовольны «пенсионными тарифами» в стране. Председатель столичной комиссии Комитета партийного контроля НДП «Нур Отан» Хаиржан Такуов через год тоже станет пенсионером и будет получать заслуженные 30 тысяч тенге в месяц:
– Размер пенсии, наверное, никого не удовлетворяет. Это ограничивает многие моменты, поскольку есть потребность читать художественную или специальную литературу. Для того чтобы поддерживать свой уровень, хотелось бы бывать и на культурных мероприятиях. Как бы ни говорили, коммунальные услуги тоже растут…
– Когда я уходил на пенсию, мне оформляли государственную пенсию – это пенсия с некоторыми привилегиями. А потом меня приравняли к рядовым пенсионерам, – рассказывает один из самых известных аксакалов Казахстана, профессор, бывший председатель Верховного Совета РК 71-летний Серикболсын Абдильдин. – Я получаю обычную пенсию, и к моему стыду эти деньги вообще ничего не стоят. 30 тысяч тенге ни на что не хватает. Посмотрите на реальные цены! В нашем возрасте без лекарств не обойтись. Если всё это сложить, то выходит по нулям…
Чтобы не уподобиться большинству казахстанских пенсионеров, коммунист Абдильдин решил пойти в бизнес. Теперь занимается не только политикой, но и издательским делом: выпускает учебники по программе Министерства образования.
– Я работаю и поэтому концы с концами свожу, – удовлетворенно заявляет аксакал…
Пока депутаты просят прибавки к пенсии, а партийцы опасаются нищей старости, «старая гвардия» сдаваться не намерена. Ветераны не полагаются на гарантированную государством 30-тысячную пенсию. Совмещая приятное с полезным, пенсионеры – видные деятели науки, искусства, политическая элита – работают и передают свой опыт новому поколению, получая за это материальное вознаграждение. Чем не счастливая старость в Казахстане?
Рисунок Ибрагима КУБЕКОВА
Гулшат СУЙНДЫК
В комментариях запрещены ненормативная лексика и оскорбления, высказывания, нарушающие нормы законодательства РК, реклама, комментарии, набранные ЗАГЛАВНЫМИ буквами. Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с тем, что можете быть привлечены к ответственности в соответствии с законодательством РК, а также даёте свое согласие на сбор и обработку ваших персональных данных.