Детдом на выданье
Под крылом Гааги
- Перестаньте сопротивляться уходу детей в семьи. Мы не останемся без работы, просто изменится система, - уговаривала своих коллег председатель Комитета по охране прав детей МОН РК Раиса Шер. Недавно она побывала в Усть-Каменогорске на заседании республиканского совета директоров организаций образования для детей-сирот и специалистов по защите прав детей.
Поводом для встречи послужила ратификация Казахстаном Гаагской конвенции о защите детей и сотрудничестве в отношении иностранного усыновления. Этот документ меняет ряд подходов в области усыновления. К примеру, сейчас потенциальные родители приходят в детский дом и присматривают себе ребёнка. Доходит до того, что главным критерием выбора становится цвет глаз, отмечают специалисты органов опеки и попечительства.
Отныне ситуация изменится с точностью до наоборот: потенциальные родители будут приезжать к конкретному ребёнку, для которого их выбрали из множества претендентов.
В стране сейчас не так много детей на усыновление, в несколько раз меньше, чем в прошлые годы. Потому профильное ведомство разрабатывает квоты для иностранных усыновителей. Допустим, за год в Доминиканскую Республику смогут увезти только двоих маленьких казахстанцев, в США - четырёх.
- Если зарубежные родители подорвали наше доверие, вопрос предоставления квоты будет обсуждаться уже на международном уровне, - пояснила Раиса Шер. - Кроме того, конвенция позволяет вернуть на родину ребёнка, вывезенного за рубеж, если усыновитель не отвечает интересам малыша. Раньше этого права у нас не было.
Родителей - в розыск
Вообще искать сиротам семью лучше на родине.
- В первую очередь право на усыновление имеют казахстанцы и родственники за рубежом. Только потом — иностранные граждане, - подчёркивает госпожа Шер. - Конечно, с усыновителями из других стран работать в каком-то смысле легче. Они настолько заинтересованы в ребёнке, что готовы на всё - не только приехать за ним, но и самостоятельно оформить документы, которые по закону обязан оформлять опекун от государства. А нашим сотрудникам иногда недостаёт старательности и щепетильности в поисках родственников детей. Приходится слышать отговорки: «не могу дозвониться, по месту прописки они не проживают...» Начинаешь проверять, и оказывается, что люди даже не думали позвонить или сходить по указанному адресу.
Между тем выходить на родителей, родственников ребёнка нужно обязательно. Для защиты его интересов. В детских домах много детей с неопределённым статусом. То есть не доказано, что ребёнок сирота. Из-за того, что его родителей толком не ищут, он лишается пособия по потере кормильца. Государство не может взять его на полное обеспечение.
- Не стоит забывать про матерей, которые отказались от новорождённого малыша ещё в роддоме, - говорит директор областного Дома подростка Майра Мамырбаева. - Бывает, родительницы признают свою вину перед ребёнком и семья воссоединяется. Но, к сожалению, чаще приходится слышать жестокое: «Я не для того его бросала... У меня уже другая семья».
Однако, оставив ребёнка в детдоме, родительница не снимает с себя ответственности перед ним. Если удаётся установить материнство, она обязана выплачивать сыну или дочке алименты. И не важно, сколько времени прошло. Даже спустя 10-15 лет, если профильные учреждения находят мать, есть возможность вернуть брошенному ребёнку причитающееся. Хотя бы деньгами... Правда, это очень непросто в юридическом плане.
Между прочим, не освобождаются от алиментов и бывшие усыновители.
- Есть случаи, когда детей возвращают в детский дом после нескольких лет жизни в семье приёмных родителей. Названные папаши и мамаши объясняют это просто — не оправдал ожиданий. Или ещё лучше - наконец-то смогли забеременеть, теперь своего родим... Так вот, эти люди должны иметь в виду, что, вернув приёмного ребёнка, по закону они обязаны выплачивать ему алименты. Также за ним сохраняется право наследования, - комментирует Раиса Шер.
Семейный дом
Так что же всё-таки будет с детскими домами, если прогнозы сбудутся и всем воспитанникам удастся найти родителей или опекунов?
- Бесследно детские дома и дома юношества не исчезнут, - говорит Раиса Петровна. - Они изменят своё назначение и статус. Станут временным домом для тех, кому ещё только ищут семью.
Или переквалифицируются в центры реабилитации или поддержки семьи. Ведь при усыновлении семье нужна психологическая, правовая помощь. К слову, не только приёмным детям и родителям необходима поддержка. И самые обычные семьи переживают кризисы. В этом случае также важно вовремя обратить на это внимание и помочь.
Конечно, идеальной модели «каждый ребёнок при родителях» достичь вряд ли удастся. На этот случай профильное ведомство предусмотрело так называемые семейные дома и детские деревни. Однако подробная схема работы этих государственных учреждений пока не озвучивается.
А пока главным достижением для органов опеки и попечительства стала ежемесячная денежная помощь семьям, принимающим на воспитание сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на условиях опеки. Пособие будет выплачиваться уже со следующего года.
Анастасия СТРОКОВА
В комментариях запрещены ненормативная лексика и оскорбления, высказывания, нарушающие нормы законодательства РК, реклама, комментарии, набранные ЗАГЛАВНЫМИ буквами. Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с тем, что можете быть привлечены к ответственности в соответствии с законодательством РК, а также даёте свое согласие на сбор и обработку ваших персональных данных.