07 Февраля 2023 09:40:51

Диплом больше не нужен? Как поменяются требования к работникам в Казахстане

Казахстанцы, отучившиеся по одной специальности, но пожелавшие работать по другой, смогут пройти тест, получить сертификат специалиста в новой профессии и трудоустроиться.
19 КОММЕНТАРИЕВ

Как быть в этом случае с обязательной отработкой по основной специальности, и нужен ли будет в принципе диплом о высшем образовании для устройства на работу, узнал корреспондент BaigeNews.kz.

В мажилисе находится проект закона "О профессиональных квалификациях", который даст возможность человеку после выпуска из университета работать официально не по специальности, если получит сертификат, подтверждающий профессиональную квалификацию.

Решать судьбу документа будет уже новый созыв мажилиса. Но сейчас можно говорить о том, что не все специалисты с дипломом конкурентоспособны на рынке труда, в то время как получившие знания по какой-либо профессии самостоятельно не могут устроиться на работу из-за требований о высшем образовании именно по этой профессии.

Новая система сертификации, которую предлагает министерство науки и высшего образования в законопроекте, не исключает наличие формального образования в рамках 6-8 уровней Национальной рамки квалификаций, а также отработку выпускников, отучившихся на государственном гранте, по специальности. При этом, согласно новому законопроекту, требуется подтверждение полученной квалификации через систему сертификации.

Чтобы подтвердить соответствие специалиста профессиональным стандартам, обязательно указывается уровень образования сертифицируемого. Но параллельно с этим законопроект предусматривает получение и признание неформального, информального или самостоятельного обучения в качестве дополнительного образования. Это направлено на реализацию Концепции обучения в течение всей жизни. То есть гражданам предоставляется возможность обновления своих знаний и навыков через курсы неформального образования.

В министерстве полагают, что не всегда получение сертификата об окончании короткого курса зависит от прохождения экзаменов, то есть обучение на сертификат без проверки знаний не может стать заменой полноценной системе образования. Это скорее преимущество, но не гарант того, чтобы получить работу.

Отработку для отучившихся на гранте могут сократить

Сейчас в Законе РК "Об образовании" есть норма об обязательной отработке государственного гранта не менее трех лет после завершения обучения. Выпускники могут отрабатывать не только в государственных учреждениях, но и в частных.

Законопроект обязанность об отработке не отменит, но предполагает снижение срока отработки с трех до двух лет, а также возможность отрабатывать сельской молодежи, поступившей в пределах квоты по педагогическим, медицинским, ветеринарным и сельскохозяйственным специальностям, во всех трудодефицитных регионах, а не в каком-то одном.

Будет ли предусмотрена возможность для отучившихся на государственном гранте отработать не по своей специальности, при условии, что они получат сертификат подтверждения квалификации по другой специальности?

В министерстве ответили, что выпускникам, завершим обучение по гранту, необходимо будет отрабатывать по специальности, данная норма не меняется. При этом, согласно законопроекту "О профессиональных квалификациях" необходимо будет прохождение процедуры подтверждения квалификации на базе центров признания профессиональных квалификаций.

Данные центры признания будут регистрироваться на цифровой платформе Национальной системы квалификаций, где будет вся информация об их структуре и деятельности, стоимости услуги. Центры признания разработают квалификационные программы, согласно которым будет проведена оценка соответствия кандидата требованиям профессиональных стандартов, квалификационным требованиям определенной профессии.

Для обеспечения качества данные центры признания будут аккредитованы НПП "Атамекен".

Для чего нужно высшее образование?

Действительно, создается впечатление, что для успешной карьеры в ряде отраслей важны конкретные навыки — и зачастую короткие курсы с преподавателями-практиками позволяют освоить их быстрее, чем в вузе. Но, мы не должны забывать о социальной миссии университета и ее роли в воспроизводстве культуры, воспитания личности, ее социализации, умения работать в команде и адаптивности, межличностных отношений, создании условий для самореализации, сохранении культурной преемственности в обществе.

В министерстве подчеркивают, что сейчас роль высшего образования — подготовка студентов к будущему, самоопределение и взросление. В связи с этим, именно долгосрочное обучение в университете в условиях среды познания, мышления и творчества помогает выпускнику выстроить свою жизненную траекторию, учит навыкам адаптации к изменяющемуся миру и рынку труда. Поэтому краткосрочные курсы не могут стать заменой полноценной системе образования.

Ведомство полагает, что краткосрочные курсы - это скорее преимущество, но не гарант того, что человек получит работу.

"Работодатель в первую очередь хочет посмотреть на диплом человека и только потом – на сертификаты", - напомнили в министерстве.

Источник: BaigeNews.kz
Хотите узнавать информацию о жизни Усть-Каменогорска первыми? Подписывайтесь на наш Telegram-канал.
Комментарии
Владельцы сайта не несут ответственности за содержание комментариев читателей.
В комментариях запрещены ненормативная лексика и оскорбления, высказывания, нарушающие нормы законодательства РК, реклама, комментарии, набранные ЗАГЛАВНЫМИ буквами. Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с тем, что можете быть привлечены к ответственности в соответствии с законодательством РК, а также даёте свое согласие на сбор и обработку ваших персональных данных.
Инженегр
Инженегр
07.02.2023 10:22
Как работодатель, я в первую очередь буду задавать вопросы, связанные с профессиональной деятельностью претендента, и его способностью нормально жить в коллективе. А дипломы, сертификаты и прочее - вторично, и нужно, в основном, для заказчиков - показать, что у тебя квалифицированные люди работают, на некоторых площадках тендерную заявку могут отклонить, если дипломов-сертификатов у персонала нет. По факту - делают очередную кормушку по продаже сертификатов.
84
Dusha344
Dusha344
07.02.2023 11:08
Хотел нажать лайк, нажал другую кнопку, полностью согласен, читаю и понимаю что 10 лет моей жизни, когда я учился в колледже и университете, коту под хвост. Сейчас бы я просто подтвердил квалификацию сертификатом. Притом со мной рядом 8 лет работал напарник без высшего образования, и зарплата у нас была одна. Очередная комушка и только.
29
Абракадабра
Абракадабра
07.02.2023 11:31
Вы рассуждаете исходя только из своей личной позиции. Надо шире смотреть. Хотели бы вы, чтобы вас лечил неудавшийся инженер, который захотел стать хирургом? Ну и еще такой вопрос, как бы вы охарактеризовали человека, который учился на одну специальность, а работать хочет совершенно по другой? Конечно, это не касается творческих профессий, но всё же
45
Инженегр
Инженегр
07.02.2023 13:34
Если этот неудавшийся инженер спасёт кучу жизней, став хирургом - соглашусь у него лечиться, не задумываясь. Делами человек подтверждает свои компетенции, а не бумагами. Их-то как раз купить проще, чем научиться чему-то. Просто в тему, для поржать. В давние времена довелось некоторое время ассестировать полевому хирургу (ну попал в ситуацию, времена такие были...), с тех пор немножко умею раны ушивать :-) Прям пример из ответа выше, медицинских дипломов не имею, кроме корочек об оказании первой помощи. "Если бы я был королём, то жил бы лучше чем король, потому что по вечерам я бы ещё немножечко шил!"
-13
Ролтон
Ролтон
07.02.2023 15:09
Всё он правильно рассуждает! В первую очередь работодатель смотрит н а фактические знания своей профессии, а затем уже, чисто для бюрократии, просит дипл...бумажки не нужные. А то, что вдруг тебя будет лечить слесарь, то эт каким гомункулом нужно быть, чтоб на вакансию врача принять на работу слесаря?! Если случится так, то нас, как общество, уже ничем не спасти)
12
Merrymaker
Merrymaker
07.02.2023 19:55
Смотря какой работодатель. Саке-Маке ещё никто не отменял, и судя по всему, в обозримом будущем не отменит.
9
Ролтон
Ролтон
07.02.2023 15:26
С одной стороны это ещё плюс возможность собирать бабос у народа. С другой стороны, вот мне нужно получить высшее образование...хотя даже не так. Мне нужна только бумажка о его получении, так как я много лет уже работаю по своей профессии и достиг определённых высот только благодаря Политеху и самообразованию. Как-то учился на вышке, но не закончил, потому что это глупая трата денег и времени. Не в КЗ учился. Сейчас, чтобы быть руководителем, нужна вышка примерно по профессии и экономике. По профессии, на заочке, ничего сверхъестественного нового я не узнаю. Инет, тех.литература в помощь. На экономистов, многие знают, как учат)) Пришёл на пару, уже тройка) Вот тут бы я был очень рад не тратить уйму времени (около 8ми лет!!!) и денег (на взятки. Без них никак). Самостоятельно изучил нужную мне профессию, в нужном мне направлении. Сдал тест, получил туже самую, бесполезную бумажку. Без затрат на время.
-5
Саня
Саня
07.02.2023 10:31
Дебилизм полнейший. А делается это для того,чтобы кадры не покидали страну в поисках лучшей жизни. А по гуглу и здесь можно работать.
36
Своё мнение
Своё мнение
07.02.2023 10:46
Очередная инициатива Америки. Оболванить страну и прибрать к рукам. Очнёмся ли и когда ??? Дай то Бог, что бы не ПОЗДНО !!!
93
Братка
Братка
07.02.2023 12:29
И удивляются, почему детей отправляют в россию учиться.
49
Townman
Townman
07.02.2023 14:26
Покажите эту хрень японскому или корейскому инженеру, он "умрет" со смеху.
32
Инженегр
Инженегр
07.02.2023 16:14
Много работал с ненашими инженерами (из разных стран и в разных странах). Отношение к сертификатам, дипломам и прочим бумажкам везде примерно одинаковое: бумажка - стартовый капитал, дальше смотрят на твой референс (что наработал за карьеру), рекомендательные письма, отзывы, публикации и тому подобное. Другое дело, что философия работы у них чаще всего иная совсем... В двух словах - без выдумки работают. Упёрлись в отсутствие прямого указания в рукдоках - всё, встали, зови вышестоящего, пусть он решает. Наши чаще всего - ща, придумаем, как сделать шоб работало и инструкцию не нарушало :-), а главное, чтоб поменьше геморроя окружающим. Кто правильнее, решайте сами... Сейчас, кстати, начинает преобладать первый подход, и у нас...
9
Vik
Vik
07.02.2023 16:41
А если после "ща придумаем" сначала заработало, а потом кряк и бабах, кто на разборе полётов крайним будет?
2
Инженегр
Инженегр
07.02.2023 16:54
Если документально или средствами объективного контроля зафиксировано - то придумавший (и сделавший). Другой вопрос - делает это человек, опираясь на реальные знания и опыт, или от скудоумия :-( такое тоже бывает. Тут главный вопрос - именно способность взять на себя ответственность за принимаемые решения. В глобальном плане, такие люди человечество вперёд и двигают, те, кто не боится делать то, чего никто никогда не делал, и не знает, как...
7
Месный
Месный
07.02.2023 16:28
Данная статья потверждает професиолизм наших руководителей! Как юрист может управлять электрохозяйством предприятия, а врач - банком... В первую очередь надо смотреть на стаж работы по специальности. Вот из за непрофеиолизма наших руководителей и начало все разваливаться в стране.
20
Merrymaker
Merrymaker
07.02.2023 20:02
Как, как... "Великий металлург" как-то страной 30 лет управлял.... Чтобы понять, куда страна "приехала", понадобилось 30 лет. Да и то, ещё не все поняли...
12
советская
советская
07.02.2023 16:37
По моему это из серии - если не можешь предотвратить бардак то возглавь его. Другими словами хотят оправдать и узаконить уже давно и махрово и повсеместно работающих непрофессионалов без дипломов. Не выгонять же их, они же или дети агашек или сами уже налаженные нужные люди
20
Иди от
Иди от
07.02.2023 19:39
У нас и так не одно десятилетие большинство специалистов, получивших высшее образование по техническим специальностям, работают на других специальностях
5
Своё мнение
Своё мнение
07.02.2023 19:40
"Ролтон" судя по жаргону любое образование отсутствует.....
5
Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии