Докажите, что виновен ветер
Такой совет даёт Людмила Захарова, на себе испытавшая недоверие энергопередающей организации ВК РЭК. Семь месяцев в её доме не было света. А за ней числился долг свыше тридцати тысяч тенге...
Обвинили, обесточили
Людмила Захарова живёт на Аблакетке. Её дом на окраине, вокруг - степь и горы. Ветры там особенно напористы. А 9 марта прошлого года поднялся настоящий ураган. С крыши дома сорвало два листа шифера. Вероятно, они и повредили кабель электроснабжения, сбили прибор учёта со стены дома, предполагает Людмила Александровна. Счётчик и ящик, в котором он был размещён, разбились.
В тот день Людмила Александровна, по ее словам, сильно перепугалась. И расстроилась, что столько всего теперь восстанавливать придётся. У неё подскочило давление, и весь следующий день она отлёживалась дома.
- 11 марта с утра я собрала осколки счётчика и пошла в ВК РЭК, чтобы сообщить о случившемся. Но у калитки встретила сотрудников этой организации. Они проводили технический осмотр приборов учёта на нашей улице. Я показала им свой счётчик и рассказала, что произошло. Ребята составили акт. По своей наивности я даже обрадовалась, что представители ВК РЭК стали свидетелями последствий урагана и лично убедились в поломке счётчика и обрыве проводов, - расказывает свою версию событий г-жа Захарова.
С составленным актом она поспешила в ВК РЭК. Надеялась поскорее наладить электроснабжение. Но там ей предписали раскошелиться... Женщине сделали перерасчёт потребления электроэнергии на сумму 32 888 тенге. Объяснили это отсутствием пломбы и тем, что со времени последней технической проверки (май 2008 года) счётчик находился без контроля.
- Но ведь это утверждение неверно, - считает Людмила Александровна. - Ежемесячно показания счётчика снимал контролёр. На основе этих показаний нам приходил счёт, который я всегда вовремя оплачивала. К слову, именно по требованию ВК РЭК счётчик был вынесен на наружную стену дома, чтобы контролёр мог беспрепятственно сверять показания. Неужели он бы не заметил, что счётчик разбит? Или сорвана пломба? Да и пломба повреждена не вся, только внешняя её сторона.
Кроме того, энергетики не учли, что Людмила Александровна регулярно оплачивала счета за указанный период. И уже оплатила сумму 32 332 тенге.
Выходит, ей предстояло продублировать платёж. Конечно, такой расклад возмутил женщину. И она отправилась в суд.
Рано радовалась
Судебные разбирательства, как известно, дело затяжное. И жить полгода без электричества, как минимум, не комфортно. Новый счётчик Людмила Александровна приобрела почти сразу после случившегося, его установили и опломбировали в двадцатых числах апреля. По версии, озвученной женщиной, она неоднократно просила сотрудников ВК РЭК подключить её дом к электроснабжению, не дожидаясь решения суда. Обещала ежемесячно оплачивать текущие счета. Но энергетики не пошли ей навстречу. Мол, когда погасите долг по перерасчёту, тогда и поговорим.
Городской суд она выиграла. Вот только обрадовалась рано. ВК РЭК направило апелляционную жалобу в областной суд. А это ещё два месяца разбирательств. Наконец, тяжбы завершились. Постановление осталось прежним: Захарова не виновата в повреждении пломб счётчика. Это означает, что Людмиле Александровне обязаны подключить свет и отменить перерасчёт.
Но в ВК РЭК не торопились исполнить решение суда. Чтобы в доме истца появилось электричество, пришлось ещё похлопотать. Женщина рассказывает, что ей с супругом пришлось неделю обивать пороги энергопередающей организации, звонить с одного номера на другой, добиваться встречи с директором компании, прежде чем в их доме загорелся свет.
- Это было последней каплей. Меня обидело такое отношение компании. Почему АО «ВК РЭК», действия которого признали неправомерными, так надменно ведёт себя с потребителями? - рассуждает Людмила Захарова. - Кроме того, выходит, что зря мы терпели лишения и неудобства, связанные с отсутствием света все семь месяцев, пока шли суды?
Да и позорное подозрение «в хищении электроэнергии», вменяемое компанией, не даёт женщине покоя. Может, снова на ВК РЭК в суд подать? В этот раз уже на возмещение морального ущерба... Людмила Александровна так и поступила. ВК РЭК тем временем подало кассационную жалобу. Суд её не удовлетворил.
Продолжение следует
Чтобы узнать мнение руковдства компании, мы обратились к Константину Пичугину, директору департамента правового и кадрового обеспечения АО «ВК РЭК», и он озвучил свою версию событий:
- Мы направили проверяющих на улицу Северную, потому что на этой линии были значительные потери. Электромонтёры выявили, что на счётчике Захаровой нет пломб, она согласилась с этим, подписав акт. Мы и так учли её материальное положение, сделали перерасчёт только по одной розетке — это самый минимум. Она утверждает, что был сильный ветер. Мы взяли справку в Гидрометцентре, такой ветер был ещё шесть раз в прошлом году. Почему же до этого не срывало счётчики? И, заметьте, ни у кого на улице больше подобных проблем не было. И ещё, почему она сразу не пришла к нам? Дождалась наших сотрудников...
- Людмила Захарова говорит, что встретила техническую службу уже в калитке... И через день после штормового ветра уже была в офисе ВК РЭК.
- Вы знаете, эта версия про калитку совсем не оригинальна. Так говорит каждый, у кого обнаружен счётчик с повреждёнными пломбами. Кстати, её счётчик, по словам нашего юриста - груда осколков и болтиков. Ладно, его сорвало, он упал, разбился. Но рассыпаться на запчасти?! Я не говорю конкретно по этому случаю, но очень часто наши потребители самостоятельно портят счётчики после хищения электроэнергии. Купить новое устройство, как правило, дешевле, чем выплатить перерасчёт. Советуем г-же Захаровой принести разбитый прибор учёта в суд. Спросите её, наверняка она уже выбросила счётчик. Если это так, то это классический пример поведения человека, который боится экспертизы. К слову, экспертизу прибора, по логике, должен проводить сам истец. Как заинтересованная сторона. Только специалисты могут определить причину поломки.
- Вы принимаете во внимание, что Людмила Захарова регулярно оплачивала счета за электроэнергию, являлась ответственным плательщиком?
- Все наши истцы — регулярные плательщики. Они оплачивают по минимуму, а когда их уличают в хищении, они в ответ размахивают квитанциями, заявляя о своей добропорядочности.
- Пока шли судебные процессы, семья Людмилы Александровны оставалась без электричества. По её словам, сотрудники ВК РЭК отказались подключать её дом вплоть до второго суда. Почему так вышло?
- Не могу ответить на этот вопрос сейчас. В судебных документах эта информация не проходит. Надо выяснять причины.
- Почему вы так настойчиво судитесь со своими клиентами?
- Из-за хищений мы теряем очень много электроэнергии — это так называемые технические потери. Во-первых, они не заложены в тариф, ВК РЭК оплачивает их самостоятельно. Во-вторых, если эти самые потери составят слишком большой процент, департамент Агентства по регулированию естественных монополий первым же нас оштрафует.
Своё мнение высказывает и менеджер по связям с общественностью АО «ВК РЭК» и ТОО «Шыгысэнерготрейд» Светлана Нищенко:
- Люди не понимают, что воровать электроэнергию — это отнюдь не геройство, это ущерб не только для энергопередающей компании, но и для потребителей. Если кто-то не заплатил за потреблённые киловатты, значит, где-то этой электроэнергии не получили. Откуда у нас 70 процентов изношенных сетей? От воровства. Вместо того, чтобы обновлять линии, мы тратим деньги, оплачивая хищение электричества.
Горький опыт
- Я уже наученная и теперь знаю, как тогда следовало поступить, - вздыхает Людмила Захарова. - Каждый суд для меня — стресс. Я ведь не чувствую за собой вины, а приходится каждый раз доказывать, что ты не преступник. Это тяжело эмоционально. Наверное, окажись я в такой ситуации в другое время, посокрушалась бы да и выплатила эти тридцать тысяч. Лишь бы не чувствовать такого унижения, не выматывать себя на судах, не жить без света семь месяцев, в конце концов. Но я не имею возможности сейчас так разбрасываться деньгами. У меня на счету каждая копейка. Потому и пришлось судиться. А ведь много таких, кто так же, как я, готов закрыть глаза на несправедливость и отдать деньги. Мы не знаем законов, не умеем отстаивать свои права. В такой ситуации легко стушеваться, расстроиться, растеряться. Думаю, этим и пользуются те, кто сильнее. В том же ВК РЭК есть юридическая служба, которая разбирается в судопроизводстве и владеет законодательной базой. Сложно противостоять им.
Я вынесла для себя урок. Первым делом, если у вас со счётчиком что-то не так - бегом в ВК РЭК! Дозванивайтесь, если не можете прийти. У меня телефонный аппарат не работает, когда нет света. Потому я не смогла позвонить. И оказалась виноватой. Просто не сообразила набрать с сотового или от соседей.
Внимательно читайте технические акты. Не подписывайте документ, если не согласны с контролёрами.
Если счётчик пострадал из-за погоды (ветер, мороз), возьмите справку в Гидрометцентре и обратитесь в ЧС. Мне ответчик вменял, что справки о штормовом ветре недостаточно. Необходима ещё справка о стихийном бедствии, представляете?
Самое главное: не бойтесь идти в суд, если уверены в своей правоте. При желании можно разобраться в тонкостях и этого дела. Я вот уже Гражданский кодекс РК осваивать начала. Пришлось.
И ещё: сохраняйте приборы учёта, другие доказательства вашей правоты.
Я бы никогда не подумала, что так затянутся судебные тяжбы. Да и вообще, что мне когда-либо придётся участвовать в них. Как оказалось, и от суда не зарекаются.
От редакции: Хочется верить, что выводы сделали обе стороны конфликта и в отношениях между энергетиками и потребителями теперь найдётся место презумпции невиновности. Ведь суды, разбирая это дело, лишний раз напомнили — без вины нет ответственности.
Анастасия СТРОКОВА, фото автора
В комментариях запрещены ненормативная лексика и оскорбления, высказывания, нарушающие нормы законодательства РК, реклама, комментарии, набранные ЗАГЛАВНЫМИ буквами. Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с тем, что можете быть привлечены к ответственности в соответствии с законодательством РК, а также даёте свое согласие на сбор и обработку ваших персональных данных.