16 Марта 2009 12:34:00

Дожили!

Казахстанцы должны жить до 79 лет. Годом больше – не будет пенсии, годом меньше – пенсионные накопления человека достанутся родственникам. Воспользоваться своими деньгами самостоятельно долгожителям не позволяет закон. 79 лет – это «возраст дожития», который установлен государством.
0 КОММЕНТАРИЕВ

Другими словами, это тот год жизни, когда, по мнению государственных чиновников, среднестатистический пенсионер должен почить в бозе. Именно до этого возраста растягиваются и пенсионные накопления казахстанцев. При этом законом установлено, что пенсионеры не могут получить на руки больше 250 тысяч тенге в год. Если разделить эту сумму на 12 месяцев, получается средняя пенсия – 20 с копейками тысяч тенге. Не густо.

По мнению мажилисмена Серика Оспанова, такая система пенсионных расчетов далека от реальной ситуации. Сегодня многие пенсионеры попросту не доживают до 79 лет и не успевают воспользоваться всеми своими пенсионными накоплениями.

– Согласно данной методике женщина после выхода на пенсию должна жить 21 год, а мужчина 16, что не соответствует реальной демографической ситуации, – заявлял депутат еще в октябре.

Согласно официальной статистике, средняя продолжительность жизни мужчин в Казахстане составляет всего 60 лет, а женщин – 72 года. 79-ю годами, обозначенными в законе, здесь и не пахнет. Между тем многие пенсионеры хотели бы еще при жизни воспользоваться своими пенсионными накоплениями, которые, кстати, иногда составляют миллионы тенге.

В качестве примера Серик Оспанов приводит работников, занятых на тяжелых производствах, в горно-металлургической отрасли, нефтедобыче. Получают они гораздо больше рядовых рабочих, соответственно и пенсионные накопления у них больше. Зато живут работники тяжелого труда объективно меньше. Тем не менее закон не позволяет им использовать свои пенсионные вклады при жизни в полном объеме. Здесь необходима система индивидуального подхода, настаивает депутат Оспанов.

– Каждый человек должен свою пенсию сам регулировать, чтобы у него было больше прав – взять определенную сумму из накоплений на лечение например. В связи с этим, учитывая не только наш, казахстанский опыт, но и мировую практику, было бы своевременным ввести в нашей стране систему выплат, основанную на индивидуальном определении «возраста дожития» через освидетельствования пенсионеров в специальной медицинской комиссии. Это позволит установить пенсионный максимум. В результате внедрения такой системы человек сможет самостоятельно выбирать график выплат из накопительных пенсионных фондов: по возрастающей, по равномерной или по убывающей, – предлагает народный избранник.

То есть, знай человек, сколько ему осталось жить, он мог бы рассчитать свои пенсионные накопления так, чтобы ежемесячная выплата увеличилась. Либо можно было бы вообще использовать вклады по своему усмотрению – на то же срочное лечение или в качестве залога при кредитовании, как предлагает Серик Оспанов. К слову, на Западе пенсионные накопления можно размещать в акции или облигации. Но в Казахстане это может повлечь за собой новую волну коррупции: многие захотят использовать накопления в своих целях, гораздо более корыстных, нежели поддержка здоровья.

– Человек, конечно, не должен сразу забирать все свои пенсионные накопления. Он потом скажет: «Давайте, содержите меня». Поэтому здесь нужно принять какое-то компромиссное решение и все продумать, – предостерегает Серик Оспанов.

Между тем в письменном ответе Карима Масимова на его депутатский запрос сказано, что пенсионные накопления в НПФ незначительны и средний их размер составляет 146 тысяч тенге на одного человека. Однако «получателю пенсионных накоплений предоставлено право выбора осуществления расчета размера пенсионных выплат по графику в наиболее выгодном для него размере». А сейчас даже изучается возможность использования пенсионных накоплений в качестве залога при кредитовании. Оспанов таким ответом остался недоволен.

– Это просто отписка, за ответ это я не считаю и с таким ответом я не согласен, – сетует мажилисмен. – Мое право сегодня этот вопрос поднять и настаивать на своей точке зрения. Право правительства, у которого сейчас больше прав – давать мне всякие уклончивые ответы, уходить от прямого ответа. Исходя, конечно, из экономической возможности – нет денег у них. Поэтому у нас бой неравный.

Споры о возможности использования собственных денег, накопленных на старость, судя по всему, еще будут продолжаться. Важно, чтобы они не продлились до того самого «возраста дожития».

Денис КУРГАННИКОВ, Астана

Источник: Газета "Мегаполис"
Хотите узнавать информацию о жизни Усть-Каменогорска первыми? Подписывайтесь на наш Telegram-канал.
Комментарии
Владельцы сайта не несут ответственности за содержание комментариев читателей.
В комментариях запрещены ненормативная лексика и оскорбления, высказывания, нарушающие нормы законодательства РК, реклама, комментарии, набранные ЗАГЛАВНЫМИ буквами. Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с тем, что можете быть привлечены к ответственности в соответствии с законодательством РК, а также даёте свое согласие на сбор и обработку ваших персональных данных.
Комментариев пока нет.
Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии