25 Февраля 2010 12:20:00

Где ты, справедливость?

Усть-каменогорские пенсионеры пытаются доказать, что они заработали на достойную пенсию.
0 КОММЕНТАРИЕВ

"Всю свою жизнь мы добросовестно проработали на производстве. Не лоботрясничали, не имели замечаний, получали высокую зарплату. Мы были уверены, что достаточно сделали для своей страны, чтобы получать хорошую пенсию. Но, к сожалению, нашему поколению пришлось испытать на себе все издержки казахстанской пенсионной системы. И теперь мы - нищие. Купить еду и лекарства, одежду и обувь, заплатить за квартиру. Это все, что мы можем позволить себе на нашу минимальную пенсию - 18 тысяч тенге." В редакцию газеты обратились члены инициативной группы усть-каменогорских пенсионеров общества «Поколение», которые вот уже три года пытаются доказать, что они заработали на достойную старость.

Лихие 90-е

Любовь Александровна Савельева много лет проработала отделочником на мебельном комбинате. Общий стаж (с учетом экологии) - 41 год. Зарплату получала довольно высокую – в зависимости от количества заказов от 280 до 350 рублей. По нынешним временам это соизмеримо с суммой в 50-60 тысяч тенге. Через несколько лет после того, как Советский Союз развалился, предприятие, где работала Савельева, обанкротилось. В 1995 году женщину сократили. Первое, что сделала Любовь, - встала на учет по безработице.

- Я была готова на любую работу. Время тяжелое, и нужно было как-то выживать. Хотела устроиться техничкой, меня и то не взяли. Сказали, им нужны молодые и энергичные люди. Что я только не делала, чтобы заработать денег. Перебивалась случайными заработками, сдавала бутылки, - вспоминает Любовь Александровна.

Куда только не пыталась устроиться Любовь Александровна. Как к последней инстанции женщина обратилась к тогдашнему акиму Вере Николаевне Сухоруковой. Благодаря ее участию начальник центра занятости Алихан Зайнелов предложил Савельевой вакансию.

- Он меня спросил тогда: "Будешь работать дворником?" Конечно, буду. Выбора ведь все равно не было. За изнуряющий труд и в жару, и в мороз я получала четыре тысячи тенге.

Но работа эта была сезонной.

Нина Сергеевна Коваленко рассказывает похожую историю. Работая мастером, она выработала стаж (с учетом экологии) 43 года. Стабильно заработную плату она получала только до начала кризиса 90-х годов. А потом - даже вспомнить страшно. Отпуск без содержания, отсутствие заказов, месяцы без зарплаты. Долги у предприятия перед рабочими росли. В 1999 году, когда Нина Сергеевна только перешла свой полувековой рубеж, она лишилась работы.

Каким образом этим сильным женщинам приходилось выживать все последующие годы, отдельная история. Отмечая свой 58 год рождения, каждая из них надеялась: вот теперь, когда я выйду на пенсию, мытарства наконец закончатся.

Перечеркнули все

Но надежды не оправдались. В 2006-2007 годах, когда, наконец, наступило время выхода на пенсию, оказалось, что трудовой стаж и заработок советского времени вообще не был учтен.

Согласно закону Казахстана - нового государства, в котором пришлось привыкать жить бывшим советским гражданам, - пенсия назначается исходя из трудового стажа и заработной платы за любые три года. Но не ранее 1995 года. Для пенсионеров 48-50-х годов рождения это самые худшие годы между потерей работы и выходом на пенсию по возрасту. С учетом того, что в эти несколько лет они либо не работали, либо получали мизерную зарплату, им была назначена минимальная пенсия. В те годы она равнялась чуть больше 9 тысяч тенге.

- Это просто возмутительно. Мы столько лет добросовестно отработали на предприятиях, во вредных цехах, были на хорошем счету, имели свои трудовые заслуги. Выходит все это перечеркнули. Получая хорошую зарплату, мы, естественно, надеялись на то, что заслужили достойную пенсию. А нам начислили выплаты наравне с безработными, - возмущаются женщины. – Именно нам, людям 48-50 годов рождения, пришлось испытать на себе все минусы казахстанской пенсионной системы. Мы как будто родились не в то время.

Нина Сергеевна рассказывает, что ее коллега 1947 года рождения успела уйти на пенсию еще по советским законам - в 50 лет, то есть в 1997 году. Через год после этого в Казахстане вступил в силу Закон «О пенсионном обеспечении», который увеличил пенсионный возраст сначала на 6, а потом на 8 лет. И всем, кто был старше и попал под действие нового казахстанского законодательства, пенсия начислялась уже совсем по другим принципам.

- Если бы я была старше всего на один год, я бы ушла на заслуженный отдых еще в 1997 году и сейчас бы получала максимальную пенсию, как и моя коллега, - считает Нина Коваленко. – Мы пытаемся доказать, что с нами поступили несправедливо. Но на все наши вопросы чиновники только руками разводят. Говорят: закон есть закон.

Куда выше?

Да, формально права инициативной группы пенсионеров, число которых уже превысило 30 человек, не нарушены. И здесь нужно ставить вопрос не законности, а скорее социальной справедливости. Притом на самом высоком уровне.

С просьбой заставить закон работать на улучшение условий жизни пенсионеров инициативная группа общества «Поколение» обращается во все инстанции. На вопрос, нельзя ли при начислении пенсии учитывать советскую зарплату, в Министерстве труда и социальной защиты населения ответили отказом. «Перевод размеров доходов, показанных в советских рублях, в тенге в абсолютном значении из-за отсутствия экономических и правовых обоснований стало невозможным. В связи с этим принятие для начисления пенсии доходов раннего периода (до 1995 года) считаем нецелесообразным», - ответила пенсионерам вице-министр г-жа Нусупова. Можно проникнуться духом патриотизма, которым пропитаны все письма чиновников, вынужденных отвечать на вопросы устькаменогорцев. В ответах вице-министра о том, как правительство в дальнейшем намерено эффективно и планомерно повышать уровень жизни пожилых людей, пенсионеров больше всего задевает фраза, что «при этом принцип справедливости пенсионной системы, соизмеряющий трудовой вклад человека с размером получаемой им пенсии, будет сохранен».

Нужно признать, что руководство города, области, депутаты Сената и Мажилиса от Восточно-Казахстанской области сделали все возможное для того, чтобы помочь обделенным пенсионерам. К сожалению, безрезультатно. На депутатский запрос Сергея Плотникова по этому поводу премьер-министр Казахстана Карим Масимов ответил общими фразами. В своем письме г-н Масимов лишь проинформировал о том, что в стратегическом плане Министерства труда и социальной защиты населения на 2009-2011 годы предусмотрена разработка мероприятий по дальнейшему совершенствованию системы пенсионного обеспечения.

Но вспомнят ли во время разработки этих мероприятий о тех людях, которые помогали стране стать такой, каковой она сейчас является? Будут ли учитывать тяжелый труд бывших советских людей при начислении пенсии? Вопросы, на которые пока никто не может ответить.


Ирина КИРИЛЮК

Источник: газета "Мой город"
Хотите узнавать информацию о жизни Усть-Каменогорска первыми? Подписывайтесь на наш Telegram-канал.
Комментарии
Владельцы сайта не несут ответственности за содержание комментариев читателей.
В комментариях запрещены ненормативная лексика и оскорбления, высказывания, нарушающие нормы законодательства РК, реклама, комментарии, набранные ЗАГЛАВНЫМИ буквами. Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с тем, что можете быть привлечены к ответственности в соответствии с законодательством РК, а также даёте свое согласие на сбор и обработку ваших персональных данных.
Комментариев пока нет.
Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии