Гладиаторские бои инвалидов
Инвалиды бывают разные. Кто-то тихонько живет на пособие от государства, сетуя, что оно маловато. Кто-то стоит на паперти, жалостью людской собирая себе деньги на евроремонт. А кто-то пытается заработать самостоятельно, несмотря на тяжелый недуг, ледяной холод и сырость в цеху. Как, например, члены Общества слепых, находящегося на Защите.
Инвалидов по зрению здесь не так уж много - 108. Часть из них работают в Обществе слепых: шьют постельное белье, матрасы, одеяла. До прошлого года в их здании не было отопления, и слепые давали концерты, чтобы собрать деньги на оплату электричества - отапливались электротэнами. Город помочь не мог, потому что их организация не является бюджетной. Но выход всё же нашли. Общество слепых безвозмездно сдало в аренду на 10 лет отделу культуры все здание управления. Теперь там появилась детская библиотека, а вместе с ней - официальная возможность провести в помещение тепло. Но… инвалидам пришлось перенести производство в пристройку, где уже давно протекает крыша. Как они переживут осенние дожди, директор учебно-производственного предприятия Общества слепых Пётр Кузнецов не представляет.
- Я понимаю, власти помочь не могут. Закон не позволяет. Вся надежда на спонсоров. Нам даже не деньги нужны, а крыша над головой, чтобы работать, - говорит Пётр Васильевич.
К слову, при полной загрузке заказами швея-инвалид получает в месяц 30 тысяч тенге. Больше не выходит, а вот меньше случается, причем всё чаще. Дело в том, что закон о госзакупках изменился. Раньше инвалидам просто по договору, вне общего конкурса отдавали определённый процент заказов. Немного. Но была гарантия, что люди с ограниченными возможностями смогут заработать на кусок хлеба. Сегодня по договору государство работает только с пенитенциарными учреждениями, а инвалиды соревнуются на тендерах за госзаказ... между собой.
- Это не помощь, а какое-то издевательство, просто гладиаторские бои между обществами инвалидов, - считает Пётр Кузнецов. - Мы конкурируем с глухонемыми, с обществом «Биби-Ана», которое объединяет матерей детей-инвалидов. Заработок нужен всем. Но мы с ними на равных соревноваться за заказы не можем. Ведь они видят и шьют ровнее и быстрее, чем мои слепые. Да и глухонемым легче выполнить работу, чем нам. Слепого трудно обучить, нужны всякие шаблоны, ограничители.
- Я учился в Москве, - продолжает директор Общества слепых, - общался там с иностранцами. У них инвалидность по зрению считается самой тяжелой, потому что человек лишен 85 процентов информации об окружающем мире.
Слепые хотят обратиться в Министерство соцзащиты с инициативой вернуть прежние правила госзакупок. Ведь как ни крути, при нынешней системе кто-то из инвалидов да останется без работы. Почему-то люди, совершившие преступления, оказались в привилегированном положении по сравнению с теми, кого обделила судьба.
В нашем обществе так принято, что о проблемах социально незащищенных людей все вспоминают только в октябре, когда в календаре значится День инвалида сразу вслед за Днем пожилого человека.
- Вот и получается, что мы даже здесь конкурируем между собой, - печально улыбается мой собеседник. - Мы обращаемся к спонсорам накануне нашего праздника с просьбой отремонтировать крышу, а нам отвечают: извините, уже все деньги потратили на День пожилого человека. Да нам и нужно-то немного - примерно 150-200 тысяч. Для города это не деньги.
Этот мир они не видят, только слышат. Очень хочется, чтобы они слышали шорох падающих листьев и детский смех, а не монотонный стук капель с протекающей крыши.
Вера КИСЛЕНКОВА, фото Веры Кисленковой
В комментариях запрещены ненормативная лексика и оскорбления, высказывания, нарушающие нормы законодательства РК, реклама, комментарии, набранные ЗАГЛАВНЫМИ буквами. Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с тем, что можете быть привлечены к ответственности в соответствии с законодательством РК, а также даёте свое согласие на сбор и обработку ваших персональных данных.