28 Октября 2016 09:45:00

Как сделать легче

Министр образования и науки РК высказался о тяжести школьных рюкзаков.
19 КОММЕНТАРИЕВ

Министр образования и науки РК Ерлан Сагадиев прокомментировал вопрос о тяжести школьных рюкзаков, передает корреспондент Tengrinews.kz. Министр поделился планами и своими размышлениями по решению этой проблемы.

"Прежде всего, как отец пятерых детей, троих из которых, также как и все другие родители, собираю в школу, складываю в рюкзаки учебники, принадлежности, форму, соглашусь - они тяжелее, чем должны быть. Этот вопрос обсуждается очень интенсивно с родительскими комитетами, директорами школ, преподавателями, и есть несколько вариантов решений. При этом у каждого решения присутствуют как свои положительные, так и отрицательные стороны, сторонники и противники", - отметил министр.

Сагадиев считает, что, во-первых, для ухода от "тяжести рюкзаков" необходимо внедрять электронные учебники.

"На сайте МОН уже размещены такие учебники для первого класса, сейчас с издательствами ведется работа по размещению электронных учебников и для всех остальных классов. Дело в том, что права на электронные учебники для первых классов принадлежат государству, и мы безболезненно смогли их разместить на сайте. По другим учебникам, которые пока не являются учебниками по обновленному содержанию и права на на них еще не принадлежат государству, требуется определенная юридическая работа с издательствами в части размещения. Переговоры ведутся.

Второе. Необходимо внедрение планшетов. Этот вопрос также прорабатывается, но потребуется значительное бюджетное финансирование. Еще один обсуждаемый вопрос. Мы знаем, что сегодня нагрузка на зрительный нерв у детей как никогда высока, а физические нагрузки уменьшились. Как скажутся электронные учебники и планшеты на зрении современных детей, которые и так проводят значительное время за компьютерами, мобильными телефонами и прочими гаджетами? Те страны, опыт которых мы изучили, показывают негативный эффект на зрение, и СМИ этих стран много раз поднимали эту проблему. Нужны дополнительные исследования, чтобы понять, насколько это может отразиться на здоровье казахстанских школьников. Еще один вопрос - что произойдет, если ребенок уронит, сломает планшет? Родитель, возможно, не сможет его восстановить. Мы ведем переговоры с крупными глобальными производителями на предмет гарантии и замены как части сервиса.

Как видите, работа в этом направлении ведется, во всяком случае первые шаги по уходу от "тяжести рюкзаков" и вообще внедрению электронного образования делаются. Электронные учебники для первых классов в скором времени дополнятся дополнительными видеоматериалами к учебному процессу", - поделился Сагадиев.

Еще один вариант решения проблемы министр видит в возможности совмещения уроков. "Во многих странах практикуется такое, что уроки истории, географии вынесены в музеи, выставки, научно-исследовательские институты, и ребенок уходит на эти занятия на целый день: проходят уроки за полчетверти или четверть и потом уже этот урок убирается из его расписания. Это очень интересный опыт, который мы планируем применить и в нашей учебной практике. Кстати, освоение предметов, как показывают исследования, лучше и качественнее. В Европе музеи переполнены учениками, и также можно организовать у нас уроки истории и ряда других предметов.

Разумеется, это несложно внедрить в городах, где есть необходимая культурно-историческая и научная инфраструктура, но многие школьники как раз живут в городах и речь коснется большого количества учеников. Также прорабатывается предложение о совмещении уроков НВП, чтобы школьник не каждую неделю посещал в школе урок НВП, а проходил, скажем, дневной, недельный курс на выездах на учебно-тренировочный полигон, в воинскую часть, автошколы. Со своей стороны военные с нами солидарны: таким образом усвоение материала проходило бы значительно эффективнее и нагляднее. Но преподавателей надо ко всему подготовить.

Безусловно, в каждом предлагаемом новшестве есть свои плюсы и минусы, есть возникающие естественные вопросы по соответствию стандартам, нормам - все это всесторонне тщательно рассматривается и дальше будет изучаться. Думаю, с 1 сентября 2017 года, а может и раньше в школьных расписаниях определенные положительные изменения с учетом всего сказанного произойдут", - продолжил министр образования и науки.

"Четвертое. Как еще облегчить школьные портфели? Можно внедрить многосекционный учебник, который будет состоять из секций, если какая-то его секция уже пройдена, она "отстегивается" и учебник уже стал легче. Но стоимость такого учебника значительно возрастает, так как плетение и выпуск его происходят с использованием новых технологий. В этом году по некоторым учебникам мы такую работу провели - разделили его на две половины, и сейчас первоклассники учатся по нескольким учебникам, которые закрывают только первую половину учебного года. Данное направление весьма интересное, приемлемое, и думаю, что в будущем учебники будут состоять из нескольких частей, разделенных по полугодиям. Немаловажный вопрос - учебные тетради. Они тоже вносят определенный свой вес в тяжесть школьных рюкзаков. Однако, по мнению учителей, особенно первых классов, родителей, учебные тетради значительно ускоряют и упрощают процесс усвоения материала, когда речь идет о технике письма и начале математики", - подчеркнул Сагадиев.

Глава МОН проинформировал, что в настоящее время обсуждаются и объемы домашних заданий. "Мы знаем, что санпины требуют, чтобы домашние задания ограничивались одним часом, однако каждый преподаватель, считая свой предмет самым важным, дает тот объем на дом, который считает необходимым для полного усвоения материала, и ученик, как правило, выходит за пределы часа. Планируем, что с начала 2017 года, а может раньше - уже в следующих четвертях этого учебного года, объем домашних заданий для детей будет гораздо жестче регаментирован и школьник, выполняя домашние задания, сможет укладываться в один час. Параллельно мы работаем с издательствами, чтобы учебники делились на учебники и хрестоматийный материал (задачники), которые могут оставаться дома и по которым ребенок может выполнять домашнее задание. Вкупе с электронным учебником это снизит объем переносимой в портфеле учебной литературы из дома в школу и обратно", - сказал Ерлан Сагадиев.

"Пятое. Важный вопрос на пути к разгрузке рюкзаков - шкафчики в классах, в которых можно было бы оставлять учебники и форму, которые не пригодятся для занятий дома. Таких шкафчиков, которые могли бы выдержать длительный срок эксплуатации и были бы достаточно безопасны в использовании, скажу откровенно, пока не хватает. Учителя, директора школ к этому вопросу относятся очень осторожно, и это понятно - речь идет о материальной ответственности за содержимое шкафчиков. Однако во многих школах хранение учебников и принадлежностей в классе практикуется, и мы надеемся активно расширять такую практику.

Еще раз отмечу, министерство обо всем этом серьезно задумывается и над этим работает. В то же время мы - ведомство, которое предельно осторожно относится ко всем без исключения изменениям, которые могут коснуться большинства школьников, и каждый свой шаг внимательно обсуждаем, сверяем со специалистами, экспертами, общественностью. Цель одна - все изменения должны быть только положительными, во благо, и, соответственно, также восприняты обществом, родителями и самое главное - самими детьми. Уверен, что в будущем, применяя все или несколько из этих названных направлений, мы сможем значительно облегчить проблему "тяжести рюкзаков" для всех наших казахстанских детей", - резюмировал Сагадиев.

Источник: tengrinews.kz
Иллюстрация: pixabay.com
Хотите узнавать информацию о жизни Усть-Каменогорска первыми? Подписывайтесь на наш Telegram-канал.
Комментарии
Владельцы сайта не несут ответственности за содержание комментариев читателей.
В комментариях запрещены ненормативная лексика и оскорбления, высказывания, нарушающие нормы законодательства РК, реклама, комментарии, набранные ЗАГЛАВНЫМИ буквами. Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с тем, что можете быть привлечены к ответственности в соответствии с законодательством РК, а также даёте свое согласие на сбор и обработку ваших персональных данных.
ГО
гиена огненная
28.10.2016 10:08
Какие, в опу, электронные учебники? Просто парные предметы верните обратно!
27
0
09.04.
28.10.2016 10:18
Родители, неужели Вы согласны, чтобы объединяли предметы. О каком вынесении уроков в институты он тут говорит, когда в статье ниже описывается в какую пропасть летит наш СДИ? И как же мы учились без этой тяжести в виде дополнительных тетрадей для закрашивания и счета? На одних палочках и карточках, которые сами готовили, выехали. И неплохое образование получили. А эта норма, что домашнее задание по всем предметам за час. Как-то странно. Внучка учится в 4-м классе и иногда делает домашку у меня. Я удивлена, по математике задают 2-4 примера или задачу. По русскому в упражнении делают только задание. Когда я училась, все задания к упражнениям по русскому начинались одинаково - "Спишите. Вставьте пропущенные..., выпишите..., подчеркните" и т.д. По математике задавали целыми номерами с примерами и задачу в придачу. И темы не менялись каждый день. Дети физически не усваивают материал. Грустно все это и не удивительно, что молодежь едет в Россию учиться.
32
М
Молодёжь
28.10.2016 10:46
Мы едем в Россию не только для учёбы,но и чтоб жить там остаться в дальнейшем.
18
U
UK
28.10.2016 11:45
Каждый выбирает свое, кто же против.
-1
X
xD
30.10.2016 00:45
Россия-один хрен, только в другой руке!
2
1
111
28.10.2016 12:52
 А в 10 гимназии задают столько, что физически не успевают сделать, просто время не хватает.
5
O
Ovv
28.10.2016 20:24
Домашняя работа в 10 школе это жесть,до 11 ночи сидим делаем уроки. И рюкзак неподъёмный. У ребёнка не времени даже просто полежать отдохнуть.
3
М
мама
28.10.2016 23:21
в 10 школе учителям закон не писан, они надумали учить 2 программы, российскую и казахстанскую, и за мы еще оплачиваем спонсорскую помощь,и все это должно быть шито крыто, как требуют с нас классные руководители, а если не нравится ,тогда другой разговор-УХОДИТЕ из школы. Здорово и весело нам живется
1
IK
I know it....
28.10.2016 12:59
Уверена что в России не лучше...Дураков хватает и тут, и там!
3
Н
Ник
28.10.2016 10:35
Как предложение, можно учебники разбивать на несколько более тонких частей. Например, носить не один учебник 300 страниц, а тонкий, как журнал, страниц на 80-100.
1
2
287
28.10.2016 10:48
пару недель назад наблюдала такую картину в автобусе: Заходит школьница (класс 2-3) с немаленьким таким ранцем. Увидела место свободное у окна и направилась туда. Было видно, что девочка прилагает очень много усилий, чтобы снять свой рюкзак и поставить его на пол. Когда она готовилась к выходу, ей пришлось вытягивать этот рюкзак, волоча по полу. Я зразу вспомнила как в моей школе преподаватели требовали по 2 учебника на парту. Зачем мучить детей? а потом проблемы с позвоночником, грыжи и т.п.
5
R
root
28.10.2016 10:50
Никаких электронных книг!!! Только бумажный вариант. Планшеты никогда книги не заменят.Необходимо делать парные уроки. Из программы выкинуть мусорные предметы. Убрать на х.. трёхязычие, тем более с нулевого и начальных классов.
66
Л
Лиса
28.10.2016 11:25
походу, образования в Казахстане больше не будет..........все к этому идет семимильными шагами...
25
IK
I know it....
28.10.2016 12:57
А что нельзя купить один учебник( на двоих допустим) и хранить его в классе? А дома пусть индивидуальный учебник будет. Или вообще произвести закуп учебников на каждого, чтоб они хранились в классе.
1
1
1
28.10.2016 13:34
чем что-то новое вводить тем труднее становится, а про музей  дети один раз посмотрят и им неинтересно долго находится.
0
О
окулист
28.10.2016 19:28
Давайте детей с этими планшетами зрения лешим.У знакомого у сына зрение в 11 лет уже минус 4 и все это из-за планшета.
3
3
37
29.10.2016 10:11
В 37 школе учебники по английскому языку домой не носим, пользуемся ими в классе, там же и оставляем. Дома готовимся к уроку по электронному варианту. А вообще можно было бы учебники по всем предметам из дома с собой и не носить, а пользоваться на уроках учебниками ( вторыми экземплярами), которые находились бы в кабинетах. По-моему, проще, дешевле и полезнее для здоровья - напечатать учебников больше. 
5
Р
родитель
29.10.2016 21:04
неистово плюсую+++++++++++++
1
X
xD
30.10.2016 00:54
"У моих детей, конечно, будет компьютер. Но первым делом они получат книги". (Билл Гейтс) Интересно, что бы сказал этот Сагадиев на высказывание человека, перевернувшего мир компьютерных технологий и понимающего, на чем строится методология познания! )))
3
Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии