Как стойкий оловянный солдатик
На днях, после долгого лечения, домой в УстьКаменогорск вернулась Радмила Орумбаева. Мы уже писали об этой мужественной девочке, которая с невообразимой стойкостью и жизнелюбием сумела вынести тяжелейшее испытание, выпавшее на ее долю.
После аварии
Тогда хирургам не оставалось ничего другого, кроме, как удалить основную часть мягких тканей с голени, слишком грязной и рваной была рана. Саму конечность, благодаря профессионализму местных врачей, удалось спасти, но от нее осталась только почти голая кость.
Естественно, кровоснабжение ступни нарушилось, она начала опухать и опускаться в вертикальное положение. Радмиле удавалось ходить лишь на цыпочках. Долго так длиться не могло. Была большая вероятность того, что ребенок останется без ноги. В нашей стране этого предотвратить не могли. Удачей стало то, что нашлась клиника в России, где согласились попробовать помочь девочке из Казахстана. Именно – попробовать, ведь случай исключительно сложный. Запросы делали в несколько медицинских центров – откликнулись только из Центрального института травматологии и ортопедии (ЦИТО). И даже там вначале недооценили масштабы проблемы. Лечение разделили на 4 этапа, оно растянулось более чем на год.
Стебель Филатова
Суть предложенного лечения заключается в том, что на теле Радмилы Орумбаевой необходимо "вырастить" кожный лоскут для пересадки на поврежденную голень. Просто взять материал с других частей тела нельзя – слишком большой должен быть участок. Только поэтому профессор ЦИТО Владимир Меркулов предложил единственно возможный вариант – выращивание стебля Филатова. Когда-то он использовался широко, но сейчас почти не применяется.
Это лечение очень сложное и протекает чрезвычайно тяжело для самих пациентов.
Чтобы создать стебель, делается кожная складка, захватывая и подкожные ткани. Затем она сшивается в своеобразный валик, который остается присоединенным к телу с двух сторон. После этого начинается постепенный перенос стебля на поврежденное место. Невозможно сделать пересадку сразу – кожа не приживется. Поэтому-то стебель Филатова и называют мигрирующим.
У Радмилы он был создан на животе. Одну "ножку" отсекли и присоединили к руке. В таком положении девочка прожила шесть месяцев.
Почти все это время она провела дома. Радмила даже хотела опять начать ходить в школу вместе с одноклассниками. Очень уж тяжело весьма активной и больше всего любящей танцы и общение с друзьями девочке высидеть в четырех стенах. Но все же пришлось вернуться к обучению на дому, чтобы нечаянно не повредить кожный стебель в школьной суматохе. Да и передвигаться на поврежденной ноге нелегко – кроме проблем со ступней, еще и колено не полностью разгибалось. Одна надежда была на то, что после лечения конечность начнет работать лучше.
Нога "поправилась"
Вместе с большими надеждами одолевал и страх, что все усилия за столько месяцев могут пройти зря.
Радмила и ее семья очень переживали накануне предстоящих последних операций, назначенных на весну-начало лета нынешнего года. Они – самые сложные и рискованные.
Если честно, звонить Динаре – маме Радмилы – после их возвращения домой было слегка страшновато. 100-процентной гарантии, что кожа приживется, не давали и врачи Московской клиники. Но не напрасными оказались все испытания Радмилы.
– Что задумывали, все получилось, – сразу же сказала Динара по телефону.
А это значит, что нужно было срочно встретиться с семьей Орумбаевых.
Радмилу с мамой мы увидели во дворе их дома. Они возвращались с массажа. Видно, что передвигаться на костылях девочке очень трудно. Почти все время пребывания в Московской клинике пациентке пришлось провести в кровати, причем, в одной и той же позе.
Ножку стебля, которая присоединялась к животу, перенесли на ногу, второй конец оставался пришитым к руке. Чтобы ничего не повредить, конечности зафиксировали аппаратом Елизарова. И в таком полусогнутом состоянии Радмила провела около 3-х месяцев.
Правда, девочка все же умудрялась иногда передвигаться по палате, прыгая на одной, здоровой ножке. Но все эти месяцы дали о себе знать. Из-за неудобного положения искривился позвоночник, да и рука функционирует уже не так, как прежде. Чтобы это исправить, Динара и водит свою дочку на массаж.
– Но все это – мелочи, – считают Орумбаевы, – главное – удалось то, ради чего столько мучились.
После того, как один конец хорошо прижился на ноге, весь лоскут, который был шириной 17 сантиметров, а длиной – больше 20-ти, окончательно пересадили на поврежденную поверхность.
– Когда Радмила очнулась, – рассказывает мама, – первое, что она попросила: "Потрогай ногу. Она стала толще или все такая же тоненькая?". И успокоилась, едва я ей сказала, что нога у нее заметно "поправилась".
Рад удачному исходу операции и профессор Меркулов. Ведь для него и клиники это, по большому счету, эксперимент. Радмила стала своеобразной знаменитостью – в палату постоянно заглядывали хирурги, даже из других клиник – о стебле Филатова они читали только в учебниках. Приходили и местные журналисты написать о том, как московский профессор спасает девочку из Казахстана.
Только немного помочь
В клинике Радмила стала всеобщей любимицей, потому что дольше других пациентов находилась под присмотром врачей. А еще потому, что трудно не поддаться тем энергии и жизнерадостности, которые исходят от этой девочки.
В квартире Орумбаевых на спинках дивана и кресел восседает целый полк мягких игрушек.
– Это все друзья из клиники подарили, – говорит Динара. – А на день рождения Радмилы врачи преподнесли огромнейший букет. Все к нам уже привыкли, так хорошо относились. Я помню, как после операции, которая длилась больше четырех часов, к очнувшейся дочке подошла старшая медсестра, обняла ее, уткнулась в волосы и заплакала…
Когда Динара вспоминает те долгие месяцы лечения, говорит – не верится, что все позади. Хотя на самом деле предстоит сделать еще очень и очень много. Через месяц нужно начинать разрабатывать колено, чтобы оно начало разгибаться, а ходить стало легче. После – заняться ступней. Здесь опять не обойтись без помощи российских хирургов. Однако это все еще в будущем, как и поиск денег на новый этап лечения.
Но почему-то нет сомнений, что у этой семьи все получится. Самое важное, что пережитая трагедия не смогла сломать веселую девчонку, не привыкшую быть в стороне. Вот и сейчас на свой недуг она смотрит, как на досадную неприятность, которую нужно исправить. Главное – ей немножечко в этом помочь.
Наталья Тишковец
В комментариях запрещены ненормативная лексика и оскорбления, высказывания, нарушающие нормы законодательства РК, реклама, комментарии, набранные ЗАГЛАВНЫМИ буквами. Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с тем, что можете быть привлечены к ответственности в соответствии с законодательством РК, а также даёте свое согласие на сбор и обработку ваших персональных данных.