14 Сентября 2021 16:39:42

Казахстанки не хотят рано рожать детей

Казахстанский институт общественного развития "Рухани жаңғыру" поделился результатами исследования "Модели родительства и родительский потенциал".
18 КОММЕНТАРИЕВ

Анализ данных выполнили на основании серии проведенных экспертных интервью, передает BaigeNews.kz со ссылкой на КИОР.

Говоря о результатах в общем, эксперты отметили, что на репродуктивные установки казахстанцев в первую очередь влияет фактор преемственности ценностей — воспроизводство той модели семьи, которая была у родителей. Установки по поводу оптимального количества детей зависят от уровня образования (чем выше образование, тем меньше количество детей в семье), места проживания (в сельской местности рождаемость выше, чем в городской), религиозности (религия запрещает контрацепцию) и этничности (у каждого этноса свои культурные особенности и матримониальные установки).

Еще одним немаловажным фактором является экономическое положение: для среднего класса чаще свойственно планирование рождаемости, чем для семей с низким уровнем достатка.

Кроме того, за последние 20 лет средний возраст первой беременности в Казахстане вырос с 26 до 29 лет. В 2020 году средний возраст матери при рождении ребенка в Казахстане составил 29,2 года. Для мужчин это показатель, как правило, выше на несколько лет.

"В настоящее время происходит изменение традиционных представлений о возрастных часах и социальных нормах, что в свою очередь влияет на репродуктивные установки в обществе, возраст рождения первого ребенка постепенно увеличивается. Данная тенденция родительства свойственна не только для казахстанского общества, но и для всего современного мира в целом", — отмечается в исследовании КИОР.

В казахстанских семьях можно выделить несколько стилей воспитания, исходя из коммуникации родителей и детей — демократический, авторитарный, либерально-попустительский и отчужденный.

"Чаще всего в казахстанском обществе преобладают демократический либо авторитарный стили родительства. Для авторитарного стиля характерны контроль, как правило гиперопека, принуждение, давление на ребенка. Иногда в таких семьях применяются телесные наказания. На данный момент, в особенности в городской местности, распространен демократический стиль воспитания, основанный на разъяснении, а не на страхе", — подчеркивают эксперты в исследовании КИОР.

По данным аналитического доклада, в Казахстане высока доля монородительских семей — каждая пятая семья. То есть, 20% семей в стране являются монородительскими, чаще всего это семьи без отца.

Данные опроса также демонстрируют довольно низкую степень участия мужчин во взаимодействии с детьми. Так, по данным исследования КИОР "Семейно-демографическая политика" 2021 года, с детьми чаще всего проводят время и совершают прогулки матери. Эту функцию выполняют 38,15% матерей, всего 2,1% отцов и в 40,2% семей родители делают это совместно. Эксперты отмечают необходимость равного участия обоих родителей в воспитании детей.

Большинство экспертов отмечают наличие традиционного распределения ролей в казахстанских семьях. Для мужчины это роль главы семейства, характеризующая принятием решений и материальным обеспечением семьи, для женщины — устройство быта и уход за детьми. Так, в 70% семей главой считается муж, в 4% семей — жена, в 20,6% семей решения принимаются сообща.

На основе экспертных интервью также был выделен ряд барьеров в реализации родительского потенциала. Данные барьеры носят экономический, ценностно-нормативный, информационный, институциональный, психологический и административно-правовой характер.

"Анализ количественных и качественных данных демонстрирует преобладающую роль женщины в воспитании детей на данный момент. Актуальными вопросами на сегодняшний день остаются: снижение уровня бедности, в особенности многодетных семей, повышение уровня занятости женщин-матерей, информационная работа с населением по актуальным мерам социальной поддержки уязвимых семей и способам их получения, устранение бюрократических барьеров. Также необходимо способствовать развитию вовлеченного отцовства посредством предоставления "отцовских квот" и проведения тренингов для отцов", — заключается в аналитическом докладе КИОР.

Источник: BaigeNews.kz
Комментарии
Владельцы сайта не несут ответственности за содержание комментариев читателей.
В комментариях запрещены ненормативная лексика и оскорбления, высказывания, нарушающие нормы законодательства РК, реклама, комментарии, набранные ЗАГЛАВНЫМИ буквами. Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с тем, что можете быть привлечены к ответственности в соответствии с законодательством РК, а также даёте свое согласие на сбор и обработку ваших персональных данных.
796
796
14.09.2021 17:15
тут в 30-40 нет уверенности в завтрашнем дне, а они а молодых говорят. Когда ипотека только маячит и работа так себе не понятная. Все упирается в экономическую ситуацию в стране, остальное второстепенно.
46
42S
42S
14.09.2021 20:20
Может, и верно, что все упирается в экономическую ситуацию. Тогда мне непонятно, как наши деды и бабушки рожали не глядя на экономическую ситуацию. Ведь в начале века с этой ситуацией вообще дело швах было.
5
совок
совок
15.09.2021 06:54
Да, аналитег с тебя так себе - в "начале века" (ты же наверняка 20й век имеешь ввиду, не в 2000 же у тебя бабушка родилась) население было преимущественно сельское, а на селе много детей это благо и достаток - больше рабочих рук, старшие приглядывают за младшими. Раньше на селе дети с пеленок к труду приучались (да и в городе -я первые заработанные деньги лет в 13-14 домой принес) , а не как сейчас - 30лет в оболтуса вкладываешь, прежде чем какая то "отдача" появится.
21
42S
42S
15.09.2021 21:31
Ну да, ну да, особенно в крепостной период. Да и позже многодетность выгодна была. Только вопрос - пока от детей начнешь получать отдачу, их же всех кормить и одевать нужно. Или они с пеленок уже работали?
1
42S
42S
15.09.2021 21:33
И ишо. Вероятно, по вашему, нашим предкам государство пособия детские выплачивало? Наверно, громадные суммы получали. Детские сады, школы строило?
0
42S
42S
15.09.2021 21:42
Да, вы забыли такие вещи в начале 20-го века, как первая мировая война, гражданская война, коллективизация, репрессии, ГУЛАГ. Замечательная экономическая ситуация для многодетности.
0
Qwert
Qwert
16.09.2021 21:19
В начале 20 века и экономическая формация другая была, достаточно было огород выращивать, и корову держать, сегодня нужно постоянно учиться, либо окажешься на свалке истории! Сегодня технологии меняются раз в 10 лет. В период до смены логики социального поведения человек рождался, получал некую информацию (вот Бог, вот Царь, вот Церковь), и она была незыблема, вплоть до его ухода из жизни. Тот, кто в начале жизни получал посвящение в нечто, мог за счёт монополии на это знание безбедно жить всю оставшуюся жизнь. Тот, кто не получал подобных посвящений, пахал землю. Ныне пора посвящений закончилась, в результате все возрастающей частоты социального времени они утратили какой бы то ни было смысл. Для иллюстрации скорости развития технологий обратимся к информации главного футуролога компании "Cisco" Дэйва Эванса (Dave Evans), на конец 2009г.: Сегодня мы знаем 5% того, что нам станет известно через 50 лет. Другими словами, 95% знаний, которые будут доступны людям к 2060 году, станут результатом открытий, сделанных в предстоящие 50 лет. В ближайшие 2 года объем информации в нашем мире будет ежегодно увеличиваться в шесть раз, а объем корпоративных данных в тот же период будет ежегодно возрастать в 50 раз. В течение двух следующих лет объем информации во Всемирной сети будет удваиваться каждые 11 часов. К 2015 году человечество будет ежегодно создавать контент, объем которого в 92,5 миллиона раз превышает объем информации, хранящейся в библиотеке Конгресса США (считается самым большим в мире хранилищем информации). В изменившейся логике социального поведения человек либо осваивает новые знания, пересматривает и изменяет свои стереотипы, либо оказывается на свалке истории. Чтобы приспосабливаться, человеку необходимо уметь овладевать новыми знаниями непрерывно в течение всей жизни, а для этого надо уметь учиться самостоятельно. Надо вырабатывать метод освоения новых знаний.
0
Ник155
Ник155
15.09.2021 08:39
С контрацепцией тогда дело было плохо, выбора не было, вот и рожали бабушки. А сейчас выбор есть.
4
198
198
15.09.2021 09:05
у них была надежда...
12
Заметки постороннего
Заметки постороннего
15.09.2021 09:11
"«Выдумают, надо же!.. Мир круглый! По мне хоть квадратный, а умов не мути!..», «От грамоты, от грамоты все идет, братья!" "Трудно быть богом" А. и Б. Стругацкие
-8
Гога
Гога
15.09.2021 10:15
В экономику это никак не упирается, это миф. Больше всего рожают в бедных странах, а меньше всего в богатых.
6
42S
42S
15.09.2021 21:39
Это так. Но все же не объясняет снижение рождаемости в богатых, и многодетность в бедных. А также многодетность в богатых странах.
1
Qwert
Qwert
16.09.2021 21:23
Ещё Мальтус заметил, в тех обществах, в которых женщина получает доступ к образованию, рождаемость снижается! Что ещё делать, живя в трущёбах, не имея средств контрацепции? Люди образованные всегда планируют семью, а не чисто на рефлексах этим занимаются.
2
Вячеслав 7777
Вячеслав 7777
14.09.2021 19:49
Смысл рожать детей в нашей стране? Чтобы они жили так же плохо, кормили чинуш и корячились на ипотеки с кредитами?
42
ДАРИНА
ДАРИНА
14.09.2021 21:01
С таким бардаком что происходит, вообще скоро рожать все перестанут
29
люба
люба
14.09.2021 22:06
Несмотря ни на что, рождаемость в Казахстане сейчас высокая.
12
alekc-c
alekc-c
14.09.2021 23:26
Только не говорят и не объясняют людям о проблемах связанных с загрязнения семенного материла с возрастом. И если у мужчин идёт постоянное обновление, то у женщин вся отрава попавшая в организм накапливается и следовательно чем раньше она родит тем больше шансов ,что ребёнок будет здоров. Но в школе как-то забывают объяснять такие мелочи. Да и вообще тема здоровья подаётся в довольно извращённом виде.
-3
42S
42S
15.09.2021 21:34
Вы правы. Так и есть.
0
Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии