09 Апреля 2009 11:02:00

Кризис крутым казахстанцам не помеха

Сегодня в период кризиса меняют свое значение не только основные ценности, но и самое главное – отношение людей к деньгам. Если раньше к ним относились как к средству растраты, сегодня, как советуют многие эксперты, к ним надо относиться более бережно. Другими словами, эпоха сбережения сменяет эпоху потребления. Но насколько смена вех может безболезненно пройти в условиях Казахстана?
0 КОММЕНТАРИЕВ

Сможет ли население страны побороть в себе ментальность «быть круче, чем родственник или сосед» в покупках джипов, коттеджей, путевок на дорогие курорты? Объяснения этому попытались дать наши эксперты.

Зауре Чуланова, ведущий эксперт Института мировой экономики и политики при Фонде первого президента РК:

– Нынешний кризис особенно сильно ударил по людям, имевшим кредиты и потерявшим работу. Основную же массу населения по таким важнейшим показателям, как доходы и занятость, кризис пока значительно не затронул. Исходя из продолжающегося роста зарплаты – в январе в реальном выражении на 3,7 процента, среднедушевого денежного дохода на 5,8 процента при уровне зарегистрированной безработицы 0,8 процента от экономически активного населения, можно предположить, что резких изменений в потребительском поведении не произойдет.

Не думаю, что в ближайшем будущем кризис значительно повлияет на менталитет населения. Возможны отдельные изменения потребительского поведения по психологическим мотивам, например, несколько увеличатся рациональность покупок, значение цены товара, уменьшится интенсивность и частота потребления некоторых товаров и услуг.

Что касается дорогих покупок, надо отметить, что особенности восприятия кризиса и потребительского поведения определяются возрастом и доходами. Люди старшего и среднего поколения, являющиеся носителями определенного социокультурного опыта, в большинстве своем более спокойно относятся к наличию престижных дорогостоящих предметов и больше предрасположены к сбережениям свободных средств. Молодым же людям, чье мировоззрение сформировалось в период расцвета потребительской идеологии, свойственно излишне идеализированное отношение к брендам и стремление к максимизации потребления. А если у человека есть стремление казаться круче, даже находясь на мели, он найдет способ похвастаться хотя бы тем, что потерял больше соседа.

Олжас Худайбергенов, руководитель Группы по проведению макроэкономических исследований:

– Нынешний кризис имеет долговой характер, то есть, говоря простым языком, потребители понабрали кредитов, которые сегодня приходится с трудом возвращать. Естественно, это возможно за счет уменьшения потребления и увеличения сбережения. Сбереженные деньги направляются на погашение кредитов. Конечно, есть и такая часть населения, которая сберегает на «черный день», из-за боязни, что завтра все ухудшится, тогда понадобятся эти отложенные деньги. Естественно, падает спрос на все эти коттеджи, джипы и прочее. Люди начинают понимать, что все эти вещи, оказывается, и не особо нужны. Не говоря уже о турпоездке в кредит.

Но изменит менталитет людей отнюдь не склонность к сбережению, а то, что с трудом приходится закрывать кредиты. Люди поняли, насколько это опасно – жить в долг. Надо добавить, что еще вчера самыми успешными были те, которые сегодня имеют больше всего долгов. Конечно, они опьянялись осознанием своего мнимого «могущества», чувствовали себя «крутыми», пытались каждый раз задать новый уровень «крутизны» при покупке как обычной одежды, так и крупных активов.

Модель поведения успешного человека обычно быстро распространяется, так как все хотят стать успешными. Если учесть, что повторить такой успех было относительно легко – достаточно было взять кредит, тогда становится понятным, почему эта модель стала очень популярной, распространенной.

На фоне всего этого была и другая категория людей – спекулянты недвижимостью. Меньшая часть за счет первоначального капитала, а большая часть – за счет кредитных средств, стала активно заниматься куплей-продажей недвижимости. То есть для того, чтобы заработать денег «много и сразу», надо было лишь умело пользоваться калькулятором и иметь доступ к кредитным ресурсам. Культ «легких денег», уже было исчезавший по мере сокращения масштабов приватизации во второй половине 90-х годов, обрел второе дыхание и дошел до своего апогея в начале 2007 года, когда цены на недвижимость резко поднялись, несмотря на уже было наметившееся «шатание» экономики.

Естественно, уже по прошествии всего лишь полутора лет большинство из этих людей, оглядываясь назад, понимают ошибочность своих суждений и поступков. Однако все-таки остаются те, которые продолжают считать свою модель поведения правильной, думать, что во всем виноват этот мировой кризис.

Поэтому, думаю, общество сможет окончательно отказаться от «легких денег» и «крутых тачек» лишь тогда, когда эта модель поведения будет считаться не только неправильной, но и плохой, когда ее отрицание произойдет не только на уровне логики, но и на уровне обычной человеческой морали. А на это, к сожалению, потребуются годы. Но, думаю, в итоге общество сможет сформировать ценности, которые позволят в будущем не только не совершать прежних ошибок, но и сформировать, так сказать, созидательный потенциал.

Малик Кушмуханов, бизнес-консультант, гендиректор ТОО «КГ Имидж-Партнер»:

– Сегодня Казахстан и казахстанцы, как и жители большинства стран мира, вынуждены экономить, чтобы выстоять перед лицом глобального экономического кризиса. Потребительский «пузырь» лопнул, не успев как следует надуться. Если реализация различных бизнес-проектов на заемные средства является нормальным процессом, то жить в кредит оказалось делом опасным не только для отдельного индивида, но и для национальной экономики в целом. Ведь по факту «потребительский бум» в нашей стране был основан на кредитах западных банков.

Теперь уже очевидно, что в «тучные» годы надо в большей степени готовиться к кризисному периоду, который неизбежно постучится в двери. Готовиться не в плане заготовок тушенки и спичек, а диверсифицировать свои сбережения и инвестиции, если они есть, оптимизировать расходы и быть сдержанными в потреблении. Одним словом, нам всем жизненно важно освоить такую науку, как семейное и личное бюджетирование.

Что касается нашего желания выделяться среди сородичей дорогой машиной и большим коттеджем, а не высоким уровнем IQ, то это естественный процесс. Я бы назвал его болезнью роста, и мы должны через это пройти. По мере развития нашего общества, по мере его насыщения материальными благами дома и машины перестанут быть для нас ключевыми факторами успеха.

Михаил Ломтадзе, председатель правления kaspi bank:

– Банковский сектор занимает значительную долю финансового рынка страны. При населении в 16 миллионов человек в банках открыто более 15 миллионов банковских счетов физических лиц. Если учесть, что у каждого вкладчика в среднем по 2-3 счета, практически все взрос-лое население Казахстана имеет вклады. Если говорить только о сбережениях населения, то в прошлом году они выросли до 1,5 трлн тенге. Свои сбережения люди предпочитали хранить в тенге и в долларах, хотя в начале этого года из-за девальвации тенге часть вкладчиков, которые планировали сделать большие приобретения, перешла с национальной валюты на американскую.

О чем говорит эта статистика? Несмотря на то что некоторые флагманы банковского сектора оказались в зоне риска и государству пришлось оказывать им помощь, казахстанцы не потеряли доверия к банковской системе. Все больше казахстанцев хотят иметь «подушку безопасности» в виде свободных денег. Для страны – это позитивный тренд, так как вклады населения могли бы создать потенциальный объем инвестиций, которые будут использованы для развития экономики, позволят снизить социально-экономические проблемы. За счет сбережений сокращается объем денежной массы, что создает предпосылки для снижения инфляции.

Существует мнение, что экономический рост взаимосвязан с уровнем текущих сбережений, поэтому совокупность сбережений служит одним из показателей богатства страны. Населению нашей страны необходимо разъяснить и дать понять, что для любой экономики сбережения граждан могут стать основой для инвестиционного рывка.

Магбат Спанов, директор Института развития Казахстана:

– В настоящее время среди населения наблюдаются какие-то случаи в сторону сокращения своих расходов, но в целом как таковой тенденции пока не видно – кризис не достиг своей глубины. Мы к этому придем через 2-3 года или, по крайней мере, к началу следующего года, когда люди поймут, что уже нет тех сверхдоходов, чтобы тратить деньги как заблагорассудится – на всякие развлечения, предметы роскоши.

Однако поломать ментальность «крутизны» мы не сможем никогда. Она может лишь притупиться на время. Но как только ситуация хотя бы на йоту улучшится, снова будет властвовать показуха.

Мы к этому пришли не в этом поколении, а задолго до советских времен. Недаром притчей во языцех стало наше «байство». Раньше мы хвалились лошадьми, теперь – джипами. А хорошая лошадь – признак богатства. Также как и белая 12-крылая юрта, которую сегодня сменил коттедж в нескольких уровнях. Это есть в нашей крови и это ничем не вытравишь. Единственно, у многих людей сегодня поубавились возможности, но все же в стране есть люди, которые особо не сокращали свои расходы.

Говорят, что казах без понтов – беспонтовый казах. Такая вот мы нация. В этом нет ничего плохого. Просто нам надо обратить эти минусы в плюсы. То есть, если мы в действительности хотим создать цивилизованное общество, тогда пусть эти блага будут доступны всем, а не отдельной части населения. Речь, к примеру, о тех же машинах. Соответственно, должны быть хорошая инфраструктура, дороги. Люди долж-ны знать, за что они платят. Мы же зачастую отдаем огромные деньги за товар, который того изначально не стоит. Да, это престижно. Но налоговая система, таможенные тарифы добавляют свою часть, которая входит в цену той красивой жизни немногих людей, имеющих доступ к теневым доходам.

Если же макроэкономические показатели продолжат ухудшаться, думаю, государство наконец перекроет возможности получения криминальных теневых доходов за счет тех же госзакупок и других легких денег. Тогда люди задумаются, стоит ли им покупать пятую машину или седьмой дом. Это ведь требует содержания, а оно порой обходится дороже самого предмета.

Из пустоты ничего не берется. Эти деньги обычно идут за счет сырьевых ресурсов. Эти деньги мы берем даже не у наших внуков и правнуков. Расплата рано или позд-но наступит. А сейчас мы живем по принципу одного дня. На наш день хватит, а что будет завтра – хоть трава не расти.

Асан КУАНОВ

Источник: Газета "Литер"
Хотите узнавать информацию о жизни Усть-Каменогорска первыми? Подписывайтесь на наш Telegram-канал.
Комментарии
Владельцы сайта не несут ответственности за содержание комментариев читателей.
В комментариях запрещены ненормативная лексика и оскорбления, высказывания, нарушающие нормы законодательства РК, реклама, комментарии, набранные ЗАГЛАВНЫМИ буквами. Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с тем, что можете быть привлечены к ответственности в соответствии с законодательством РК, а также даёте свое согласие на сбор и обработку ваших персональных данных.
Комментариев пока нет.
Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии