Куда податься несогласным?
"Ходит свободно, без дополнительной опоры. Двигательные нарушения со стороны правых конечностей минимальные... По имеющимся функциональным нарушениям оснований для установления одной из групп инвалидности нет", – сообщается в письме Департамента труда и социальной защиты по ВКО депутату областного маслихата. Родные, несогласные с решением медико-социальной комиссии, направили обращение и в прокуратуру. Там, кстати, с доводами в защиту Максима согласились, и в адрес директора вышеуказанного департамента было внесено представление об устранении нарушений законности. Но инвалидность парню не вернули. Сейчас Максиму уже 23 года. Он окончил ПТШ, работу найти не удается.
Но сдаваться родные не собираются. Хотя неизвестно, какие результаты даст очередной поход по различным инстанциям.
Пример Максима не единичен. В редакцию газеты обратился пенсионер Виктор Сметанин. Он говорит, что 28 февраля ему ампутировали ногу. А вот направление на прохождение комиссии не дали. Хотя, как нам пояснили в отделе МСЭ, инвалидность в данном случае может быть назначена.
В предыдущих номерах нашей газеты мы писали о Сереже Иванове. Мальчика без одной почки признали здоровым и сняли группу инвалидности. Однако в мир здоровых людей он вошел с рядом заболеваний. До сих пор пытаются разобраться с ситуацией Сергея. Есть и другие обращения, рассмотрение которых идет второй год. Положительных результатов пока нет.
Похожие примеры знают и в Усть-Каменогорском городском филиале республиканского общественного объединения "Алга, ДВК!". Люди, несогласные с понижением категории или снятием группы инвалидности, идут за помощью и в эту организацию, так как порой не знают, куда следует обращаться. К сожалению, говорит председатель городского филиала "Алга, ДВК!" Индира Какимова, такая тенденция сложилась во всем Казахстане: столкнувшиеся с проблемой инвалидности зачастую не могут отстоять свои права.
– Полагаю, что это связано с измененным несколько лет назад законом в сфере здравоохранения. Там сделан акцент на качественные показатели оценки уровня здоровья, – считает Индира Какимова. – То есть, чем меньше инвалидов, тем лучше показатель. Или, например, снижается определенный порог и получается, что некоторые люди с ограниченными возможностями под эту категорию уже не попадают.
Когда в товарищах согласья нет...
...тогда хорошо работает бюрократическая машина. В Усть-Каменогорском филиале "Алга, ДВК!" рассказывают свои истории. Пришел, например, инвалид третьей группы. Согласно его заболеванию, полагается дополнительная экологическая пенсия. Чтобы узнать, какие документы необходимы для ее оформления, он обратился в областное Управление здравоохранения через Интернет, виртуальную приемную. Получив нужный список и собрав необходимые бумаги, отправился в Семей. А там, на месте, потребовали дополнительные справки, которых в интернет-версии списка не было!
То ли чиновники перестраховываются, то ли пытаются откреститься от огромного количества поступающих к ним людей, но факт остается фактом. В этой ситуации человек не может предоставить все справки, так как среди прочего нужно подтверждение того, что с такого-то по такое-то время он проживал на экологически неблагополучной территории. Недостаточно записей в трудовой книжке, сведений о том, в какой школе учился. Но где взять такое заключение, если не все архивы сохранились?
– Очень много недоработок в законодательной сфере, именно поэтому люди так и маются, – утверждает Индира Какимова. – Неверно было бы пенять на врачей, понимая ситуацию в стране – кадров не хватает. Но наша неповоротливая система здравоохранения, искусственно созданная в Казахстане, порой превращает врачей в бюрократов.
К сожалению, бороться с бюрократической машиной можно только ее же методами. Значит, при выяснении какого-либо вопроса (необязательно инвалидности, это правило применимо ко всем сферам) следует делать письменные запросы-обращения. И не забывать о том, что ответ должен быть получен в установленные законом сроки. В противном случае можно смело обращаться в прокуратуру.
О качестве жизни замолвите слово
Чем выше группа инвалидности, тем больше предоставляемые государством льготы.
– Важно их качество, – уверена Индира Какимова. – Например, лекарства, которые реализуют с 50-процентной скидкой, в соседней аптеке стоят примерно столько же. Скидки не предоставляют, а цена – одинаковая. Получается, что помощи-то инвалиду нет.
Сложности предстоят и тем людям с ограниченными возможностями, кто решит воспользоваться своим правом пройти санаторно-курортное лечение. Путевки предоставляет городской (или районный) отдел занятости и социальных программ согласно индивидуальной программе реабилитации инвалида (ИПР). А для того, чтобы ее разработали, необходимо сначала обратиться в отдел медико-социальной экспертизы по месту прописки, предоставив копии: удостоверения личности, справки об инвалидности и книги регистрации граждан, а также заключение врачебно-консультативной комиссии медучреждения (по месту жительства), для чего требуется сначала пройти обследование. Таков порядок, установленный законом. Получается, прежде чем отправиться в санаторий, нужно побегать.
Стоит обратить внимание и на предусмотренные законодательством выплаты инвалидам. Они складываются из специального государственного пособия (СГП) и государственного социального пособия (ГСП).
Для инвалидов I-II групп по общему заболеванию СГП выплачивается в размере 1783 тенге, инвалиды III группы получают 764 тенге. Размер ГСП зависит от причины или категории инвалидности и составляет от 18 до 28 тысяч тенге для I группы, от 14 до 20 тысяч тенге для II группы и от 10 до 13 тысяч тенге для Ш группы.
При этом максимальные выплаты получают военнослужащие, сотрудники ОВД, получившие инвалидность при исполнении служебного долга. Минимальная сумма – инвалидам общего заболевания. А размер прожиточного минимума составляет 13 470 тенге.
Понятно, что, не имея возможности трудоустроиться, на эти средства приходится не жить, а выживать. И не только самому инвалиду, но зачастую и его родным, которые должны за ним ухаживать, порой также оставаясь без работы.
Мария Шемелина
В комментариях запрещены ненормативная лексика и оскорбления, высказывания, нарушающие нормы законодательства РК, реклама, комментарии, набранные ЗАГЛАВНЫМИ буквами. Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с тем, что можете быть привлечены к ответственности в соответствии с законодательством РК, а также даёте свое согласие на сбор и обработку ваших персональных данных.